Лилия Хамидуллина
Конспект НОД по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения в социуме «Один на улице и дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме.
Программное содержание:
• Углублять знания детей о необходимых мерах осторожности, когда они остаются одни на улице и дома.
• Предостерегать от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми на улице.
• Развивать познавательную активность, воображение, мышление, слуховую память, коммуникативные навыки детей.
• Активизировать речь детей.
Публикация «Конспект НОД по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения в социуме „Один на улице и дома“» размещена в разделах
• Воспитывать самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Материал:
Лист бумаги (форматА4) с «рассыпавшимися» слогами слова «безопасность», маркер черного цвета, карточки с заданиями 2-х типов сложности (на каждого ребенка, простые карандаши (по количеству детей, пропуска в школу (на каждого ребенка, колокольчик, картинки с изображением сказочных персонажей: Чудовища и Царицы, сюжетные картинки к сказке Аксакова «Аленький цветочек» и сказке Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях», пиктограммы с изображением различных движений, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 (на каждого ребенка, 2 телефона, экран «Лесенка успехов».
Ход занятия:
- Ребята, скоро вы пойдете в школу и станете кем? (школьниками, учениками).
-А вы хотите пойти в школу? Почему? (чтобы все знать, быть умными, грамотными).
- Какие бывают школы? (спортивные, музыкальные, художественные, математические).
- Сегодня я приглашаю вас в школу, а в какую, вы узнаете, правильно выполнив задание. У меня рассыпались слоги. Необходимо их собрать в слово (дети с помощью маркера соединяют слоги в одно слово, читают слово «БЕЗОПАСНОСТЬ»).
БЕ ПАС
ЗО НОСТЬ
- Да, ребята, я приглашаю вас в школу Безопасности. Что означает это слово? (ответы детей)
- Заглянем в толковый словарь. «Безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита» (воспитатель зачитывает толкование данного слова).
- Хотите попасть в эту школу? Каждый из вас получит пропуск в школу Безопасности, если правильно выполнит задание. Вы готовы?
- Детям предоставляются задания 2-х типов сложности: более сложное (карточка отмечена красной звездочкой) и более простое. Дети самостоятельно выбирают задание определенной степени сложности. За выполненное задание ребенок получает пропуск, за более сложное задание - пропуск с наклеенной красной звездочкой. Воспитатель отмечает детей, выбравших более сложное задание.
1-ая карточк (более простое задание)
Разгадать слово по первым звукам названий предметов:
( Даны картинки: дерево, окна, медведь. Слово «дом» вписывается в пустые клеточки)
2-ая карточка. (более сложное задание)
Разгадать слово по первым звукам названий предметов:
( Даны картинки: утюг, лиса, индюк, цветок, арбуз. Слово «улица» вписывается в пустые клеточки)
- Не зря мы разгадали слова «дом», «улица». Опасности нас могут окружать везде: и дома, и на улице. Что надо делать, как правильно поступить, мы будем говорить на наших уроках в школе Безопасности.
Добро пожаловать в школу Безопасности! (раздается звон колокольчика)
- Это звонок на урок. Чтобы на уроке быть внимательными, настроимся на урок, помассировав наши ушки (проводится самомассаж ушей) :
«Разотрем мы с вами ушки
Снизу вверх и до макушки,
Снизу вверх и сверху вниз,
Будь здоров! – вот наш девиз».
Урок 1. Встреча с незнакомцем.
- Ребята, кого можно назвать незнакомцем? А может ли он быть опасным для нас? (варианты ответов детей)
- Как вы думаете, как выглядит опасный человек? (грязный, лохматый, небритый, сердитый)
- Помогите мне разобраться, кто из этих сказочных героев может быть опасным, а кто безопасен? (Детям предлагаются для рассуждения 2 картинки с изображением страшного Чудовища и красивой Царицы. Предполагается, что Чудовище, по мнению детей, будет опасным, а Царица – безопасной)
- Почему вы так думаете? (рассуждения детей)
- Ребята, из какой сказки это Чудовище? (детям показываются 2-3 сюжетных картинки из сказки Аксакова «Аленький цветочек»)
- Да, в этой сказке Чудовище было лохматое и безобразное. А какое оно было по характеру? (доброе, нежное, беззащитное)
- А из какой сказки эта Царица? (Детям показываются 2-3 сюжетных картинки из сказки Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и семи богатырях»)
- Царица была красивой внешности. А какая она по характеру? (злая, жестокая, бессердечная)
- Какой можно сделать вывод о внешности и поступках незнакомых людей? (Дети подводятся к выводу о том, что внешность людей может быть обманчивой, нельзя судить о поступках людей по их внешности.)
- Есть пословица: «Лицом гладок, душою гадок». Как вы ее понимаете? (объяснение пословицы детьми)
- А представьте ситуацию: «Ребенок гуляет один, к нему подходит приятной внешности молодая женщина и приглашает посмотреть на маленького пушистого котенка». Как правильно поступить? (обыгрываются разные варианты этой ситуации с воспитателем в роли незнакомой женщины, дети подводятся к выводу о том, что нельзя никуда ходить с незнакомым человеком)
«Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет
Отвечайте твердо: - Нет!»
Физминутка. А вот и переменка Отдохнем и поиграем (Проводится подвижная игра «Замри». Под музыку дети выполняют любые движения. Когда музыка стихает, они замирают в той позе, которая указана в пиктограмме).
Урок 2. «Один дома».
В школе часто проводят тесты. Давайте и мы проведем тест. Представьте, что вы дома одни и с вами случилась беда, у вас сильно заболел живот. Что же делать? Я зачитаю 4 варианта ответов. Запомните ответы и поднимите карточку с номером правильного ответа.
«Если вы дома одни и у вас сильно заболел живот, надо:
1. Выпить таблетку «-»
2. Позвонить маме «+»
3. Съесть конфету «-»
4. Пойти к соседям «-»
(Дети запоминают варианты ответов и каждый поднимает карточку с цифрой, указывающей номер правильного ответа, затем поясняют свой выбор. В ходе рассуждений дети подводятся к выводу о том, что правильный ответ – позвонить маме по телефону)
- Ребята, давайте обыграем эту ситуацию, позвоним маме на работу по телефону (обыгрывается звонок по телефону, воспитатель обращает внимание на культуру речи детей, на умение вести разговор по телефону, детям предлагается заметить и исправить ошибки друзей)
- Ребята, в школе ученики получают оценки за урок. Я предлагаю каждому оценить себя (На экране «Лесенка успехов» дети с помощью символов оценивают себя. Воспитатель отмечает наиболее активных, старательных детей).
- Ребята, в школе ученикам задается домашнее задание.
Следующий наш урок в школе Безопасности называется «По дороге в школу». К следующему уроку вместе с родителями нарисуйте схему своего двора, красным цветом обозначьте места, где играть нельзя, а зеленым – места, где играть можно.
В конце учебного года каждый, кто старался и хорошо занимался в школе Безопасности, получит «Грамоту безопасности».