Ирина Лысова
Консультация «Одарённые дети. Трудности определения одарённости»
▼ Скачать + Заказать документы
Всегда ли мы видим одарённость детей? Бывают ли учительские ошибки при определении способностей ученика? Как помочь детям раскрыть свою индивидуальность? Эти вопросы я хочу осветить в своей статье.
Часто в личной беседе от уже немолодых людей можно услышать: " Я многого добилась(-ся). А учителя считали меня никчемной(-ым)". Эта обида нередко остаётся на всю жизнь. Мы знаем немало великих людей, неоценённых в детстве, юности. Учителя и раньше, и сейчас нацелены на освоение общеобразовательной программы. И это правильно. Для большинства детей необходимо определённое количество знаний, чтобы продолжить дальнейшее обучение после школы, чтобы работать.
Публикация «Консультация „Одарённые дети, Трудности определения одарённости“» размещена в разделах
Но талантливые люди не могут входить в обычные рамки. Например, многие знаменитости, не только А. С. Пушкин, не любили математику. А. П. Чехов дважды оставался на второй год. У Иосифа Бродского были годовые двойки. Людвиг ван Бетховен не справлялся с математикой и письмом. Это не помешало им стать известными личностями. Нашлись в их жизни люди, которые поспособствовали талантам в проявлении их ярких способностей.
Считаю, что в современное время учителю легче помочь способным детям проявить себя. Ведь рядом кружки в ЦКР, многочисленные спортивные, художественные, музыкальные школы. К сожалению, преподаватели считают их помехой в обучении.
Бывает, что дети пропускают учебные занятия. Так было и раньше. В. Маяковский в 5 классе бросил школу. Почему так случается? Неинтересно в школе, хочется другого. С удовольствием многие ребята посещают учреждения дополнительного образования. Человек может иметь актёрские способности, которые реализует там. А может быть, он замечательно поёт или танцует? И в этом его будущее.
Талантливые дети не обязательно общительные и весёлы. Оноре де Бальзак был безразличен к занятиям, любил быть один. Томаса Эдисона признавали умственно отсталым. Уинстон Черчилль считался одним из самых глупых учеников класса. Перечисленные знаменитости нашли себя в жизни. А сколько необщительных ребят не реализовало себя? Музыканту, писателю, художнику общение часто мешает. В школе искусств ребята с творческими способностями могут проявить себя.
Хулиганы мешают вести урок, учитель страдает от их дерзких слов и выходок. Но и Д. Менделеев домашние задания не делал, грубил учителям. К. Э. Циолковскому за плохую успеваемость и поведение грозило отчисление. Билл Гейтс был двоечником! Выход для энергии должен быть. Надо способствовать тому, чтобы шумные и неугомонные ребята записывались в спортивные школы, участвовали в соревнованиях, сдавали нормы ГТО. Именно там дети учатся организации, умению проигрывать, терпению, чтобы достичь результата.
Бывает, что у ребёнка нет ярко выраженных способностей. "Обычный троечник", - выносим мы свой вердикт. А если это будущий И. Ньютон или А. Эйнштейн? Обоих считали неперспективными троечниками.
Думаю, что стоит присмотреться к каждому ребёнку в классе, посоветовать родителям, в какой кружок его определить. Безусловно, базовое образование необходимо. Но у каждого человека должно оставаться свободное время на своё хобби, в котором, возможно, его будущее. Пусть плавают в бассейне, рисуют, поют, танцуют, делают поделки! Тот, кто охватывает большое количество разных занятий, быстрее найдёт дело по душе. А специалисты, довольные своей работой, нужны везде.