Татьяна Сергеевна
Одаренный ребенок и творческий педагог — модель креативного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренный ребенок и творческий педагог – модель креативного взаимодействия».
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и условий для развития?
Публикация «Одаренный ребенок и творческий педагог — модель креативного взаимодействия» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Сегодня остро стоят вопросы диагностики, прогнозирования, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Хочется отметить, что одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Одаренные дети по-своему уникальны, они отличаются от других детей, и нет ни одного похожего ребенка : у каждого свой набор способностей, свой темп развития. Для таких детей особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении в повседневной жизни.
На наш взгляд, изучение одаренности в педагогической работе наиболее значимо, т. к. одна из проблем развития одаренного ребенка – несвоевременное раскрытие его способностей, как говорится «заглушили на корню». Педагог, не знающий особенностей одаренности, признаков таланта, основ развивающего обучения, не сможет воспитать одаренного ребенка, т. к. только личность может воспитать личность.
Например, используя в своей работе модель творческой одаренности, которую разработал А. М. Матюшкин, где основными компонентами являются:
• доминирующая роль познавательной мотивации;
• исследовательская, творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
• возможность достижения оригинальных решений;
• возможность прогнозирования и предвосхищения;
• способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки,
я сделала вывод, что в основе модели «одаренный ребенок» лежит креативность как важнейший фактор развития личности. И одаренность рассматривается не как достижение высоких результатов в какой-либо области, а достижение, главным образом, нового, оригинального, ранее не существовавшего.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость развития интеллектуальных, творческих и социальных возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. Работа в этом направлении ведётся и в нашей школе, на наших занятиях биологии, экологии, химии. Например, экология и ее проблемы - это тот блок, который волнует и интересует учащихся на данный момент. И чем больше они погружаются в это направление с такими работами как: «Ландшафтный дизайн пришкольного сада» - заняли I место в районе, «Мы в ответе за тех, кого приручили»- участники краевого конкурса, «Экология человека» - участники районного конкурса, «Леворукость - норма или болезнь» - исследовательская деятельность, «Оценка состояния атмосферного воздуха территории МБОУ СОШ № 2 и школьного помещения» - участие в конкурсе Я- гражданин России, тем более интересными и познавательными становятся исследования детей, отсюда высокий интерес к написаниям проектов.
Если мы уделяем больше внимание развитию индивидуальных особенностей детей, то становится больше учеников, занимающихся научными исследованиями. Например : ученица 11 класса Громова Анастасия проявила себя как одаренная личность : ей свойственно стремиться всё к новым и новым знаниям. Она раскрыла широкий творческий потенциал (пишет стихи, профессионально поёт, участвует в разработке научных проектов). Эти характеристики раскрылись в ней намного ярче, чем у других детей.
Можно смело говорить о том, что эти качества отличают настоящую творческую личность от посредственности. Ребенок не может удовлетвориться чужим мнением, а ищет свои пути решения, в результате соглашаясь с общепринятой точкой зрения или опровергая её. Вызывает уважение её способность предлагать несколько вариантов решения при выполнении проблемных и творческих задач. А мы знаем, что во взрослой жизни все задачи дивергентны, начиная от выбора профессии и заканчивая творчеством. В сфере обучения же дивергентные задачи – редкость. Всё обучение строится на задачах с одним правильным ответом. Одаренные дети, в свою очередь, очень любят решать именно дивергентные задачи, причем, чем больше неопределенности в них, тем более активно дети вступают в процесс их решения.
Интересы не только Анастасии, но и других моих подопечных, очень устойчивы, дети преданны своему делу и с упорством достигают целей.
Исследовательская практика – важная часть развития одаренности. Те знания, которые ребята получают в ходе исследований, определяют и характеризуют их одаренность. А проявить себя позволяем им мы, ведь именно мы,педагоги, являемся главным звеном в решении данной проблемы, так как между «одаренным ребенком» и «творческим педагогом» существует прямая взаимосвязь. Иными словами, если мы заметим в детях те качества, которые потенциально живут в них самих — это значит, и у нас есть такие же склонности и дары, просто мы пока не позволили себе их проявить.
В этом году Настя заканчивает школу. Будущую профессию она связывает с медициной. Погружение в проектную деятельность дало свои результаты. Дело за главным - применить свои знания в новой области. А вдруг сделает открытие?
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области изучения психологии и обучения одаренных детей, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной: ведь завтра будет что-то новое.
Карпук Татьяна Сергеевна
учитель биологии, химии
и педагог МБОУ
дополнительное образование детей
Центра развития творчества детей и юношества