Надежда Тарасенко
Консультация для педагогов «Одаренный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым продуктивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Публикация «Консультация для педагогов „Одаренный ребенок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Раннее выявление и развитие особенно актуально в наши дни. Для развития одарённых детей очень важен и благоприятен дошкольный возраст, в течение которого, к сожалению, почти ничего не делается для поддержания творческих способностей ребёнка.
В семье появился ребёнок. Первая улыбка, первый шаг малыша… Из беспомощной крохи он превратился в разумного, почти самостоятельного человека. Родители начинают замечать, что ребёнку становится скучно со сверстниками. Он отличается от ровесников – это начинают отмечать знакомые, воспитатели. А вдруг не просто умный, способный. У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны.
Во-первых, как сказал бы специалист, выделяются этапы развития, в каком возрасте ребёнок начал ходить, начал говорить, научился считать до, научился писать и прочее.
Конечно, не все факты, выделяемые родителями следует относить к характеристике одарённости. Важно отметить, что многие одаренные дети начинают говорить поздно. Детский лепет – это как бы игра звуками, способствующая развитию голосового аппарата, речевого слуха ребёнка. Как же выбрать из обилия фактов те, которые свидетельствовали бы об одарённости ребёнка?
Внешние проявления творчества выражаются прежде всего в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребёнка, его исследовательской активности, ранней увлечённости какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием, чтением, счётом, конструированием и т. д.)
Если малыш довольно рано начинает ходить, ползать, бегать, легко манипулировать мелкими предметами (ножницами, карандашом, кисточкой и т. д., значит более активно идёт ознакомление с окружающим, создаются предпосылки для раннего и быстрого развития интеллекта.
Родители отмечают такие увлечения детей, как пение, игра на музыкальном инструменте; сочинение сказок, стихов, песен; разыгрывание ролей; конструирование; игра в шахматы; интерес к иностранному языку и т. д. Маленькая кроха только научилась ходить, а уже чуть ли не бежит к пианино, так радуется, когда белые клавиши начинают звучать. «Будет пианистка» — говорит мама. «Ребёнок есть ребёнок, ему всё интересно». Как видим мнения разошлись. Вопрос о раннем серьёзном обучении ребёнка игре на музыкальном инструменте, встал очень остро. Несомненно, занятия родителей оказывают большое влияние на развитие ребёнка. В детстве многие дети талантливы. Как важно вовремя понять ребёнка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Похвалите его за прекрасно исполненную песенку. Попробуйте спеть вместе с ним, вы увидите в каком восторге будет ваш ребёнок, поняв, что вам это понравилось.
Можно ли развивать детское творчество?
Первый вывод, который вероятно сделает каждый родитель, воспитавший ребёнка – насильно творчество не развивают. Родители, желая совершенствовать способности своего ребёнка, насильно отдают в музыкальные студии, школы. Заставляют заниматься без желания самого ребёнка, а результат противоположный: озлобленность, отвращение к музыке.
Из-за навязывания занятий, неинтересных ребёнку, родители могут лишиться контакта с ним, взаимопонимания. Настоящая увлеченность должна быть поддержана. Отсюда второй вывод – контакт с ребёнком, интерес к его занятиям, поддержка, помощь необходимы в развитии способностей ребёнка.
Какие особенности дошкольника нужно учитывать и использовать? Эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность ребёнка, большое стремление к познанию.
Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например в приобретении к миру музыки, поможет развивать дарование ребёнка. Разнообразные игры вне таких занятий снимут вопрос об односторонности развития ребёнка.
Самое первое и самое главное — ребёнок должен чувствовать любовь и в семье и в детском саду. Атмосфера доброты, чуткости, внимательности необходима как воздух для развития творческой одарённости ребёнка. Это трудно, очень трудно. Но важно помнить, что идёт не только интеллектуальное, но и эмоциональное развитие малыша. Для развития творческого потенциала ребёнка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная. Этого не надо бояться, зазнайкой он не вырастет. Но зато у него будет запас сил и уверенность при встрече с неудачами, а их ведь не миновать в жизни.
Второе, что необходимо помнить — у ребёнка должен быть пример взрослых перед глазами, в особенности это касается родителей. Быть постоянными и твёрдыми в своём стремлении, в работе, глубокое и серьёзное отношение к делу.
И третье: необходимо помнить об одном мудром правиле: — «не навреди». Одарённые дети, как правило, очень чувствительны, очень ранимы. То, что у других не вызовет никакой реакции, у них может вызвать истерику. Специалисты считают, что одарённому ребёнку необходимо свободное время, когда он сможет уединиться, подумать, пофантазировать, побыть наедине с собой.
В воспитании одарённого ребё нка роль семьи особенно значима: формируется отношение родителей к его неординарности, одарённости и талантливости, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребёнком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.
Работа с одаренными детьми не просто нужна, она необходима. Каким бы гениальным не был ребенок, нужно систематическое развитие этих способностей. Не было бы Моцарта, если бы не его отец — великий музыкант и педагог. Не было бы Рахманинова, Глинки и многих других признанных гениев, если бы их способности не были бы во время замечены и развиты.
Что касается целей работы с одаренными детьми, то можно сказать, что главным является:
• Выявление одаренных детей;
• Разработка индивидуального плана работы;
• Психологическая помощь.
В своей работе с одарёнными детьми мы, педагоги, должны руководствоваться следующими принципами:
1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
2. Учет продуктивности дошкольного детства.
3. Индивидуальный подход,
4. Своевременное начало.
5. Возможность выбора.
6. Комплексный подход.
7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.