Надежда Алтынбаева
ООД «Веселые звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для обобщения и систематизации знаний о гласных звуках «А, О, У, И, Э, Ы» и буквах, их обозначающих.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках «А», «О», «У», «И»; «Э», «Ы».
- закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки;
- совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах;
- упражнять детей в умении выделять слова с заданным звуком;
Публикация «ООД „Веселые звуки“» размещена в разделах
- упражнять в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
- упражнять в преобразовании существительных среднего рода множественного числа в единственное число;
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать общую моторику, умение координировать речь с движением;
- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, память;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать дружелюбие, доброжелательность, отзывчивость,
взаимопомощь, выдержку.
Предварительная работа: беседы с воспитанниками о звуках, буквах, отгадывание загадок, рассматривание картинок на звуки.
Технические средства обучения (оборудование) : мольберт, доска.
Демонстрационный материал: предметные картинки (арбуз, жираф, утка); картинки – домики гласных звуков, гласные буквы А, О, У, И, Э, Ы; письмо, картинка с изображением предметов (утюг, утка, улитка, утенок, кит, апельсин).
Раздаточный материал: вырезанные на части буквы, фишка красного цвета на каждого ребенка; красный карандаш на каждого ребенка, схемы слов на каждого ребенка, картинки с изображениями на звук «У» на каждого ребенка.
Методы и приемы: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, демонстрация, объяснение, рассказ, чтение, беседа, игры, поощрение.
Место проведения: групповая комната.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитанники здороваются.
Воспитатель: Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка:
«Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Качели».
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, нам в группу сегодня почтальон принёс письмо от королевы Грамоты. Давайте, я вам прочитаю.
«Дорогие ребята! В нашем городе Знаний случилась беда! Злой волшебник похитил гласные звуки «А, О, У, И, Э, Ы» и буквы, которыми они обозначаются. Он вернёт все звуки и буквы, если вы выполните все его задания. Я очень прошу, помогите нам! Без этих звуков и букв наш город пропадёт! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые! Ваша королева Грамота.»
Воспитатель: Ребята, поможем?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в город Знаний.
«Покружились, покружились,
В городе Знаний очутились».
Выставляется картинка город Знаний.
Воспитатель:
В некотором царстве,
Знаний государстве,
Жили – не тужили,
С язычком дружили:
Вопелочка: ААААААА,
Ревелочка: УУУУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИИ.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами произносили?
Воспитанники: Звуки.
Воспитатель: А какие звуки мы произносили?
Воспитанники: Мы произносили гласные звуки.
Воспитатель: Как узнать, что звук гласный?
Воспитанники: Если при произнесении звука воздух выходит без препятствий (не мешают зубы, губы, то это гласный звук.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме?
Воспитанники: Красным.
Воспитатель: В каком домике гласные звуки живут?
Воспитанники: В красном.
Один из воспитанников вывешивает красный домик гласных звуков.
Воспитатель: Ребята, нужно помочь вернуть звуки «А, О, И, У, Э, Ы» и буквы, которые обозначают эти звуки в город Знаний
Воспитатель: Слушаем внимательно первое задание.
Задание №1. – «Определи место звука в слове».
Детям нужно отгадать загадки и определить место звука в слове-отгадке.
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.
Воспитанники: Арбуз. (Вывешивается картинка)
Воспитатель: Где мы слышим звук «А»?
Воспитанники: Звук «А» слышим в начале слова.
Воспитатель: Покажем на схеме красными фишками.
Воспитанники показывают на схеме фишкой. Один из воспитанников показывает на доске.
Воспитатель: Слушаем вторую загадку.
Самый рослый из зверей -
Африканский длинношей –
Ходит гордо, словно граф,
Называется…
Воспитанники: Жираф. (Вывешивается картинка)
Воспитатель: Где мы слышим звук «А» в начале, в середине или в конце слова?
Воспитанники: Звук «А» слышим в середине слова.
Воспитатель: Покажем на схеме красными фишками.
Воспитанники показывают на схеме фишкой. Один из воспитанников показывает на доске.
Воспитатель: Третья загадка.
Кря-кря-кря! Сюда, сюда!
Раздается из пруда.
Так зовет своих малюток
Кряква, по-другому…
Воспитанники: Утка. (Вывешивается картинка)
Воспитатель: Где мы слышим звук «А» в начале, в середине или в конце слова?
Воспитанники: Звук «А» слышим в конце слова.
Воспитатель: Покажем на схеме красными фишками.
Воспитанники показывают на схеме фишкой. Один из воспитанников показывает на доске.
Воспитатель: Отлично, ребята, справились с первым заданием!
Задание №2. Игра с мячом «Много – один».
Воспитатель: Ребята, давайте, поиграем. Я вам говорю слово, обозначающее много предметов, а вы называете слово, которое обозначает один предмет. Например, когда много мы говорим окна, а если одно, мы скажем окно
Окна - (окно)
Кольца - (кольцо)
Брёвна - (бревно)
Сёла - (село)
Гнёзда - (гнездо)
Стёкла - (стекло)
Озёра - (озеро)
Вёдра - (ведро)
Облака - (облако)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какой звук слышится в конце слов, которые вы называли?
Воспитанники: Слышится звук «О».
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились!
Задание №3. «Подели слова на слоги и определи их количество».
В этом задании нужно поделить слова на слоги и определить, сколько слогов получилось. (Можно спросить, как мы делим слова на слоги)
Слова – индюк (2 слога, игрушки (3 слога, кит (1 слог)
Вывешиваются картинки.
Воспитатель: Ребята, а какой звук есть во всех этих словах? ИНДЮК, ИГРУШКА, КИТ (интонацией выделяете звук И)
Воспитанники: Во всех словах есть звук «И».
Воспитатель: Замечательно! Справились! Я вижу, что немного устали, предлагаю вам отдохнуть.
Проводится физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Воспитатель напоминает об осанке (спина прямая, ноги вместе, руки….)
Задание №4 «Обведи в кружок».
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на картинки перед собой. На картинке нарисованы различные предметы. Обведите в кружок те предметы, которые начинаются с гласного звука «У».
(Утюг, утка, улитка, утенок, кит, апельсин)
Задание №5 «Определи какой звук». Чтобы выполнить правильно следующее задание, нужно внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы повторять. Если слово начинается с гласного звука, то будете хлопать. А если слово не начинается с гласного звука – топать.
Арбуз, облако, дом, утка, аист, стол, ослик, утюг, ирис, машина, ухо, озеро, апельсин, шкаф и т. д.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв?
Воспитанники: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.
Воспитатель: А если нет под рукой карандаша или ручки, как ещё можно изобразить букву?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Букву можно сконструировать.
Задание №6 Конструирование букв «А, О, И, У, Э, Ы» из частей.
Воспитатель: Ребята, вам нужно будет сконструировать буквы «А, О, И, У, Э, Ы». Из частей, составить целые буквы.
Воспитанники конструируют буквы.
Воспитатель: Какие буквы у вас получились?
Каждый ребёнок называет свою букву и вывешивает букву рядом с красным домиком для гласных звуков.
Воспитатель: Замечательно! Ребята, посмотрите, звуки и буквы вернулись в город Знаний. Вы молодцы! Помогли королеве Грамоте! Нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Воспитанники: Покружились, покружились.
В детском садике очутились.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии?
Ответы воспитанников.
Воспитатель: Какие звуки мы с вами закрепили?
Воспитанники: Гласные.
Воспитатель: Как узнать, что звук гласный?
Воспитанники: Если при произнесении звука воздух выходит без препятствий (не мешают зубы, губы, то это гласный звук.
Воспитатель: Каким цветом они обозначаются на схеме?
Воспитанники: Красным.
Воспитатель: Вы все большие молодцы! Королева Грамота передала вам медали, как самым умным и добрым детям.