Анастасия Пугачёва
ООД в старшей разновозрастной группе «Путешествие по ярмарке «Город мастеров»
Вход «Ой вы гости»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как не обычно мы с вами сегодня одеты. Как думаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ярмарка – это место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют, и, если понравится, покупают и везут домой.
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу ярмарку пришли гости, давайте поздороваемся с гостями по старинному русскому обычаю. (отдают низкий поклон)
Публикация «ООД в старшей разновозрастной группе „Путешествие по ярмарке „Город мастеров“» размещена в разделах
Воспитатель: Давайте сегодня всех гостей со всех волостей пригласим на ярмарку скорей!
1реб. : На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости вас ждут, друзья!
2реб. : Что душа твоя желает – всё на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает, без покупки не уйдешь!
3реб. : Эй! Не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
Народ собирается – наша ярмарка открывается!
4реб. : Эй, публика любезная, хлопай веселей!
А мы на празднике порадуем гостей!
Воспитатель: А сейчас настало время нашего путешествия на ярмарку «Русских мастеров». А поможет нам попасть на ярмарку карусель. Посмотрите, какая она яркая.
Карусель: Подходите ко мне сюда, беритесь за красочные ленточки, держитесь крепче.
Карусель (играет русская народная мелодия)
(пока дети кружатся в «карусели» на интерактивной доске появляется слайд «Дымковская игрушка»)
Воспитатель:
А на ярмарке товары :
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличные игрушки!
А вот какие игрушки отгадайте?
- Весёлая белая глина
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну-ка отгадайте-ка друзья, что это за игрушка!
Дети: Дымковская игрушка.
Воспитатель: А почему ее так называют?
Дети: Потому что из села Дымково
Воспитатель: А кого изображают данные игрушки?
Дети: животных и людей.
Воспитатель: из чего они сделаны?
Дети: а делают их из глины.
Воспитатель: а какие элементы используют умельцы для росписи?
Дети: волнистые линии, геометрические фигуры, точки, круги, кольца.
Мастерица : молодцы, совершенно верно.
Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка. Издавна живут в слободе мастера, которые кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, да детям на забаву веселые яркие игрушки. Длинными зимними вечерами, когда работы в поле и на огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печке свои знаменитые игрушки. К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах.
Выходят дети:
3 ребенок: Дымковские барышни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни
Кавалеры наши.
4 ребенок: за студеною водицией
Как лебедушка плывет
Водоноска-молодица
Ведра красные несет.
5 ребенок: у большого индюка
Все расписаны бока
Всех нарядом удивил
Крылья важно распустил
6 ребенок: под березки на лужки
Выбегают петушки:
Зеленые сапожки
Красные сережки
7 ребенок: козоньки рогатые
Козоньки богатые
Ждем вас на дорожке
Разомните ножки.
Воспитатель: Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки славные подарки.
А я дудочку возьму
Деток в пляску поведу.
Игра «Рученьки»
Воспитатель: Вот в Дымково побывали, поедем дальше.
Карусель: Скорее ко мне сюда, беритесь за красочные ленточки, держитесь крепче.
Карусель (играет русская народная мелодия)
(пока дети кружатся в «карусели» на интерактивной доске появляется слайд «Золотая Хохлома»)
Воспитатель:
А теперь, ребятки, вам еще одна загадка!
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это…
Дети: Хохлома!
Воспитатель: Посмотрите, куда же мы попали?
Дети: В Хохлому.
Воспитатель: А роспись какая?
Воспитатель: Хохломская.
Воспитатель: Почему Хохлому называют «золотой»?
Дети: Потому что много желтого цвета.
Воспитатель: А что расписывали этой росписью?
Дети: Мебель, посуду.
Воспитатель: Какие элементы есть в этой росписи?
Дети: Листочки, ягоды, завитки.
Воспитатель: Верно. И это называется растительный орнамент, потому что он берется из природы. Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
1 ребенок: Хохлома! Хохлома!
Блещут золотые дома
Миски, чашки, ложки, блюдца –
Золотая вся посуда!
2 ребенок: посуда не простая
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она –
Золотая хохлома.
3 ребенок: эти липовые ложки, блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала на сама Золотая Хохлома!
4 ребенок: нет наряднее раскраски, будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема, Золотая Хохлома!
5 ребенок: и нигде на свете
Нет таких соцветий –
Всех чудес чудесней Наша Хохлома!
Воспитатель:
Роспись хохломская
Словно колдовская
Ну да чего же веселая эта хохлома! А ну-ка, где там наши ложкари. Плясовую б завели. Вот вам ложки золоченные – узоры крученные.
Ложкари играют на ложках.
Воспитатель: смелей ребята, мы дальше идем. И новых встреч на пути нашем ждем. Чем смогут еще удивить мастера? Узнать нам об этом наверно пора.
Карусель: Скорее ко мне подходите, беритесь ленточки, держитесь крепче.
Карусель (играет русская народная мелодия)
(пока дети кружатся в «карусели» на интерактивной доске появляется слайд «Гжель»)
Воспитатель: В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись … (Гжель).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за изделия мы видим? Что за роспись?
Дети: Это гжельская роспись.
Воспитатель: Верно! А почему ее называют гжельской?
Дети: Потому, что она из села Гжель.
Воспитатель: А чем эта роспись отличается?
Дети: Здесь только два цвета – синий и белый.
Воспитатель: А что расписывают такой росписью?
Дети: Керамическую посуду, фарфоровые фигурки.
Воспитатель: Все правильно, молодцы. Чудесная глина, белая - белая, мастерили умельцы посуду разную такую, какой свет не видывал. И украшали не лепниной, а расписывали синей краской разных оттенков. Роспись необыкновенная – сеточки, полосочки и цветы.
Чтобы ум и логику свои показать,
Нужно загадки мои отгадать.
1. На столе, накрытом к чаю,
Испуская важно пар,
Среди блюдечек и чашек
Самый главный… (самовар)
2. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая … (Чашка)
3. Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой. (Заварочный чайник)
4. Я хочу предостеречь!
Чтобы губы не обжечь,
К чаю подаются
Ложечки и … (блюдца)
5. Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако это не река.
Зовут её… (тарелка)
Воспитатель: Но не только чудесную посуду мастера лепили и расписывали, но любили в игры народные играть.
Игра «Сувенирная лавка»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами зайдем в сувенирную лавку. Посмотрите, товары не успели поставить на полки. Давайте поможем расставить изделия по видам росписи, о которых мы с вами говорили.
Дети расставляют изделия.
(звучит русская народная мелодия)
Стихи:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
Как же чудес сей узор
Так и радует наш взор,
С давних пор известен он,
Городецким наречен.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Чудо – всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Воспитатель: Молодцы! Теперь хорошо видно изделия их Хохломы, из Гжели, из Дымково.
Воспитатель: Поедем дальше?
Дети: Да
Карусель: Скорее ко мне сюда, беритесь за красочные ленточки, держитесь крепче.
Карусель (играет русская народная мелодия)
(пока дети кружатся в «карусели» на интерактивной доске появляется слайд «Русская матрешка»)
Воспитатель:
Есть задание для вас:
Вы загадку отгадайте.
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, в может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская….
Дети: матрешка
Выход матрешек
1дев. : Ой, спасибо тебе, мастер, руки золотые!
Получились мы на славу, яркие такие!
2дев. : Деревянные сестрички, от большой до невелички,
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры!
3дев. : Мы матрешки, мы сестрички, мы толстушки - невелички!
Как пойдем плясать да петь, вам за нами не успеть!
4дев. : Мы матрешки, мы кругляшки,
Нам похлопайте в ладоши,
Чтобы лучше плясалось,
Чтобы скуки не осталось.
Воспитатель:
Давайте сядем-посидим,
На матрешек поглядим.
Танец матрешек
Воспитатель: Из поколения в поколение передавалось народное ремесло. По сей день в Гжели, Дымково и Хохломе живут народные умельцы, продолжают дело своих предков. И радуют нас сказочной посудой и игрушками. У нас в городе мастеров тоже чудесная ярмарка, на которой мы увидали чудесные товары разных мастеров. Узнали о чудо умельцах и промыслах, и традициях. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Воспитатель: Мы на ярмарке побывали, веселились и играли,
Только праздник нам заканчивать пора.
Не болейте, братцы, взрослых почитайте,
Друг друга не обижайте – лучше гостинцами угощайте!
А на следующий год к нам на ярмарку приезжайте!
Воспитатель: А какой же праздник на Руси был без каравая, сладких пирогов. Не зря говорит русский народ: «Чем богаты, тем и рады»; «Не красна изба углами, а красна пирогами».
(ВЫНОС ПИРОГА)
Песня “К нам гости пришли”