Галия Нигаматова
ООД в подготовительной к школе группе «Путешествие в заказник Шайтан-тау»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в подготовительной к школе группе
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Формы работы: беседа, художественное слово, ответы на вопросы.
Виды деятельности: двигательная, игровая, художественно-эстетическая.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с заказником Шайтан-тау и Красной книгой; растениями и животными, занесенными в нее.
Публикация «ООД в подготовительной к школе группе „Путешествие в заказник Шайтан-тау“» размещена в разделах
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, воображения и познавательной активности детей; формировать умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, желание беречь природу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Просмотр фотографий, иллюстраций с изображением памятников природы.
- Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о родной природе.
- Организация экскурсии в заказник Шайтан-тау.
- Игры для закрепления правил поведения в лесу.
- Дидактические игры: "Назови части растений, "Когда это бывает'', ''Знаешь ли правила поведения в лесу?''
Материалы: иллюстрации солнышка, воздуха, воды, ягоды, гриба, пчелы и рыбы, карта Хайбуллинского района, папка - раскладушка "Природные памятники Хайбуллинского района", изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Хайбуллинского района, атлас мира, папка для создания Красной книги, слайды.
Ход:
На доске установлен плакат с изображением контура заказника Шайтан-тау. Появляется медвежонок (педагог в костюме)
Медвежонок. Ой - ой! Куда я попал?
Дети. В детский сад!
Медвежонок. Детский сад? А там, где я живу, детского сада нет. Я живу в заказнике. Ребята, а вы знаете, что это такое? (ответы детей)
Медвежонок. Заказник – это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы. В заказнике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заказник приходят только на экскурсию, здесь знакомятся с животным и растительным миром.
Медвежонок. А вы, ребята любите путешествовать?
Дети. Да.
Воспитатель. А хотите прямо сейчас отправиться в путешествие? Давайте тогда вспомним правила поведения в лесу.
Дидактическая игра "Знаешь ли правила поведения в лесу?"
(Каждый ребенок получает схемы правил поведения в природе и рассказывает о них)
Медвежонок. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения в природе. Теперь мы можем отправиться в путешествие. Ребята, закрывайте глаза и три раза покружитесь (звучат голоса птиц). Вот мы оказались в самом красивейшем уголке нашего района. Это заказник Шайтан-тау. Он создан в 1965 году для охраны природы, редких растений и животных нашего района. Это наше богатство, которым каждый из нас может гордиться (показывает слайды заказника Шайтан-тау).
Воспитатель. Наши ребята тоже знают немного об этом заказнике. В народе этот хребет называют Шайтан-тау. В переводе с башкирского означает «Чертова гора» или ”Гора Дьявола”, так как там часто дуют сильные ветра и бывают резкие перепады температуры. Рядом протекает река Сакмара. Здесь встречаются редкие виды растений (ковыль, гвоздика уральская, лук косой, птицы (беркут, балобан, глухарь, орел- могильник, сокол- сапсан, деревья (липа, лиственница, сосна, ольха, черемуха, животные (бурый медведь, кабан, заяц беляк, лось, рысь, куница, тушканчик).
Ребята выходят к доске по очереди и прикрепляют к''карте заказника" картинки растений,птиц и животных.
Медвежонок. Вот у нас получился заказник Шайтан-тау, где я живу. Это островок спасения природы от человека.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе – у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать. (П. Сергеев)
Медвежонок прощаясь, уходит
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей) Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Воспитатель. А еще я вам хочу показать «Атлас мира» (В ходе рассматривания «Атласа мира» педагог проводит беседу).
-Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких? (ответы детей)
-Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие? (ответы детей)
-Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие? (Жираф и т. д. ответы детей)
-Есть такие, которые можно увидеть только в зоопарке. Каких? (Слон и т. д. -ответы детей)
-Есть такие, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие животные.
Воспитатель. Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.) Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие? (демонстрируется видеоролик).
И вот в 1960-х годах ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись! Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?
(показывает иллюстрации животных, растений, птиц из Красной книги Башкортостана и перечисляет растения и птиц заказника Шайтан-тау, занесенные в Красную книгу)
Воспитатель. Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое - умирает третье. Вот представьте: если не будет светить солнце, то не согреется земля, не появятся растения, нечем будет питаться насекомым, птицам. Наступит вечная мерзлота. Погибнет всё живое. (слайд)
(Воспитатель показывает модели и закрывает темным кругом).
Воспитатель. Ребята, мы с вами сделаем свою иллюстрированную Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе. Каких животных, птиц, растений мы туда занесем? Кто что будет рисовать? ( ответы детей: зайца, медведя, рябчика, беркута, гвоздику уральскую, ковыль). Мы их будем рисовать карандашами, из ваших рисунков составим Красную книгу нашего района в картинках, а на следующих занятиях будем пополнять ее другими рисунками, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы можем беречь природу? ( возможные ответы детей: убирать мусор на участке детского сада, сажать деревья, оберегать животных, кормить птиц и др.) Скажите, дети, что узнали сегодня на занятии?
( ответы детей: мы узнали на этом занятии, что все в природе взаимосвязано друг с другом,что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут).
Воспитатель: Но не забывайте, ребята, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении: (3 ребенка рассказывают стихи)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как травы с лугом.
Как ветер – с морем.
Поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам
Как самым верным своим друзьям.
Давайте, люди,
Беречь планету –
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна.
Что будет делать
Без нас она? (И. Мазнин)