Елена Стефановская
ООД в подготовительной группе «Путешествие на необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в подготовительной группе по теме : «Путешествие на необитаемый остров»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Расширение знания детей о полезных ископаемых.
-Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности, расширение кругозора, любознательности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
-Обучение самостоятельно рассуждать, делать элементарные выводы в ходе проводимых опытов и экспериментов, развивать творческие способности, используя природные ресурсы нашей Родины.
-Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание оказать помощь, взаимодействовать в команде.
Оборудование:
Интерактивная доска, сказка, волшебная палочка, бутылка с письмом, столы, стулья по количеству детей, баннер с изображением необитаемого острова. Стойки с картинками - добыча полезных ископаемых (песок, глина, уголь, соль). Лаборатория №1 – песок, глина, увеличительное стекло на каждого ребёнка, влажные салфетки, воронки, стаканчики, вода. Лаборатория №2 – кусочки угля, стаканчики, вода, молоточки на каждого ребенка, пакетики, влажные салфетки. Лаборатория №3 – крупная соль, небольшие мешочки с крупной солью для пальчиковой игры. Для продуктивной деятельности – цветная соль, угольные карандаши, клей, недорисованная картина, спокойная музыка.
Ход:
Ребята, поздоровайтесь и подарите улыбки гостям.
И гости с нами поделились своими улыбками и теплом.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
- Сегодня я хочу вам рассказать сказку. Хотите послушать? Садитесь на стульчики. (Просмотр сказки на интерактивной доске).
В одной стране жил-был король. Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове. Он был совсем один. Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды. Король был в отчаянии: «Что же я буду делать? Как буду жить? Где возьму все необходимое?». И вдруг он услышал легкий шепот, словно дуновение ветерка: «Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат…». Король задумался…
- Ребята, мне кажется, королю нужна помощь.
- Сможем ли мы ему помочь? (ответы детей)
- Нам нужно попасть на этот остров. А оказаться на острове нам помогут волшебные слова. Встаньте и закройте глаза
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство появится
На остров попадём.
Ребята, откройте глаза.
- Вот мы и на острове
- Интересно, чем же он богат?
- Посмотрите, к берегу прибило бутылку, может быть, в ней есть подсказка?
- Давайте её откроем.
- Ребята, здесь написано, что этот остров действительно богат полезными ископаемыми, и если вы правильно отгадаете загадки, то сможете раскрыть секрет этого острова и помочь королю. И вы теперь не просто дети, а настоящие геологи. Готовы к испытаниям? Геологи должны быть выносливыми, давайте мы с вами разомнёмся, внимательно слушайте слова, отвечайте на вопросы и выполняйте движения.
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами стали
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (встать на носочки, поднять руки вверх,
Бурная река (показывают руками)
Равнины впереди
Смелее к ним иди
- Интересно, чем богат этот остров? Давайте отгадаем загадки
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. (Песок)
- Молодцы. Глина и песок – это полезные ископаемые.
- Кстати, в нашем городе в карьерах добывают уголь и глину?
Что вы ещё знаете про глину и песок, какими свойствами они обладают?
- Я предлагаю вам пройти в мини – лаборатории и проделать не сложные эксперименты.
1. - Предлагаю вам рассмотрим песок и глину с помощью увеличительного стекла.
- Из чего состоит песок? (Песок состоит из очень мелких песчинок).
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
Вывод: - В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Поэтому песок легко рассыпается, а глина нет. Молодцы. Этот эксперимент закончен.
2.- Ребята, как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. (дети пытаются лепить сухой песок).
- Что происходит с песком? (Рассыпается).
- Как можно про него сказать, какой он? (сыпучий, рыхлый).
- Попробуем вылепить кирпичи из глины.
- Что лучше лепится: глина или песок? (глина).
- Какой можно сделать вывод? (Сухой песок не лепится, он рассыпается; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.)
- Этот эксперимент закончен, вытрите руки влажной салфеткой.
3.- Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как это можно проверить?
-Посмотрите, в воронках находится песок и глина. Пододвиньте стаканчики ближе к себе.
- Налейте воду в воронку с песком, что вы наблюдаете? (вода проходит через песок)
- Теперь налейте воду в воронку с глиной, проходит ли вода через глину?
- Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. А глина плотная, липкая, поэтому вода через глину не проходит.
- Как вы считаете, пригодится королю песок и глина (можно смешать глину с песком, сделать кирпичи, положить на солнышко, чтобы кирпичи высохла, а из кирпичей уже сделать дом, можно сделать посуду). Молодцы!
- Попробуем отгадать следующую загадку?
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (уголь).
- Правильно, это уголь. А чем славится наш город (в окрестностях нашего города добывают уголь).
- -Как по другому называют наш город? (город «Угольщиков»)
Ребята, для чего человеку нужен уголь? (сгорая, уголь даёт тепло, значит, уголь нужен для обогрева домов, школ, больниц, детских садов, магазинов)
- Что вы ещё знаете про уголь, и какими свойствами он обладает?
- Предлагаю пройти в следующую мини – лабораторию.
- Давайте вместе рассмотрим и определим свойства угля.
- возьмите пакетики с углём и скажите, какой уголь? (черный, твердый, блестящий, слоистый).
-Уголь твёрдый, как камень, но хрупкий, как стекло. И сейчас мы это проверим. Возьмите молоточек и постучите по комочку угля.
(молоточком дети разбивают уголек, завернутый в ткань или прозрачный пакет).
- Что произошло с углём? (он рассыпался).
- Какой можно сделать вывод? (уголь твёрдый, но хрупкий, его можно разбить).
- Этот эксперимент закончен, положите на стол молоточки.
- Определите, имеет ли запах уголь? (определённого запаха уголь не имеет).
- Интересно, а если мы опустим уголёк в воду, что с ним произойдёт? (он утонет).
- Как вы думаете, вода поменяет цвет?
- Попробуйте опустить кусочек уголька в воду. (дети опускают уголь в стаканчик с водой).
- Что мы наблюдаем? (уголь опустился на дно стакана).
- Как вы думаете, почему это произошло? (уголь утонул, потому, что он тяжёлый).
- А произошли изменения с водой? (вода не окрасилась).
- Посмотрите внимательно, что еще происходит? (идут пузырьки, круги).
- Как вы думаете, откуда взялись пузырьки? (воздух)
- Какой можно сделать вывод? (в угле есть воздух)
- Дело в том, что вода вытесняет воздух из угля, поэтому появляются пузырьки.
- Этот эксперимент закончен.
- Предлагаю проверить, растворяется уголь в воде или нет. Возьмите палочку и помешайте воду. Что происходит с углём? (уголь не растворяется).
- Запомните, ребята, уголь не растворим ни в одной из жидкостей.
- Что осталось на руках после угля?
- Да, он пачкается. Вытрите руки влажной салфеткой.
- Ребята, как вы считаете, как может ли король использовать уголь на этом острове? (ответы детей – растопить печь в доме – будет тепло и светло)
Молодцы!
- Нам пора отправляться дальше и разгадать следующую загадку
Я не вкусна, но в пищу каждому нужна. (Соль)
- Правильно, это соль, с которой мы встречаемся каждый день. Соль - это полезное ископаемое.
- А что вы можете сказать про соль? (соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из кристалликов, при ударе рассыпается, растворяясь в воде, она меняет вкус, придаёт вкус еде).
- Ребята, а соль пригодится королю на острове? Для чего?
- Ребята, посмотрите, у меня есть чудесные мешочки с солью, давайте с ними поиграем и разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
- Ещё холодно весной, мерзнут руки, ой-ой-ой!
Надо руки нам погреть, посильнее растереть!
Мы мешочки с солью взяли, крепко пальчики мы сжали,
А сейчас их разожмём.
Будем снова их сжимать, ну а после разжимать.
И с ладошки на ладошку, будем с ними мы играть.
Чудо соль ладошки греет, станут пальчики сильнее…
- Ребята, я хотела в подарок королю нарисовать картину, начала рисовать картину, но не успела её закончить. Вы можете мне помочь?
А рисовать мы будем полезными ископаемыми, которые мы нашли на этом острове (дети по спокойную музыку выполняют творческую работу).
Ископаемые в руки вы возьмите и королю картину сотворите.
- Эту картину мы оставим сказочному королю на острове, а нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнём
Волшебство появится
В детсад мы попадём.
(Дети возвращаются в детский сад).
- Вот мы и в детском саду. (Воспитатель продолжает рассказ).
- Ребята, наша сказка не закончилась. Давайте сядем на стульчики и дослушаем её до конца. Как же королю помогли полезные ископаемые, которые мы нашли на необитаемом острове. (Просмотр сказки на интерактивной доске).
- Король обнаружил на острове песок и глину, и построил себе прочный дом.
- В нем он укрылся от проливного дождя и ветра.
- Нашу красивую картину он повесил на самом видном месте.
- Он нашел уголь, и в его доме всегда горел очаг. Стало светло и уютно.
- Из глины он сделал посуду.
- Король нашел соль, и пища его стала вкуснее.
Так король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (появляется корабль, на котором король вернулся домой. Эта невероятная история благополучно завершилась!
- Ребята, вам понравилась сказка и наше путешествие на остров?
Рефлексия.
-Встаньте в круг и покажите свои ладошки. В левую ладошку мы сложим те знания, которые вы получили, путешествуя со мной на необитаемый остров.
Мне понравилось, как вы рассуждали и делали маленькие открытия.
А что нового и интересного узнали вы?
- что тебе запомнилось больше всего?
- что ты узнал нового?
- какие полезные ископаемые мы нашли на острове?
- какими добытыми знаниями ты бы поделился со своими друзьями?
- что тебе понравилось?
Теперь соединим наши ладошки и поаплодировали себе и д