НАДЕЖДА СОТНИКОВА
Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Блиц-игра «100 к 1» — «Мы казаки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать знания об истории возникновения казачества.
2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память.
2. Развивать эмоциональное восприятие красоты, национального своеобразия традиций донского казачества.
3. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитывающие:
1. Воспитывать чувство патриотизма к Родине.
2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Публикация «Конспект ООД по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“, Тема: „Блиц-игра „100 к 1“ — „Мы казаки!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
4. Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа через музыкальное и устное творчество.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
изучение физической карты Ростовской области; рассматривание казачьих костюмов Дона и Кубани; знакомство с символами казачьей власти; посещение городского музея, посещение мини-музея д/с "Лазорик"; просмотр компьютерных презентаций "Мы-казаки","Обряды и традиции казаков","Казачья кухня","Быт и обряды казаков"; лепка посуды, создание выставки совместных рисунков детей и родителей "Пословицы и поговорки Донских казаков"; создание макета "Казачий курень"; разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок, примет;чтение сказок о казачестве;разучивание подвижных игр.
Словарная работа:
бунчук, хоругвь, булава, курень, насека, баз, зубоскалить, нагайка, настольник, завеска.
Оборудование:
пректор, мультимедийная презентация, кнопка, тумба для участников, столы и стулья для участников, для жюри оценочные листы.
Методические приёмы:
показ, объяснение, вопросы, похвала.
Ход игры
Дети выходят под музыку и выстраиваются полукругом.
Монтаж
Не за морем-океаном
Не за островом Буяном.
А на седьмой излучине
Батюшки Дона
Встречаем гостей
Будьте как дома.
Здравствуйте, гости дорогие
Посидите, отдохните,
А мы вам песни пропоём, проапляшем
О Доне-батюшке расскажем.
Откуда Дон берёт начало,
Где скрыта быстрая река
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края.
Под незнакомою берёзкой
Начало Дон своё берёт.
Из-под травы земли-московской
С Ивана-озера течёт.
Играют травы разноцветьем
И отражаются в Дону.
С сердечным утренним приветом
Тропинкой по полю иду.
А справа высится пшеница
Качая колос налитой.
Ну как тут можно не влюбиться
В чудесный этот край родной.
Здесь даль напрво, а налево ширь,
Которым нет ни края, ни предела
Здесь всплёскивает в камышах пескарь
Спасаяся от цапли снежно-белой.
Здесь дом-курень, а двор при доме-баз,
И здесь себя старушкой не считая
Лазоревым цветком в закатный час, Нет-нет, и вспыхнет "Пчёлочка" донская.
Исполнение песни "Пчёлочка"
Выходят капитаны команд.
1. Давным-давно это было.
2. Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, города теперь стоят, да сады расцветают.
1. Где болота страшные были, теперь рощи шумят зелёные, а в рощах птицы поют весёлые.
2. Только утёс стоит по-прежнему у Тихого Дона, мхом, как бородою оброс. Стоит, на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то.
Воспитатель.
Ребята, а я знаю у чему он прислушивается. А прислушивается он к нам с вами, исполняем ли мы заветы и наказы дедов и прадедов наших, знаем ли мы историю своего края, почитаем ли мы традиции.
И сегодня я вам предлагаю проверить свои знания с помощью блиц-игры "100 к 1" - "Мы-казаки!" Команды занимайте свои места. А пока команды занимают свои места, мне хотелось бы представить членов жюри.
Прошу капитанов представить свои команды. Сегодня мы будем играть с командой "Казачата-нахалята" и девиз этой команды:
Память предков охраняем,
Веру в Бога почитаем.
И обычаи свои
Сохраняем на Руси.
Поприветствуем их, и командой "Казачата-бравые ребята" и девиз этой команды:
Честью с детства дорожим,
Любим холить жеребят,
Из лозы корзины вьём,
Песни звонкие поём.
Поприветствуем команду.
Объявляется ТУР №1 Простая одинарная игра (на экран проецируется соответствующий слайд).
Первые представители из каждой команды подходят к кнопке, ведущий задаёт вопрос. Право первого ответа принадлежит игроку, который первым нажмёт на кнопку. Если игрок правильно отвечает, открывается строчка табло (помощник сидящий за компьютером, нажимает на табло строчку с правильным ответом, на экране высвечивается слайд с открытой строчкой).
Назовите символы казачества
герб -5
флаг -4
печать -3
бунчук -2
булава -1
Жюри подводит итоги первого тура.
Объявляется ТУР №2 Двойная игра (на экран проецируется соответствующий слайд) Каждое очко заработанное командой, умножается на два.
Назовите блюда казачьей кухни.
уха -6
рыба жареная -5
вареники -4
курник -3
лапша -2
каша -1
Жюри подводят итоги.
Литературная пауза.
На Дону умели не только петь и плясать, но и складывать стихи. Послушайте стихотворение "Казачата" Ирины Кутеповой.
Объявляется ТУР №3 (на экране проецируется соответствующий слайд). Каждое очко заработанное командой, умножается на три.
Назовите слова казачьего говора.
цыбарка - ведро -8
настольник - скатерть -7
завеска - фартук -6
зубоскалить - смеяться-5
гутарить-разговаривать-4
нехай - пусть -3
баз - двор -2
курень -дом -1
Жюри подводит итоги.
Объявляется ТУР №4 Конкурс капитанов.
Особой страницей казачьего фольклора стоят пословицы и поговорки. Без них казаки не могли и дня прожить. Казаки известные острословы, и именно слово - тот "груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает", так говорили казаки. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого казака. А мы теперь послушаем, кто же из наших капитанов больше знает пословиц и поговорок.
Капитаны по очереди нажимают на кнопку и говорят пословицу, если один из капитанов не знает пословицу, очередь передаётся другому.
Казачьему роду нет переводу.
Степь да воля - казачья доля.
Я за родную Русь и смерти не боюсь.
Бог не без милости, казак не без счастья.
Хлеб, соль ешь, а правду режь.
Чти отца своего и матерь свою.
Зипуны у казака серые, а умы бархатные.
Грамота даром не даётся, грамота трудом даётся.
Казак без песни, что виноградная лоза без гроздьев.
На Дону казаку и камешек подпевает.
Веселы привалы, где казаки подпевали.
Жюри подводит итоги.
Музыкальная пауза.
Выходят дети.
1. Да, Дон без песен плясок, что виноградная лоза без гроздьев.
2. На Дону казаку и камешек подпевает.
Веселы привалы, где казаки запевали!
3. Валяй, братцы, плясовую и частушки запевай!
Ну, а ты, гармонь донская, веселее заиграй!
Заиграй, гармошка, громче,
Пусть мне в зале подпоют
Пусть услышат во всём мире,
Как на донщине поют!
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки!
По станице я иду.
Два колодца новые.
Две девчонки брали воду
Обе чернобровые.
Ой, берёзонька - берёзка,
Раскудря -кудрявая,
Хороша ты, речка Дон,
Речка величавая!
Мой хороший казачок
Посидим под грушею.
Ты частушки запевай,
А я их послушаю!
Гармонисту за игру,
Ну, а мне за пляску.
Гармонисту - калачей,
Мне - баранок связку!
Объявляется ТУР №5 Воросы командам, капитан выбирает кто будет отвечать.
1. Что означает слово "казак" (слово казак в переводе с татарского языка - означает удалой, вольный человек).
2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (самая крупная река в Ростовской области - река Дон)
3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях "Дон Иванович"? (потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)
4. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться ка топливо? (как топливо может использоваться уголь, ещё его называют чёрное золото)
5. Расскажите о флаге Всевеликого Войска Донского (он состоит из трёх продольных полос синего, жёлтого и красного цветов; синий цвет - донские казаки, символ реки Дон; жёлтый цвет - калмыки, символ степи; алый, красный цвет - русские, символ крови пролитой за Отчизну.)
6. В какое море впадает река Дон? (река Дон впадает в Азовское море)
7. Как называлось собрание казаков на Майдане? (собрание казаков называлось - казачий круг)
8. Когда в семье рождался сын, что ему дарили? (ему дарили лук, стрелы, ружьё, патроны)
9. Когда рождалась девочка, что должен был съесть отец? (отец ел "отцовскую кашу" - переперчёную, пересоленую, чтобы "съесть всю горечь" из будущей жизни дочери).
10. Самым лучшим другом кто был для казака? (казак жизни не мыслил без коня, холил, лелеял его)
Жюри подводит итоги.
Воспитатель.
Вот и подошла к концу наша игра. Ребята, что мы сегодня с вами повторили? О чём была эта игра? А как вы думаете, кто был самым активным? А вам понравилась сегодняшняя игра?
Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет ветвей, а без прошлого нет будущего.