Получи документы

Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Блиц-игра «100 к 1» — «Мы казаки!»

НАДЕЖДА СОТНИКОВА
Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Блиц-игра «100 к 1» — «Мы казаки!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать знания об истории возникновения казачества.

2. Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память.

2. Развивать эмоциональное восприятие красоты, национального своеобразия традиций донского казачества.

3. Развивать и обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

1. Воспитывать чувство патриотизма к Родине.

2. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Публикация «Конспект ООД по образовательной области „Социально-коммуникативное развитие“, Тема: „Блиц-игра „100 к 1“ — „Мы казаки!“» размещена в разделах

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

4. Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа через музыкальное и устное творчество.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

изучение физической карты Ростовской области; рассматривание казачьих костюмов Дона и Кубани; знакомство с символами казачьей власти; посещение городского музея, посещение мини-музея д/с "Лазорик"; просмотр компьютерных презентаций "Мы-казаки","Обряды и традиции казаков","Казачья кухня","Быт и обряды казаков"; лепка посуды, создание выставки совместных рисунков детей и родителей "Пословицы и поговорки Донских казаков"; создание макета "Казачий курень"; разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок, примет;чтение сказок о казачестве;разучивание подвижных игр.

Словарная работа:

бунчук, хоругвь, булава, курень, насека, баз, зубоскалить, нагайка, настольник, завеска.

Оборудование:

пректор, мультимедийная презентация, кнопка, тумба для участников, столы и стулья для участников, для жюри оценочные листы.

Методические приёмы:

показ, объяснение, вопросы, похвала.

Ход игры

Дети выходят под музыку и выстраиваются полукругом.

Монтаж

Не за морем-океаном

Не за островом Буяном.

А на седьмой излучине

Батюшки Дона

Встречаем гостей

Будьте как дома.

Здравствуйте, гости дорогие

Посидите, отдохните,

А мы вам песни пропоём, проапляшем

О Доне-батюшке расскажем.

Откуда Дон берёт начало,

Где скрыта быстрая река

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края.

Под незнакомою берёзкой

Начало Дон своё берёт.

Из-под травы земли-московской

С Ивана-озера течёт.

Играют травы разноцветьем

И отражаются в Дону.

С сердечным утренним приветом

Тропинкой по полю иду.

А справа высится пшеница

Качая колос налитой.

Ну как тут можно не влюбиться

В чудесный этот край родной.

Здесь даль напрво, а налево ширь,

Которым нет ни края, ни предела

Здесь всплёскивает в камышах пескарь

Спасаяся от цапли снежно-белой.

Здесь дом-курень, а двор при доме-баз,

И здесь себя старушкой не считая

Лазоревым цветком в закатный час, Нет-нет, и вспыхнет "Пчёлочка" донская.

Исполнение песни "Пчёлочка"

Выходят капитаны команд.

1. Давным-давно это было.

2. Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, города теперь стоят, да сады расцветают.

1. Где болота страшные были, теперь рощи шумят зелёные, а в рощах птицы поют весёлые.

2. Только утёс стоит по-прежнему у Тихого Дона, мхом, как бородою оброс. Стоит, на могучую реку смотрит, будто прислушивается к чему-то.

Воспитатель.

Ребята, а я знаю у чему он прислушивается. А прислушивается он к нам с вами, исполняем ли мы заветы и наказы дедов и прадедов наших, знаем ли мы историю своего края, почитаем ли мы традиции.

И сегодня я вам предлагаю проверить свои знания с помощью блиц-игры "100 к 1" - "Мы-казаки!" Команды занимайте свои места. А пока команды занимают свои места, мне хотелось бы представить членов жюри.

Прошу капитанов представить свои команды. Сегодня мы будем играть с командой "Казачата-нахалята" и девиз этой команды:

Память предков охраняем,

Веру в Бога почитаем.

И обычаи свои

Сохраняем на Руси.

Поприветствуем их, и командой "Казачата-бравые ребята" и девиз этой команды:

Честью с детства дорожим,

Любим холить жеребят,

Из лозы корзины вьём,

Песни звонкие поём.

Поприветствуем команду.

Объявляется ТУР №1 Простая одинарная игра (на экран проецируется соответствующий слайд).

Первые представители из каждой команды подходят к кнопке, ведущий задаёт вопрос. Право первого ответа принадлежит игроку, который первым нажмёт на кнопку. Если игрок правильно отвечает, открывается строчка табло (помощник сидящий за компьютером, нажимает на табло строчку с правильным ответом, на экране высвечивается слайд с открытой строчкой).

Назовите символы казачества

герб -5

флаг -4

печать -3

бунчук -2

булава -1

Жюри подводит итоги первого тура.

Объявляется ТУР №2 Двойная игра (на экран проецируется соответствующий слайд) Каждое очко заработанное командой, умножается на два.

Назовите блюда казачьей кухни.

уха -6

рыба жареная -5

вареники -4

курник -3

лапша -2

каша -1

Жюри подводят итоги.

Литературная пауза.

На Дону умели не только петь и плясать, но и складывать стихи. Послушайте стихотворение "Казачата" Ирины Кутеповой.

Объявляется ТУР №3 (на экране проецируется соответствующий слайд). Каждое очко заработанное командой, умножается на три.

Назовите слова казачьего говора.

цыбарка - ведро -8

настольник - скатерть -7

завеска - фартук -6

зубоскалить - смеяться-5

гутарить-разговаривать-4

нехай - пусть -3

баз - двор -2

курень -дом -1

Жюри подводит итоги.

Объявляется ТУР №4 Конкурс капитанов.

Особой страницей казачьего фольклора стоят пословицы и поговорки. Без них казаки не могли и дня прожить. Казаки известные острословы, и именно слово - тот "груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает", так говорили казаки. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого казака. А мы теперь послушаем, кто же из наших капитанов больше знает пословиц и поговорок.

Капитаны по очереди нажимают на кнопку и говорят пословицу, если один из капитанов не знает пословицу, очередь передаётся другому.

Казачьему роду нет переводу.

Степь да воля - казачья доля.

Я за родную Русь и смерти не боюсь.

Бог не без милости, казак не без счастья.

Хлеб, соль ешь, а правду режь.

Чти отца своего и матерь свою.

Зипуны у казака серые, а умы бархатные.

Грамота даром не даётся, грамота трудом даётся.

Казак без песни, что виноградная лоза без гроздьев.

На Дону казаку и камешек подпевает.

Веселы привалы, где казаки подпевали.

Жюри подводит итоги.

Музыкальная пауза.

Выходят дети.

1. Да, Дон без песен плясок, что виноградная лоза без гроздьев.

2. На Дону казаку и камешек подпевает.

Веселы привалы, где казаки запевали!

3. Валяй, братцы, плясовую и частушки запевай!

Ну, а ты, гармонь донская, веселее заиграй!

Заиграй, гармошка, громче,

Пусть мне в зале подпоют

Пусть услышат во всём мире,

Как на донщине поют!

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки!

По станице я иду.

Два колодца новые.

Две девчонки брали воду

Обе чернобровые.

Ой, берёзонька - берёзка,

Раскудря -кудрявая,

Хороша ты, речка Дон,

Речка величавая!

Мой хороший казачок

Посидим под грушею.

Ты частушки запевай,

А я их послушаю!

Гармонисту за игру,

Ну, а мне за пляску.

Гармонисту - калачей,

Мне - баранок связку!

Объявляется ТУР №5 Воросы командам, капитан выбирает кто будет отвечать.

1. Что означает слово "казак" (слово казак в переводе с татарского языка - означает удалой, вольный человек).

2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (самая крупная река в Ростовской области - река Дон)

3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях "Дон Иванович"? (потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)

4. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться ка топливо? (как топливо может использоваться уголь, ещё его называют чёрное золото)

5. Расскажите о флаге Всевеликого Войска Донского (он состоит из трёх продольных полос синего, жёлтого и красного цветов; синий цвет - донские казаки, символ реки Дон; жёлтый цвет - калмыки, символ степи; алый, красный цвет - русские, символ крови пролитой за Отчизну.)

6. В какое море впадает река Дон? (река Дон впадает в Азовское море)

7. Как называлось собрание казаков на Майдане? (собрание казаков называлось - казачий круг)

8. Когда в семье рождался сын, что ему дарили? (ему дарили лук, стрелы, ружьё, патроны)

9. Когда рождалась девочка, что должен был съесть отец? (отец ел "отцовскую кашу" - переперчёную, пересоленую, чтобы "съесть всю горечь" из будущей жизни дочери).

10. Самым лучшим другом кто был для казака? (казак жизни не мыслил без коня, холил, лелеял его)

Жюри подводит итоги.

Воспитатель.

Вот и подошла к концу наша игра. Ребята, что мы сегодня с вами повторили? О чём была эта игра? А как вы думаете, кто был самым активным? А вам понравилась сегодняшняя игра?

Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет ветвей, а без прошлого нет будущего.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Ток-шоу «Перекресток»». Цель: Расширять знания детей о правилах дорожного движения на основе проблемной ситуации. Задачи: Воспитательные:.

Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста К О Н С П Е К Т Непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное» для детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Блиц-игра «100 к 1» — «Мы казаки!»
Опубликовано: 13 июня 2015 в 22:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «Блиц-игра «100 к 1» — «Мы казаки!»» (включая файлы) размещена пользователем НАДЕЖДА СОТНИКОВА (УИ 201371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД