Эльвира Аминева
ООД с детьми подготовительной группы «Чудесная глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, их свойствами.
Познакомить детей с различными изделиями керамики, созданными из глины (сувениры, посуда). Поход в музей дет/сада.
Сообщить, что глина бывает разная по цвету (красная, белая, голубая) и качеству. Из хорошей белой глины делают столовую посуду.
Развивающие задачи:
Развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Публикация «ООД с детьми подготовительной группы „Чудесная глина“» размещена в разделах
Продолжать развивать интерес у детей к народной глиняной игрушке (дымковской, филимоновской, каргопольской).
Воспитательные задачи:
Воспитывать эстетические чувства, правила поведения в общественных местах.
• Формировать представление о глине, как основе гончарного производства;
• Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);
• Обогатить представления детей об использовании глины человеком;
• Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию;
• Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.
Оборудование:
Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, кто угадает, что лежит у меня на столе, под этой красивой салфеточкой? Здесь у меня полезные ископаемые. Кто знает, что такое полезные ископаемые? По картинкам вы должны догадаться, что находится
Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,
Вторая — гиря, значит тяжёлое,
Третья — природа, значит находится в природе,
Вытянутая капля - вытягивается,
Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.
Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?
Послушайте загадку об этом веществе.
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая? Это то, что добывается из недр нашей земли. Сейчас я подниму салфеточку, и вы сразу узнаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Туймазинском районе. Что это?
Дети: Глина, песок, камни.
Воспитатель: Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество. Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины. А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?
Дети: Да.
Воспитатель: А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.
(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета глина? Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит. Попробуйте глину на ощупь. Какая она?
Дети: Твёрдая, может крошиться.
Воспитатель: Можно сказать, что глина сыпучая? Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?
Дети: Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.
Воспитатель: Оказывается, её пылинки давным давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу. У нас глина какая? Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?
(Предположения детей)
Воспитатель: Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?
Дети: Глина впитала воду и стала тёмной.
Воспитатель: Как вы думаете, дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
Дети: Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Воспитатель: Да, глина плохой проводник воды. Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?
Дети: Она быстро просачивалась через песок.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.
Воспитатель: Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.
(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)
Воспитатель: Какой стала глина?
Дети: Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить.
Воспитатель: Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.
Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок. Мастер, который работает с глиной, называется гончар.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделку слепите».
Воспитатель: А сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
Воспитатель: А сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)
Воспитатель: А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.
(Плотно прижались друг к другу)
Сели за столы.
Воспитатель: Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.
Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.
Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные. Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары. Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.
А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?
Дети из глины создают разнообразные изделия.
Рефлексия.
С работой какого мастера мы сегодня познакомились? Что мы сегодня лепили? Вы большие молодцы!