Заира Басханова
ООД с детьми подготовительной группы «В гости к Дуквахе»
▼ Скачать + Заказать документы
ОД с детьми подготовительной группы на тему :
«В гости к Дуквахе»
Цель: познакомить детей с простейшими элементами чеченского национального орнамента паласов. Формировать навыки композиции с учетом цвета и ритма в работе, составление узора из растительных роговидных элементов чеченских мотивов.
Воспитание уважения к культурным традициям и обычаям чеченцев. Знакомство детей с предметами быта горцев.
Публикация «ООД с детьми подготовительной группы „В гости к Дуквахе“» размещена в разделах
Материал: репродукции паласов, таблицы с элементами орнамента, цветная бумага, полоски бумаги для фона, ножницы, кисти, клей.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, сегодня мне пришло письмо от моего друга. Его зовут Дукваха, он зовет нас к себе в гости. А живет он высоко в горах, в селе Итум - Кале. Давайте отправимся с вами к нему в гости. На чем мы отправимся? (На автобусе)
Занимайте места те, кто назовет города и реки Чеченской Республики. (Дети называют их по очереди садятся на стулья) Звучит веселая национальная музыка.
Вот мы и приехали. (Показ слайда) Посмотрите какие красивые горы. Интересные башни и сооружения. (Появляется Дукваха)
Дети и воспитатель здороваются с Дуквахой на родном языке.
Дукваха :
-Я рад видеть вас ребята,
Воспитатель:
-Дукваха, расскажи нам, как ты живешь? И какие интересные и необычные предметы у тебя в доме?
Дукваха :
- Ребята я живу с родителями, мне очень нравится здесь. Ведь кругом природа, горы и чистый воздух. У нас в доме, вы правильно заметили, есть необычные для вас предметы. Это старинная посуда и предметы быта.
- Вот это - кувшин для воды, называется он «къудал». В нем мама приносит чистую воду из родника. А это предмет для расчесывания шерсти называется «ахкар». Из шерсти в старину делали вот такие войлочные ковры, их называют «истанг». Я тоже сделал такой ковер из шерсти для бабушки, но он у меня без рисунка.
Воспитатель:
-Ребята, какие рисунки бывают на коврах.
Ребенок:
-На старинных коврах изображали орнаменты, у каждого народа был свой орнамент. На русском ковре изображали геометрические фигуры, знаки, рисунки. На китайском ковре изображали медальон. Он мог быть круглой или овальной формы. От него в разные стороны расходятся лучи. Медальон означал солнце. На иранском ковре главным узором была арабеска, сложный орнамент из различных геометрических и растительных мотивов.
Дукваха :
-Я тоже хочу украсить свой ковер орнаментом.
Воспитатель:
-Ребята, давайте поможем. Где мы еще можем встретить старинные вещи? (в музеях)
Воспитатель:
-Правильно. Сейчас люди уже не пользуются ими и они в основном хранятся в музеях.
Дукваха :
- У нас тоже есть музей. Это краеведческий музей имени Х. Исаева. Там тоже очень много старинных вещей.
Воспитатель:
- Мы туда отправимся пешком.
Физминутка «Путешествие»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в музей мы попадем (обычная ходьба на месте)
Показ слайда с изображением музея и экспонатов.
Воспитатель:
- Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируют разные старинные предметы. Музеи появились очень давно. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное, красивое, чтобы показать своим детям, внукам.
Вот мы и пришли. Ребята, я пойду поговорю с администрацией, а вы подождите экскурсовода.
Появляется экскурсовод в национальном костюме.
Экскурсовод:
-Де дика хийла шу. Марша дог1ийла. Вы пришли в музей. А вы знаете, как нужно вести себя в музее?
Дети:
- В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям, и экскурсоводу вести экскурсию.
- В музее нужно внимательно слушать экскурсовода, и не перебивать его.
- Нельзя трогать руками музейные экспонаты, они очень древние и хрупкие.
- Нельзя бегать по музею, шуметь, разговаривать по телефону
- Если хочется сфотографировать, нужно спросить разрешения.
Экскурсовод:
- Молодцы! Вы знаете все правила поведения. Проходите, присаживайтесь.
Наш музей очень большой. Здесь можно узнать об истории родного края, о растениях, о животных и о многом другом.
Я расскажу вам о том, как раньше, много лет назад жили люди на вайнахской земле, как обустраивали свое жилище.
Ребята, вы были в деревне? Видели, какие сейчас там строят дома? Большие, удобные, красивые дома. Они разные: кирпичные, деревянные, одноэтажные и двухэтажные. (Показ картинок)
- А какие дома строили раньше, вы знаете? (Картинка жилой башни)
- А вы знаете, зачем строили такие башни в далекие времена? (Чтобы защищаться от врагов)
- Правильно. Обычно строили боевые и жилые башни. Существовал такой обычай – место, отобранное под башню, поливалось молоком. Если молоко при этом не просачивалось в землю, то такой участок считался хорошим. Строители башен подбирали плоские, прямоугольные камни, подгоняли их и складывали. Искусство строить башни, мастера передавали по наследству.
- А вы знаете, как одевались наши предки в прошлые века?
Дети:
- Да, мужской костюм состоит из рубашки со стоячим воротником, бешмета и брюк, заправленных в высокую легкую, мягкую обувь из кожи. Сверху надевается черкеска. На голове - папаха, на поясе – кинжал.
У женщин длинное приталенное платье – г1абли. Рукав разрезан, почти до плеча, спускается ниже кисти и закругляется внизу. Полог и рукава украшали золотым шитьем, орнаментом. Платье закрепляется на талии красивым поясом. На голове легкая шаль или большой платок.
Экскурсовод:
Молодцы ребята. Вы знаете, у чеченцев было много мастеров. Одни умели делать красивые украшения, например, те же пояса из серебра, другие делали посуду, были мастера, которые умели шить такую красивую одежду. А еще были такие мастера, которые из шерсти делали такие красивые войлочные ковры. (показ слайдов)
- Коврами вайнахи украшали свое жилище. Сначала овечью шерсть очищали, промывали теплой мыльной водой, затем красили в нужный цвет. Расчесывали шерсть на таком вот гребне. (показ слайда) После этого на хлопчатобумажный материал соответствующего размера накладывали тонкими слоями шерсть, опрыскивая ее горячей водой с мыльным раствором. Затем начинался процесс валяния. Женщины, сидя на коленях, раскатывали войлок, скручивая в трубу. Оставляли его на солнце для того, чтобы он высох и не имел запаха. Для создания войлока с врезными орнаментами один и тот же орнамент мастерицы вырезали из войлоков разных цветов и сшивали с войлоками других цветов. Контур каждой отдельной части рисунка выделяли белым шерстяным кантом. Войлочные узорные изделия были сплошь покрыты солярными и геометрическими знаками. Мотивами для коврового узора служили оленьи рога, символические изображения солнца, полумесяца, растительный орнамент. По краю ковра делали бордюр из криволинейных форм. Наши мастерицы славились своим искусством по всему Кавказу.
Дукваха :
-У меня тоже есть ковер, который я хочу подарить бабушке, но я не умею его украшать.
Экскурсовод:
- Этому можно научиться. Хотите попробовать стать мастерами?
Дети: Да!
Экскурсовод:
- Тогда пройдемте за столы. На столах у вас лежат заготовки. Прямоугольная заготовка это ковер, а это орнамент (показывает). Как мы должны его расположить? (одинаково, симметрично) Посмотрите на образцы, (слайд) и приступайте к украшению ковра орнаментом.
Пальчиковая гимнастика (на чеченском языке)
Т1емаш лестош дог1ий схьа,
Кхокхий кертахь дика 1а.
Кортош лестош, з1акарш етташ
Охьа, хьала, д1ай-схьай сетташ.
Дети наклеивают элементы на фон, с учетом цветовых отношений и ритма по своему вкусу и желанию. Воспитатель поддерживает и поощряет детей за нахождение оригинальных решений композиции, хвалит детей за трудолюбие и фантазию.
Экскурсовод:
-Какие замечательные у вас получились ковры! Молодцы! На этом моя экскурсия окончена. Спасибо вам ребята, до новых встреч. Дождитесь своего воспитателя на своих местах.
Появляется воспитатель:
- Ребята вам было интересно? Какие у вас красивые ковры получились! Дукваха ты доволен своей работой? Я вижу, что вам понравилось, но нам пора возвращаться в детский сад.
Дукваха :
-Ребята я тоже очень рад был вас видеть приезжайте ко мне еще. А это вам сладкие подарки от меня. (раздает сладости и прощается)
Дети:
- Саг1хийл.
Воспитатель:
- Ребята, занимайте свои места в автобусе. 00-(звучит музыка)
-Вот мы и оказались в детском саду.
-Где мы сегодня были?
-Что нового вы узнали?
- Что вам больше всего понравилось?