Кустарева Людмила Михайловна
Конспект ООД «Русский самовар и чаепитие на Руси» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного ООД «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Составила: Кустарева Людмила Михайловна
Образовательная область: познание, формирование целостной картины мира.
Тип: ознакомительное
Возраст: 6-7 лет
Цель: создать условия для праздничного настроения и познавательного интереса к традициям русского народа, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности; к народным играм.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД „Русский самовар и чаепитие на Руси“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Темочки
Образовательные: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с происхождением чая, русским самоваром, как с предметом народного быта; с обычаями русского народа и традицией чаепития; расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «посиделки».
Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность; закреплять знакомые способы раскатывания соленого теста ладонями; развивать музыкальные способности, умение владеть приемом игры в две ложки; развивать творческие способности детей, играя в народные игры.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; доброжелательность.
Материал и оборудование: Стол, накрытый скатертью, сервированный к чаю (чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница с кусковым сахаром, баранки, варенье); столик с досками для лепки, салфетками, соленое тесто, самовар, покрывало на самовар, печка, заварочный чайник, баночка с заваркой, деревянные ложки, противень, поднос с готовыми сушками, щепки, волшебный сундучок, платочек голубой, фонограмма русской народной песни.
1. Организационный момент.
Воспитатель в русском костюме с расписным платком на плечах, с платочком в руках.
Воспитатель:
- Дверь открою –стану звать,
- Деток в гости приглашать!
- Где вы дети? Заходите!
- Я вас чаем угощу.
- А потом будем играть,
- Песни петь и танцевать!
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки (дети здороваются и встают в круг). Давайте познакомимся. Зовут меня Людмила Михайловна. А как вас? (передавая платочек по кругу, дети называют свои имена). Посмотрите, у нас гости. Давайте поздороваемся: - Здравствуйте дорогие гости!
Воспитатель: -Дети, я вас позвала, чтобы пригласить на чаепитие.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Вы знаете, что такое чаепитие?
Ответы детей. Обобщение воспитателя. Чаепитие – это народная традиция.
(1 слайд) В старые добрые времена был на Руси такой обычай : осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи. Сядем рядком и поговорим ладком.
Посмотрите, на нашем столе главный предмет накрыт тканью. Я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете, о каком предмете идет речь:
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос
Пошумит, остепениться,
Пригласит чайку напиться.
(самовар)
Дети: - Это самовар.
Много лет тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими (по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью. В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. (2 слайд) Вот тогда-то, в городе Туле, люди и придумали первый самовар. Он получил большой спрос среди населения. И тогда в каждом городе появились свои самоварные мастерские. Но «самоварной столицей» стала Тула.
Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая. (3 слайд) Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и палочки и шишки. А для начала брали длинные щепки, они назывались лучины. Их поджигали и от них загорались мелкие щепочки. (4 слайд) Потом, когда щепки прогорали, появлялись угли, и вода в самоваре грелась от них. (5,6 слайд) Когда горели дрова, чтобы дым не выходил в дом, ставили вот такую трубу и вводили ее в печь или в окно. (7 слайд) В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался из символов России – символом русского гостеприимства.
Делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. (8 слайд) Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. (9 слайд) Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Они делали на самоварах надписи, которые потом превратились в поговорки:
«Самовар кипит, уходить не велит»,
«Где есть чай, там и под елью рай».
Дети, как вы понимаете эти пословицы?
(Когда пьют чай, всем хорошо и не хочется уходить. И не важно где это происходит – в лесу, на даче, в поле.)
А еще про самовар говорили так :
- У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
- Как называют самовар? (Фока)
- А какой самовар? (Он большой, блестящий, красивый)
- Что за «руки в боки»? (Ручки)
- Зачем они нужны? (За них нужно браться, чтобы не обжечься. В самоваре вода горячая, кипяток)
- Что еще есть у самовара? (Крышка, ножки, маленький краник)
- Чтобы в самовар воду налить, что нужно сначала сделать? (Снять крышку)
- А чтобы воду из самовара в чашку налить, что нужно сделать? (Открыть маленький краник)
(10 слайд) Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (11 слайд) Традиционно к чаю подают баранки, сухари, мелко колотый сахар, разные варенья. Давайте и мы с вами слепим из соленого теста замечательные сушки. Я раздаю вам тесто, какое оно? (ответы детей)
Правильно, оно мягкое, пластичное, теплое. Посмотрите, сначала мы отщипываем кусок теста, раскатываем из него колбаску, соединяем концы – получилась сушка.
Дети лепят сушки из соленого теста.
Воспитатель: Молодцы, красивые сушки у вас получились! Давайте положим их на противень и в печь, чтобы испеклись. А пока наши сушки пекутся, нам пора немного поиграть. Не одно чаепитие не обходиться без игр-забав. Я познакомлю вас с русской народной игрой «Наш платочек голубой»
- Станем в круг и передаем платочек со словами:
«Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой.
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши
И платочек покажи!
(У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует)
Воспитатель: - Молодцы ребята, играть вы здорово умеете.
А теперь давайте я вам покажу, как заваривается чай. Что нам для этого понадобится?
Дети: - Кипяток, заварка.
Воспитатель: - Есть специальный чайник, в котором заваривают чай. Он так и называется: чайник для заварки, заварочный. Есть на нашем столе такой?
Дети находят заварочный чайник.
Воспитатель: - Как вы думаете, из какого материала сделан этот чайник? (из стекла).
- Правильно, он сделан из стекла, значит стеклянный.
Воспитатель снимает крышку у чайника и предлагает детям засыпать заварку в чайник.
Воспитатель: - Чем можно насыпать заварку? (чайной ложечкой).
- Найдите, пожалуйста, на нашем столе чайную ложку.
Ребенок находит на столе чайную ложку. Воспитатель предлагает засыпать в чайник заварку.
Воспитатель: - А что надо еще сделать, чтобы заварить чай? (Налить в чайник воды).
- И не просто воды. А какой воды? (Очень горячей, надо налить кипяток).
- А где у нас кипяток? (В самоваре).
- До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток.
- Что нужно открыть, чтобы полилась вода? (Кран).
- А чтобы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо настояться несколько минут. А я вам этим временем расскажу красивую легенду о том, как люди открыли чай.
(12 слайд) Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражений китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли.
Что-то гости мои заскучали, а ведь в избе, возле самовара, всегда было весело. И любое чаепитие не обходилось без частушек, а волшебный сундучок подскажет нам, что для этого нужно. (13 слайд)
Воспитатель открывает сундучок и находит в нем деревянные ложки.
Воспитатель: - Ой, ребятки, а вы знаете, что это?
Дети: - Это старинные русские музыкальные инструменты.
Воспитатель: - Мальчишки сейчас нам подыграют на музыкальных инструментах, а девочки мне помогут петь частушки:
Мы за чаем не скучаем,
И частушки сочиняем.
Рады всех Вас пригласить,
И частушки подарить.
Приходите на чаек,
Посидим, поговорим.
Когда выпьем самовар,
То еще раз повторим.
Приходите на чаек,
Будем рады всей душой.
Всех напоим досыта,
Самовар у нас большой.
Воспитатель: - Какие вы молодцы: можете и подыграть и подпеть.
- Дети, слышите, кто-то стучит к нам в дверь? Входит домовенок Кузя.
Кузя: - Здравствуйте, ребята! Я домовенок Кузя. Я охраняю дом. Я почувствовал, что пахнет чем-то ароматным, душистым и мне захотелось узнать, что же это?
(Дети отвечают, что пахнет чай, который они заварили, и приглашают Кузю к столу. Воспитатель вынимает из печи сушки.)
Кузя: - Я люблю чай с сушками, а еще с сахаром.
Воспитатель подает Кузе сахар.
Кузя: - А я к вам не с пустыми руками пришел. Вот что я вам принес (Кузя ставит на стол угощение).
Воспитатель наливает чай всем.
3. Итоговая часть:
Во время чаепития Кузя беседует с детьми:
- Что за Фока у вас на столе?
- Расскажите, какой он?
- А в чем вы чай заваривали?
- А как вы чай заваривали?
После окончания дети прощаются с Кузей.
4. Рефлексия: Дети, вам понравилось занятие? Если понравилось, возьмите смайлик солнышко, если нет – тучку.