Папки-передвижки

Конспект ООД «Русский самовар и чаепитие на Руси» для детей 6–7 лет

Кустарева Людмила Михайловна
Конспект ООД «Русский самовар и чаепитие на Руси» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного ООД «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Составила: Кустарева Людмила Михайловна

Образовательная область: познание, формирование целостной картины мира.

Тип: ознакомительное

Возраст: 6-7 лет

Цель: создать условия для праздничного настроения и познавательного интереса к традициям русского народа, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности; к народным играм.

Задачи:

Публикация «Конспект ООД „Русский самовар и чаепитие на Руси“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Образовательные: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с происхождением чая, русским самоваром, как с предметом народного быта; с обычаями русского народа и традицией чаепития; расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «посиделки».

Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность; закреплять знакомые способы раскатывания соленого теста ладонями; развивать музыкальные способности, умение владеть приемом игры в две ложки; развивать творческие способности детей, играя в народные игры.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; доброжелательность.

Материал и оборудование: Стол, накрытый скатертью, сервированный к чаю (чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница с кусковым сахаром, баранки, варенье); столик с досками для лепки, салфетками, соленое тесто, самовар, покрывало на самовар, печка, заварочный чайник, баночка с заваркой, деревянные ложки, противень, поднос с готовыми сушками, щепки, волшебный сундучок, платочек голубой, фонограмма русской народной песни.

1. Организационный момент.

Воспитатель в русском костюме с расписным платком на плечах, с платочком в руках.

Воспитатель:

- Дверь открою –стану звать,

- Деток в гости приглашать!

- Где вы дети? Заходите!

- Я вас чаем угощу.

- А потом будем играть,

- Песни петь и танцевать!

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки (дети здороваются и встают в круг). Давайте познакомимся. Зовут меня Людмила Михайловна. А как вас? (передавая платочек по кругу, дети называют свои имена). Посмотрите, у нас гости. Давайте поздороваемся: - Здравствуйте дорогие гости!

Воспитатель: -Дети, я вас позвала, чтобы пригласить на чаепитие.

2. Основная часть.

Воспитатель: - Вы знаете, что такое чаепитие?

Ответы детей. Обобщение воспитателя. Чаепитие – это народная традиция.

(1 слайд) В старые добрые времена был на Руси такой обычай : осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи. Сядем рядком и поговорим ладком.

Посмотрите, на нашем столе главный предмет накрыт тканью. Я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы узнаете, о каком предмете идет речь:

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос

Пошумит, остепениться,

Пригласит чайку напиться.

(самовар)

Дети: - Это самовар.

Много лет тому назад наши прабабушки и прадедушки очень любили пить чай, но сначала пили чай из чайников. В то время семьи были большими (по 10-15 человек, поэтому одного чайника не хватало на всю семью. В чайник воды входило мало и его приходилось кипятить много раз. Это было неудобно и долго. (2 слайд) Вот тогда-то, в городе Туле, люди и придумали первый самовар. Он получил большой спрос среди населения. И тогда в каждом городе появились свои самоварные мастерские. Но «самоварной столицей» стала Тула.

Самовар – это предмет народного быта, он предназначен для кипячения воды и приготовления чая. (3 слайд) Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки, и палочки и шишки. А для начала брали длинные щепки, они назывались лучины. Их поджигали и от них загорались мелкие щепочки. (4 слайд) Потом, когда щепки прогорали, появлялись угли, и вода в самоваре грелась от них. (5,6 слайд) Когда горели дрова, чтобы дым не выходил в дом, ставили вот такую трубу и вводили ее в печь или в окно. (7 слайд) В наше время, если кто и пользуется самоваром, то только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался из символов России – символом русского гостеприимства.

Делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. (8 слайд) Чтобы самовар был красивым, его ножки, ручки и краник делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. (9 слайд) Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Они делали на самоварах надписи, которые потом превратились в поговорки:

«Самовар кипит, уходить не велит»,

«Где есть чай, там и под елью рай».

Дети, как вы понимаете эти пословицы?

(Когда пьют чай, всем хорошо и не хочется уходить. И не важно где это происходит – в лесу, на даче, в поле.)

А еще про самовар говорили так :

- У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

- Как называют самовар? (Фока)

- А какой самовар? (Он большой, блестящий, красивый)

- Что за «руки в боки»? (Ручки)

- Зачем они нужны? (За них нужно браться, чтобы не обжечься. В самоваре вода горячая, кипяток)

- Что еще есть у самовара? (Крышка, ножки, маленький краник)

- Чтобы в самовар воду налить, что нужно сначала сделать? (Снять крышку)

- А чтобы воду из самовара в чашку налить, что нужно сделать? (Открыть маленький краник)

(10 слайд) Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (11 слайд) Традиционно к чаю подают баранки, сухари, мелко колотый сахар, разные варенья. Давайте и мы с вами слепим из соленого теста замечательные сушки. Я раздаю вам тесто, какое оно? (ответы детей)

Правильно, оно мягкое, пластичное, теплое. Посмотрите, сначала мы отщипываем кусок теста, раскатываем из него колбаску, соединяем концы – получилась сушка.

Дети лепят сушки из соленого теста.

Воспитатель: Молодцы, красивые сушки у вас получились! Давайте положим их на противень и в печь, чтобы испеклись. А пока наши сушки пекутся, нам пора немного поиграть. Не одно чаепитие не обходиться без игр-забав. Я познакомлю вас с русской народной игрой «Наш платочек голубой»

- Станем в круг и передаем платочек со словами:

«Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

(У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует)

Воспитатель: - Молодцы ребята, играть вы здорово умеете.

А теперь давайте я вам покажу, как заваривается чай. Что нам для этого понадобится?

Дети: - Кипяток, заварка.

Воспитатель: - Есть специальный чайник, в котором заваривают чай. Он так и называется: чайник для заварки, заварочный. Есть на нашем столе такой?

Дети находят заварочный чайник.

Воспитатель: - Как вы думаете, из какого материала сделан этот чайник? (из стекла).

- Правильно, он сделан из стекла, значит стеклянный.

Воспитатель снимает крышку у чайника и предлагает детям засыпать заварку в чайник.

Воспитатель: - Чем можно насыпать заварку? (чайной ложечкой).

- Найдите, пожалуйста, на нашем столе чайную ложку.

Ребенок находит на столе чайную ложку. Воспитатель предлагает засыпать в чайник заварку.

Воспитатель: - А что надо еще сделать, чтобы заварить чай? (Налить в чайник воды).

- И не просто воды. А какой воды? (Очень горячей, надо налить кипяток).

- А где у нас кипяток? самоваре).

- До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток.

- Что нужно открыть, чтобы полилась вода? (Кран).

- А чтобы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо настояться несколько минут. А я вам этим временем расскажу красивую легенду о том, как люди открыли чай.

(12 слайд) Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражений китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли.

Что-то гости мои заскучали, а ведь в избе, возле самовара, всегда было весело. И любое чаепитие не обходилось без частушек, а волшебный сундучок подскажет нам, что для этого нужно. (13 слайд)

Воспитатель открывает сундучок и находит в нем деревянные ложки.

Воспитатель: - Ой, ребятки, а вы знаете, что это?

Дети: - Это старинные русские музыкальные инструменты.

Воспитатель: - Мальчишки сейчас нам подыграют на музыкальных инструментах, а девочки мне помогут петь частушки:

Мы за чаем не скучаем,

И частушки сочиняем.

Рады всех Вас пригласить,

И частушки подарить.

Приходите на чаек,

Посидим, поговорим.

Когда выпьем самовар,

То еще раз повторим.

Приходите на чаек,

Будем рады всей душой.

Всех напоим досыта,

Самовар у нас большой.

Воспитатель: - Какие вы молодцы: можете и подыграть и подпеть.

- Дети, слышите, кто-то стучит к нам в дверь? Входит домовенок Кузя.

Кузя: - Здравствуйте, ребята! Я домовенок Кузя. Я охраняю дом. Я почувствовал, что пахнет чем-то ароматным, душистым и мне захотелось узнать, что же это?

(Дети отвечают, что пахнет чай, который они заварили, и приглашают Кузю к столу. Воспитатель вынимает из печи сушки.)

Кузя: - Я люблю чай с сушками, а еще с сахаром.

Воспитатель подает Кузе сахар.

Кузя: - А я к вам не с пустыми руками пришел. Вот что я вам принес (Кузя ставит на стол угощение).

Воспитатель наливает чай всем.

3. Итоговая часть:

Во время чаепития Кузя беседует с детьми:

- Что за Фока у вас на столе?

- Расскажите, какой он?

- А в чем вы чай заваривали?

- А как вы чай заваривали?

После окончания дети прощаются с Кузей.

4. Рефлексия: Дети, вам понравилось занятие? Если понравилось, возьмите смайлик солнышко, если нет – тучку.

Публикации по теме:

Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Сверху пар, снизу пар — шипит наш русский самовар» (подготовительная группа) Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционной культуре русского народа. Дидактические задачи: Образовательные: закреплять.

Коммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группыКоммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группы Коммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группы Предлагаю вашему вниманию весёлый коммуникативный танец, который легко учится,.

Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев»Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев» Игорь Григорьев – явление уникальное в нашем литературном мире. Если говорить о его творчестве, то у поэта было две основные темы: любовь.

Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм»Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм» Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Образовательная задача: • Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить.

Конспект НОД по рисованию для детей 3–4 лет «Праздничное чаепитие для любимых мам!»Конспект НОД по рисованию для детей 3–4 лет «Праздничное чаепитие для любимых мам!» Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). Тема: «Праздничное чаепитие для любимых.

Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Образовательные задачи:.

Лэпбук «Русский самовар»Лэпбук «Русский самовар» Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой.

Русский танец «Самовар» исполняется под песню Д. Тухманова «Русский самовар» Исполняют 6-8 девочек и 1 мальчик-"самовар".Девочки в русских сарафанах, "самовар"-объемный.

Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси»Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси» Занятие по окружающему миру. Тема: «Дегустация чая». Цель: познакомить детей с процессом приготовления чая; дать представление об основных.

Сценарий досуга «Чаепитие» в подготовительной группе в рамках проекта «Русский самовар и традиции чаепития на Руси»Сценарий досуга «Чаепитие» в подготовительной группе в рамках проекта «Русский самовар и традиции чаепития на Руси» Досуг «Чаепитие».(в подготовительной группе № 4) ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Русский самовар и чаепитие на Руси» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 11 августа 2023 в 17:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Русский самовар и чаепитие на Руси» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Кустарева Людмила Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД