Лилия Кислобаева
ООД познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ-технологий «Огонь и вода — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (ПИД)
с использованием методов ТРИЗ в старшей группе
Тема: «Огонь и вода – всему голова».
Воспитатель: Кислобаева Лилия Илларионовна
Пгт. Березово октябрь 2017 год.
Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности (ПИД)
с использованием методов ТРИЗ в старшей группе
Тема: «Огонь и вода – всему голова».
Цель:
Публикация «ООД познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ-технологий „Огонь и вода — всему голова“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Образовательные задачи:
Расширить знания о пользе и вреде воды и огня в жизни человека. Учить детей делать предположения, выводы, обобщать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Развивать исследовательские способности и навыки.
Развивать память, логическое мышление, сообразительность.
Обогащать словарный запас детей. Расширять кругозор детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать аккуратность и осторожность в работе.
Воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, умение слаженно работать в подгруппе.
Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение, указание воспитателя.
Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.
Формы работы: Фронтально, подгруппами.
Словарная работа: наводнения, стихийные бедствия, муссоны.
Предшествующая работа: Игры с водой, песком, камнями, беседы, просмотр презентаций о воде и огне, ежедневные наблюдения за аквариумом.
Материалы: плакаты, иллюстрации, картины, специальная одежда (шапочки, и накидки с эмблемой экспериментатора).
Оборудование для опытов: спички, свечи, емкости с водой, песком, землей, видеоролики.
Ход ООД:
Воспитатель:
Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Воспитатель:
Ребята, к нам на занятие пришел Лунтик. Вы же знаете, что он много путешествует, всем интересуется и хочет у вас новому поучиться. Поможем?
но для начала вам нужно отгадать мои загадки. Прослушайте внимательно первую:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
Воспитатель: (мозговой штурм)
А когда вода бывает стеклянной? А когда она летит, бежит?
(ответы детей, дополняемые педагогом)
Воспитатель:
Вторая загадка, ребята, очень сложная. Будьте внимательны!
Он светит и греет.
В кирпичной печи
Он борщ вкусный варит
Печёт калачи.
Полено грызёт он
Трещит и шумит,
И серым и горьким
Он дымом дымит. (огонь)
Воспитатель:
Каким образом огонь борщ варит? Как печет калачи?
Воспитатель:
Ребята, а вот Лунтик грустный оттого, что совсем не знаком ни водой, ни с огнем. Может, мы поделимся с ним своими знаниями? (ответы детей) Ну вот и молодцы»
Воспитатель:
Я обещала вам, что покажу помещение, где проводят опыты и эксперименты с различными материалами. Постройтесь парами и мы отправляемся в опытно - экспериментальную лабораторию.
(Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации связанные с водой и огнем, с экспериментальными столами, видеоустановкой.
Дети встают полукругом у стены, на которой размещены картины, на тему огня.
Воспитатель:
Как вы думаете, огонь для человека это хорошо или плохо?
Ответы детей.
Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт ракету, летящую в космос, сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы. (воспитатель дополняет ответы детей).
Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, от огня гибнут животные, птицы, насекомые в лесу. (воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель:
А теперь, ребята, проходите к столам. Обратите внимание, для вас подготовлена специальная рабочая форма экспериментаторов. Наденьте ее, пожалуйста, и усаживайтесь на стулья. Ну вот, передо мной настоящие экспериментаторы.
Воспитатель: Итак, мы начинаем наши эксперименты.
Опыт №1. Проводит воспитатель. (Стол взрослого стоит так, чтобы всем детям было видно). Горящая свеча. Посмотрите, какой завораживающий язычок пламени красивый. От него идет свет, если поднесу к нему руку, чувствую тепло, но если долго подержать руку над пламенем – обожжет. Что произойдет, если я поднесу бумагу. (ответы детей). Правильно, бумаги загорится. А что произойдет, если я поднесу металлический лоток? (ответы детей, воспитатель дает возможность детям самим прийти к правильному ответу). Действительно, нагреется. (Педагог дает детям прикоснуться к нагретому лотку).
А как вы думаете, чем можно погасить огонь? (песком, водой, снегом, пеной, землей). Проверим?
Опыт №2. Дети проводят опыт за столами, где у одних – в контейнерах песок, у вторых – вода, у третьих – земля. (Воспитатель поочередно зажигает свечи, а дети тушат.).
Воспитатель:
Вы отлично справились с заданием. Вот таким послушным может быть огонь. А бывает и такое!
Воспитатель предлагает – 25 сек. посмотреть видеоролик об огне, выслушивает возникшие в результате просмотра мнения детей.
Воспитатель:
Ребята, а вот Лунтик желает, чтобы мы потанцевали с его друзьями. Выйдите из-за столов. Немного отдохнем.
Физминутка «Инопланетяне».
Игра «Да - нет»
Воспитатель: Ребята, не заглядывая в коробочку, вы должные угадать, что лежит у меня в коробке. Вы задаете мне вопросы, я отвечаю, только «да» или «нет». (если дети затрудняются, педагог дает подсказку: в этом предмете есть неопасный огонь). (В коробочке – фонарик)
Воспитатель:
-А теперь, ребята, давайте поговорим о воде. Ответьте, пожалуйста, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают) .
Хорошо: Наш организм на 80 % состоит из воды. Без воды человек может прожить не более 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах. (воспитатель дополняет ответы детей).
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов., разрушая постройки. (воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель предлагает – 25 сек. посмотреть видеоролик о воде.
Опыт№3. (проводят дети, сидя за столами) .
Детям предлагается выпить стакан воды и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр).
Ребята, есть такая пословица: «Огонь и вода – всему голова». Давайте все вместе ее произнесем. (хоровое проговаривание).
Только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.
Воспитатель:
А теперь, ребята, пришла пора покинуть лабораторию. Вернемся в группу.
Воспитатель обращает внимание детей на мольберты и стола, на которых лежат конверты.
Воспитатель:
Ребята, а Лунтик расстроился. Он боится, что вернувшись к друзьям, он не может им передать все то, что он узнал от нас, или все перепутает. (обращается к Лунтику).
Лунтик, не переживай! Дети тебе помогут.
Ребята, вам для Лунтика нужно еще раз показать пользу и вред огня и воды. Мы разделимся на 2 подгруппы, первая группа заполнит таблицы о воде, а вторая – об огне.
На мольбертах таблицы (на одной в центре - добрая капелька, на второй – злая) с пустыми клеточками вокруг. Детям предлагается заполнить клеточки в соответствии с характером капельки. (Разделить карточки о пользе и вреде воды). Аналогичное задание второй подгруппе с огнем.
Таблицы дарят Лунтику, чтобы он всем своим друзьям рассказал о том, что он узнал от ребят.
Воспитатель:
-Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно - экспериментальной лаборатории).
-Что для вас показалось трудным?
-Что понравилось в нашей лаборатории больше всего?
И теперь еще раз вам предстоит угадать, а что же лежит нашей таинственной коробочке? (игра «Да - нет»). В коробке сок. Детей угощают соком.