Анна Бурова
Конспект ООД по экологическому развитию в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по экологическому развитию в старшей группе
«Как звери готовятся к зиме»
Цель занятия: познакомить детей с подготовкой зверей к зиме.
Задачи:
Образовательные:
– расширить знания о поведении лесных животных осенью (накопление жировых отложений, запасание кормов, линька, поиск и устройство зимних убежищ, спячка)
Развивающие
– развивать умение определять животных по описанию и внешнему виду.
Воспитательные
– воспитать интерес к познанию живой природы
Методы и приё мы проведения занятия:
Публикация «Конспект ООД по экологическому развитию в старшей группе „Как звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- словесные (рассказ, беседа, художественное слово, скороговорка, загадки, пословицы, логические задачи, напоминание, вопрос, анализ);
- стимулирование интереса (рассказ, проблемная ситуация, игра);
- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, иллюстраций);
- игровые ( сюжетно-игровые ситуации: «Чей домик?», д/и «Подбери определение», «Скажи ласково»; физкультминутка «Белки»);
- создание эмоционально-нравственных ситуаций (поощрение).
Содержание ООД:
1. Вступление
-Ребята, недавно я проходила по берегу нашего озера Кутыр. А там – столько было разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые!
Слайд 2
Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. А сейчас кораблики больше не прилетают. Озеро потихоньку засыпает.
-Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?
Дети - осенью, кораблики - осенние листья.
Слайд 3
-А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?
Дети – листопад.
II. Актуализация знаний:
Слайд 4
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
-Скажите, о каком времени года это стихотворение?
Дети - об осени.
Слайд 5.
Использование мнемотехники
Я вам покажу таблицу, а вы расскажете об изменениях в природе.
1. Солнышко спряталось за тучи, часто идут дожди.
2. День - короче, а ночь -длиннее.
3. Листья на деревьях пожелтели и опали
4. Дует сильный ветер.
-А какие изменения происходят в живой природе?
5. Птицы улетели в теплые края.
6. Звери готовятся к зиме.
-Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
Дети - всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к зиме.
-Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме : и деревья, и звери, и птицы.
III. Мотивация к занятию:
Письмо из лесу:
Ой, ребята! Что это?
Вот конверт, большой и белый,
Как же нас конверт нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся! Ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей?
Лесной!
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться
Все загадки угадать.
6 слайд (по одной картинки открывать пробелом)
1. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь) пробел
2. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной? (еж) пробел
3. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка) пробел
4. Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (лиса) пробел
5. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это….(волк) пробел
6. У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц) пробел
-Скажите, как можно назвать всех этих животных?
Дети - лесные, звери, дикие.
-Почему животных называют дикими?
Дети - сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.
-Расскажите мне про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.
Дидактическое упражнение "Подбери определения"
Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …
Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …
-А в этом письме ещё написано….
-Приходите в лес осенний,
Будем с вами мы дружить,
Веселиться и играть
Будем очень вас мы ждать!
-Дикие животные приглашают нас в гости в лес.
IV. Путешествие в осенний лес:
-Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.
1,2,3,4,5 (глазки все закрыли, повернулись, покружились, и оказались мы где с вами ребята?
Слайд 7
- Оказались в лесу. Ребята, давайте вспомним правила поведения.
Дети - не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.
- А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
-Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?
V. Встреча со зверями :
Слайд 8
-Ребята, смотрите, кто- то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это?
Дети - да, конечно, это заяц.
-Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?
Дети - испугала лиса, холодно ему, морковки нет…
-А как же зайчик готовится к зиме?
Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы потому, что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.
Слайд 9
Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)
Как мишка готовиться к зиме?
Дети - медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
-Где он спит?
Дети - он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.
-А почему говорят, что медведь сосёт лапу?
Дети - происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.
Слайд 10
Маленький, колючий…. (ежик)
Как ежик готовиться к зиме?
Дети - ёжик наедается - грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.
Слайд 11
-Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
-Где живет белка?
Дети – в дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Дети - она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
VI. Физкультминутка:
Белки прыгают по веткам
Прыг да скок, прыг да скок.
Забираются не редко высоко, высоко.
Будем в классики играть
На одной ноге скакать.
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке.
-Ребята, напомните мне, кто же зайку напугал?
Слайд 12
Дети - лиса и волк.
-Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети - конечно, нужно.
Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более густой и теплый мех.
-Как называется период, когда животные меняют свой мех?
Дети - такой период в жизни животных, называется линькой.
VII. Возвращение в группу.
-Наше путешествие закончилось
- Раз, два, три вокруг себя повернись,
И снова в зале окажись.
Слайд 13
VIII. Создание коллажа.
-Какое время года наступит после осени.
Дети- зима.
-Теперь мы знаем, что наши звери уже готовы к зиме.
Делимся на две команды.
1 команда игра «Чей домик?», 2 команда «Мама и детеныши».
IX. Рефлексия:
-Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:
-Кто из зверей впадает в спячку? (медведь, еж)
-Каких зверей мы можем встретить в лесу? (лису, волка, зайца, белку)
-Кто делает запасы на зиму? (белка)
Вот и мы стали друзьями зверей. Если любить природу, животных, оберегать их и защищать, то никакая беда нам не страшна. Мы всегда сможем прийти к ним на помощь.
Ребята, а еще лесные жители оставили вам подарок.
Как хорошо с ними дружить!