анастасия аверкиева
Конспект ООД «Каргапольская игрушка «Утушка моховая» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по теме «Каргапольская игрушка «Утушка моховая»
Цель: воспитание трудолюбия через формирование технологических и изобразительных умений, овладение способами и приемами лепки по замыслу.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с каргапольскими изделиями, с лепкой каргапольской игрушки «Утушка – моховая», выделяя характерные особенности (туловище в форме овала, вытянутая шея, плоский клюв).
2. Способствовать развитию умений лепить пластическим способом (из одного куска, соблюдая формы, пропорции деталей)
Публикация «Конспект ООД „Каргапольская игрушка „Утушка моховая“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3. Обогащать словарь детей новыми словами, загадками, стихами.
4. Формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность, чувства уважения к искусству своего народа и гордость за него.
Оборудование: электронное письмо, каргапольские игрушки (полкан, тяниталкай, берегиня, крестьянин, уточка); карточки с изображением игрушек (дымковские, филимоновские, каргапольские); фартук и платок для бабушки Ульяны.
Раздаточный материал: глина, дощечки, влажные тряпочки, стеки, подставки для работ, свистульки.
Предварительная работа: просмотр видеофильма «Каргапольская игрушка», чтение сказки: «Ванюшка – глинушка», рассматривание альбомов про каргапольскую игрушку, знакомство со скульптурой малых форм: каргапольская игрушка (полкан, медведь, барышня, кавалер, чтение стихов о каргапольской игрушке.
Ход ООД
1. Организационно-мотивационный этап.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг и приветствуют друг друга:
Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля!
Здравствуйте, все мои друзья!
Воспитатель: Дети, к нам на электронную почту пришло письмо (слайд электронного письма). Как вы думаете, кто написал письмо? (зачитывает его)
Я из глины сделан желто-красно-белой,
Мастер я отменный, необыкновенный.
Глиняные ручки и из глины брючки.
Глиняные ножки в глиняных сапожках.
Нос мой как картошка, а глаза горошки.
Мимо не пройдите, в гости приходите!
Дети отгадывают, что это Мастер-Глинчик. (слайд с картинкой мастера).
Воспитатель: Вы хотите узнать, куда он нас приглашает? В каком городе он живет? Тогда слушайте дальше.
Городок мой небольшой и народ в нем озорной.
Мастера не любят скуки, приложить умеют руки.
Лепят все горшки да кружки, миски, разные игрушки.
Может быть, кто-нибудь догадался, что это за город в Архангельской области?
Воспитатель:
– Правильно, это Каргаполь (слайд с картинкой города) В этом городе делают знаменитую на весь мир глиняную каргапольскую игрушку (слайд с каргапольскими игрушками). Хотите отправиться в старинный город Каргаполь, к бабушке Ульяне, мастерице игрушечнице.
Закрывайте глазки и считайте. «Раз, два, три, повернись – в Каргаполе очутись!»
Дети подходят к оформленной каргапольскими узорами русской избе.
2. Основной этап.
Воспитатель: Посмотрите ребята какая красивая расписная русская избушка! В ней живет добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица – игрушечница. Охотно учит бабушка Ульяна своему мастерству всех, кто только захочет. Благодаря ей и живет каргапольская народная игрушка. А где же бабушка Ульяна?
Повернусь и я разок, повяжу себе платок.
Я на месте повернусь, в бабушку
Ульяну превращусь.
Раз, два, три смотри.
(Воспитатель повязывает платок).
Бабушка Ульяна (воспитатель) :
– Здравствуйте милые ребятишки, девчонки и мальчишки. Проходите не стесняйтесь да по удобнее располагайтесь. Для каждого найдется и местечко и доброе словечко. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Я, бабушка Ульяна, чудеса творю из глинушки румяной. И в избушке, у меня, как детишки, вдоль по лавкам, игрушки (выставка игрушек).
Город Каргаполь знаменит своими необыкновенными игрушками. В старину игрушки называли – тарарушками. Это от слова тарарай, что означает шутник или сказочник. Та–ра–руш–ки! Та–ра–руш–ки! Это русские игрушки. Очень славные, да забавные! Ненаглядные!
Я знаю, что вы много знаете про мои игрушки, а умеете вы отличить каргапольские игрушки от других глиняных игрушек (филимоновских, дымковских).
Проводится игра «Узнай каргапольскую игрушку» (детям предлагаются игрушки дымковские, филимоновские, каргапольские. Они должны выбрать из разных игрушек только каргапольские).
Бабушка Ульяна (воспитатель) :
– А сегодня я хочу познакомить вас с новой игрушкой, но в начале, вы должны отгадать загадку: пестрая крякуша, ловит лягушек, клюв – лопата, в речке бродит, вперевалочку ходит? (показывает уточку).
А вот и я, кря–кря!
Утушка моховая,
Где ты ночь ночевала?
У Кузьмы, у Демьяна.
А не грустно ли тебе одной?
Как мы можем тебе помочь?
(Утушка просит, чтобы вы слепили ей подружек).
Бабушка Ульяна (воспитатель) :
– А вы хотите, чтобы я вас научила лепить таких утушек?
Посмотрим, какая она наша ушка. Какой формы туловище, голова? Какая у нее шея?
Лепить я буду из целого кусочка глины.
Возьму я глинку и хорошенько ее разомну, раскатаю столбик между ладонями. Найду серединку, одну часть подниму вверх и из нее я буду вытягивать шею и формировать голову а из другой туловище. Обратите внимание, что клюв у утушки плоский. Двумя пальчиками прищипну.
А чтобы утушка получилась гладенькая я намочу пальчики и буду приглаживать.
Вот и получилась утушка – красавушка, ласковый носок, кругленький глазок.
А сейчас отдохнуть нам пора, засиделась детвора. Я буду утшкой а вы мои детки утята.
Физкультминутка.
Я уточка кря – кря
Пестрые бока
В перевалочку хожу
Во все стороны гляжу
Плавно по воде скольжу
Крыльями махаю
Деток созываю.
Бабушка Ульяна (воспитатель) приглашает детей за столы.
Пальчиковая гимнастика:
Ручки хорошо потрем, (сильно потираем ладони)
До тепла их разотрем.
Чисто «вымоем» сначала, (как будто намыливаем руки).
Чтобы глинка не серчала.
Нежно их погладим, (потираем ласково).
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки, помогите, (любуемся своими руками).
Нам игрушечку слепите».
Бабушка Ульяна (воспитатель) :
– В разогретые руки берем кусочек глины и все вместе скажем.
Здравствуй, глинка, здравствуй, глинка, серенький комочек!
Я тебя сейчас помну
И в уточку превращу.
Глинка, глинка, помогай, (подносим к губам, говорим)
Свои секреты открывай.
Приступайте к работе. Что сделаете вначале, а потом?
Дети лепят под музыку Северного русского народного хора «Утушки».
Воспитатель:
– Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
Воспитатель оказывает помощь детям, советом, индивидуальным указанием, повторным показом на своем куске глины.
Дети закончили лепить утушек.
Бабушка Ульяна (воспитатель) :
– Возьмите своих утушек и найдите для них подставочки. Вот и весело нам стало, все мы в стайку собрались.
Летят утки, плоски носки,
Говорят утки,
То–то–мы–ли, то–томы,
Мы вернемся до домы!
Посмотрите, какие у вас получились ушки?
А теперь найдите самую гладкую, зоркую, добрую, веселую?
Расскажите о своей уточке, какая она у вас получилась. Вы молодцы!
Теперь можно с утушками играть?
А что нужно сделать? (Ответы детей).
3. Заключительный этап.
Бабушка Ульяна (воспитатель) :
– А я вам шкатулку с сюрпризом за труд ваш старательный, да добрый.
Здесь птички не простые, свистульки – певуньи. Уморились гости в раз, делу время, а потехе час.
Проводится игра с детьми на свистульках и ложках под музыку «Барыня».
Дети рассказывают стихи про каргапольскую игрушку.
1. Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.
2. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
3. Каргапольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью–Йорке
Наш Полкан красуется.
4. Наша русская игрушка, не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Бабушка Ульяна (воспитатель) :
– Вот и расставаться нам пора. До свидания, детвора. Не забудьте мои уроки, возвращайтесь, мы с вами уточек раскрашивать будем.
Я на месте повернусь, в Анастасию Александровну превращусь. Глазки закрываем и до трех считаем. Раз, два, три снова в детском саду мы смотри!
Где мы с вами были? Чему вы научились? Из чего лепят игрушки? Как они называются? А мы с вами пойдем в группу и напишем ответ мастеру Глинчику и поблагодарим его за приглашение.