надежда трегубова
Конспект ООД по речевому развитию «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизация знаний детей о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
дать детям представления о временах года, уточняя основные признаки осени ;
расширить активный словарь детей за счёт имен существительных активизировать и обогащать глагольную лексику по теме;
закреплять обобщающее понятие «перелетные птицы»,
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
развитие познавательного интереса, связной речи и памяти;
Воспитательные:
воспитывать чувство любви к родной природе, доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
Предварительная работа:
• Наблюдение за птицами во время прогулок.
• Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»,Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка», и др.
• Прослушивание аудиокассет» «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные».
• Загадывание загадок.
• Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», и др.
• Подвижные игры «Кто где живет»
Методические приемы:
Информационно-рецептивные: игровой прием, музыкальное сопровождение:
Репродуктивные: упражнение, выполнение задания.
Методы стимулирования деятельности: поощрение, мимика, жесты, сопереживание, поучение.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением перелетных птиц, модель понятия «птица», мешочек, перышко, гнездо, птичка, мячик, карандаш, картинка.
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: групповая комната.
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта.)
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!
Воспитатель: Какое время года?
Дети: Осень!
Воспитатель: А теперь давайте присядем за столы и вспомним, что же мы теперь знаем об осени. Давайте ещё раз рассмотрим, уже знакомые нам картинки и попробуем вместе составить рассказ:
Воспитатель: Наступила…
Дети: Осень!
Воспитатель: Осенью редко светит…
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Осенью часто идёт…
Дети: Дождик!
Воспитатель: Осенью дует…
Дети: Ветер!
Воспитатель: Осенью листья на деревьях…
Дети: Желтеют! Опадают!
Воспитатель: Давайте попробуем шёпотом произнести слово «листопад», тихо- тихо, так как будто это опавшие листья шуршат у нас под ногами
Предлагаю детям рассмотреть картинку с изображением птиц.
Воспитатель: Кто нарисован на картинке?
Дети: Птички
Воспитатель: Как вы узнали, что это птицы?
Дети: У них есть клюв, крылья, умеют летать, тело покрыто перьями
Воспитатель: Какие птицы здесь нарисованы?
Дети: Грач, ласточка, скворец, воробей
Воспитатель: Скворцы и грачи улетают в теплые места, а весной снова возвращаются и называют таких птиц «перелетными» (дети повторяют «перелетные»)
Воспитатель: Каких еще птиц знаете?
Вот сидят все птицы в ряд,
На ребят они глядят,
С ними поиграть хотят.
Игра «Один и много»
.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Один и много».Послушайте, как будем играть. Например, я говорю: «Одна птица», а вы: «Много птиц». (Одна ласточка, один грач, один скворец, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло, одно гнездо).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас покормим птичек.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка перышки помыла,
Птичка крылышки сложила,
Птичка клювом поводила,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки поела,
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла
И тихонько полетела.
Воспитатель: Как называются эти птицы?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: Почему этих птиц так называют? (Птицы улетают осенью, когда наступает холод, в теплые края. А весной возвращаются обратно).
Воспитатель: Почему эти птицы улетают осенью? Что служит им кормом?
Дети: Эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: У меня есть что-то интересное. Подойдите сюда (к столу).
Что это?
Дети: Гнездо.
Воспитатель: А это?
Дети: Птица.
Воспитатель: Где сидит птица?
Дети: Птица сидит в гнезде.
Воспитатель: Откуда вылетела птица?
Дети: Птица вылетела из гнезда.
Воспитатель: Куда села птица?
Дети: Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда).
Игра «Назови ласково
Воспитатель: Садитесь на пол и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду каждому бросать мячик и называть слово, а вы будете говорить, как оно звучит ласково.
У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?
Дети: Крылышки.
Воспитатель: (Ноги – ножки, клюв – клювик, глаз – глазик, голова – головка, птенец – птенчик, хвост – хвостик, гнездо – гнездышко, перо – перышко, кукушка – кукушечка, журавль - журавлик).
Воспитатель: А сейчас мы превратимся в птиц и полетаем. Встаньте в круг.
Физкультминутка «Птичка»
Птичка летает,
Птичка порхает.
Плавно кружится,
На ветку садится.
Ветку нагнули,
Птичку спугнули.
Быстро взлетает
И улетает.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Добавь слово».
У человека квартира, а у птицы гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы перья.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а у птицы крылья.
У человека ребенок, а у птицы птенец.
Воспитатель: Правильно! Птенчики появляются на свет маленькими, слабенькими, не умеют ни летать, ни прыгать. У меня есть птенчик (Показать картинку). Он хочет научиться прыгать по точкам. Вы сейчас сядете за стол и нарисуете линии.
Воспитатель: Молодцы! Вы помогли птенчику, теперь он не пропадет. О чем мы сегодня говорили? (О перелетных птицах). Наше занятие закончено.