Мугалимова Ирина
ООД по чтению художественной литературы «Необыкновенные приключения Али в азбуке»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по речевому развитию (чтение художественной литературы)"Необыкновенные приключения Али в азбуке"Конспект ООД по речевому развитию (чтение художественной литературы)
«Необыкновенные приключения Али в азбуке.»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
Цели: формировать целостной картины мира, приобщать к словестному искусству,в том числе к художественное восприятие и эстетический вкус.
Интеграция: познавательное развитие, коммуникационное развитие, музыкальное развитие.
Задачи:
Образовательная: познакомить с историей возникновения письменности,уточнить представление о жанрах,познакомить с писательницей Ириной Токмаковой,ее произведением «Аля, Кляксич и буква А»
Развивающие :развивать интерес и любовь к книге.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к книге.
Средства: книга И. Токмаковой,береста, перья, бумага, ручки.
Ход занятия:
Перед вами чудесный мешочек. Что в нем лежит? Отгадайте загадку и узнаете:
Не сеялки,а добро сеют,
Не хлеб,а досыта кормят,
Без рук,а все умеют,
Без ног,а по дорогам водят.
(Книги)
2. сегодня я хочу вас пригласить в удивительную страну. Азбукаландия. Ее знают все кто,умеет писать и читать. (Звучит музыка дети под музыку выполняют движения)
-Вот и первый остров в нашем путешествии. Истроия. В разные времена люди по разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человеческая книга –книга наскальных изображений. Первым шагом к современному письму было использование предметов,которые не передавали мысли, напоминали о ней,например узелки на па мять. В зависимости от окраски и порядка,в котором они были повязаны,определяли о чем идет речь. Такое письмо называлось узелковым. Представьте, что вы ученые,которые обнаружили скалу с рисунком. На нем изображены…. что могут обозначать эти рисунки.
И в наши дни используют похожие письма рисунки (Дорожные знаки)
Давайте расшифруем слово книга. В прекрасной стране Месопотамии книги писали на глине. на глине писали палочками. Первая письменность была в виде рисунков,картинок Позднее появились знаки,обозначающие эти картинки-клинопись Клинописных табличек было так много,что их стали собирать в первые библиотеки. Первые книги писали и на папирусах. папирус травянистое растение,тростник. Его обрабатывали особым способом,и получали такую бумагу которая сворачивалась в свитки,но на ней нельзя писать с двух сторон. В дальнейшем люди стали использовать пергамент- это тонкая обработанная кожа Изготовляли ее недалеко от города Пергам. В отличии от папируса он не трескался,был более прочен,на нем писали с двух сторон. А на Руси писали на бересте. перышками Давайте и мы с вами пройдем к столам и попробуем написать. Береста это верхний слой березы,а писали специальным составом в который входили сок, зола, Первую бумагу варили из помещали в рамки. Книги раньше были рукописные. То есть их писали в ручную Обычно их писали писцы церковные служители. Книги любили про книги придумали пословицы
Берегите книгу – источник знаний.
Букварь — к мудрости ступенька.
День без книги, что день без солнца.
Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.
Знаешь аз да буки – так и книги в руки.
Золото добывают из земли, а знания — из книги.
Испокон веков книга растит человека.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Книга – твой друг, без нее как (без рук.)
Книга в деревне - что окно (в избе.)
Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает.)
Книга для ума — что теплый дождь для (всходов.)
Книга мала, да ума (придала.)
Книга не самолет, а за тридевять земель (унесет.)
Книга одна, да тысячу людей (учит.)
Книги не говорят, а правду сказывают.
Рукописи писались очень медленно Около года сейчас мы с вами привыкли читать печатные книги. Первым на Руси стал печатать книги книгопечатник Иван Федоров.
3. А сейчас я предлагаю отправиться дальше в путешествие. Ребята вот вы и прибыли в прекрасную страну Азбукознания. Она очень красивая и необычная. В ней живут книги. А кто пишет книги (Писатели)Правильно. Писатели бывают детские и те кто пишет для взрослых. А кто знает что такое сказка? Чем отличается стихотворение от рассказа? А кто ответит на вопрос,что такое басня,былина. Сегодня я хочу вас познакомить с детской писательницей И. Токмаковой Ирина Петровна Токмакова — детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов, лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества. Будущая поэтесса родилась 3 марта 1929 года в Москве. Девочка росла во вполне благополучной и хорошо обеспеченной семье. Ее отец Петр Мануков был инженером-электротехником, а мать Лидия Дилигенская - детским врачом и при этом заведовала местным "Домом подкидышей" С самого детства проявляла свои таланты. К примеру, она имела непреодолимую тягу к знаниям. Она часами сидела в школьной библиотеке и читала книги на различные темы. Огромный багаж знаний помогал девочке во время учебы. Именно по этой причине для Ирины не составило труда окончить школу с золотой медалью. С детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому выбрала профессию лингвистаСвою литературную деятельность Ирина начала довольно-таки поздно. Да и вообще Токмакова не собиралась заниматься литературой. Все произошло очень спонтанно. Как-то раз в Россию прибыл шведский энергетик Боргквист, который, познакомившись с Ириной, прислал ей в подарок книжку детских песенок на шведском языке. Ирина перевела их для своего ребенка. Ее супруг, художник-иллюстратор Лев Токмаков, отдал переводы в издательство. Так вышла ее первая книжка. А потом свет увидела также и книга собственных стихов Ирины Токмаковой, созданная вместе с супругом, — «Деревья». На полке детских книжек она тут же прижилась, оказавшись в числе самых любимых — и детьми, и родителями. Позднее появились книжки сказок, рассказов и повестей: «Аля, Кляксич и буква «А», «Может, нуль не виноват?», «Счастливо, Ивушкин», «Сосны шумят», «И настанет веселое утро» и многие другие. Ирина Токмакова переводила со многих европейских языков, а также восточных языков, в том числе, таджикского, узбекского, хинди. Лауреат Государственной премии РФ, лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002, она с радостью говорила в интервью, как напутствовал ее Самуил Яковлевич Маршак: «Когда я перевела шотландские песенки, Заходер пугал, что Маршак меня съест. И вот как-то раз в коммуналке, где я тогда проживала, раздается звонок и голос Маршака (он всех называл «голубчиком» и все время повторял слово «алё?») : «Але? Голубчик! Это говорит Маршак. Я читал Ваши переводы в «Мурзилке». Алё? Приглашаю вас придти ко мне». И я отправилась к Маршаку. Я в то время только начинала писать, а он разговаривал так, как будто он Маршак и я Маршак. Я вышла от него, и будто во мне внутри лампочка загорелась». Основная аудитория Токмаковой - это дети. Писательница довольно активно выпускала небольшие детские рассказы в стихотворной форме. Именно эти произведения принесли ей наибольшую славу. Как правило, данные книги несли какую-то поучительную историю и мораль. Именно по этой причине произведения Ирины Петровны Токмаковой можно считать притчами. Также Ирина прославилась в качестве драматурга. Пьесы Токмаковой были поставлены в лучших театрах России. Как и в случае с прозой, драматургические произведения ориентировались на детскую аудиторию. К наиболее известным пьесам можно отнести "Кукареку", "Заколдованное копытце", "Звездные мастера", "Морозко", "Звездоход Федя" и прочее. В библиографии Токмаковой присутствуют довольно-таки нетипичные произведения. К примеру, она писала различные детские повести-игры, благодаря которым ребенок мог научиться читать, считать, понимать основы грамматики. Также стоит подметить, что Токмакова участвовала в различных литературных коллаборациях. К примеру, Ирина написала пару детских пьес в соавторстве с небезызвестной советской писательницей Софьей Прокофьевой ("Подарок для Снегурочки", "Стрела Робин Гуда", "Иван-богатырь и Царь-Девица", "Андрей Стрелок и Марья Голубка"). Ирина Петровна скончалась на 90-м году жизни 05 апреля 2018 года в Москве. (Входит Аля)
-Здравствуйте ребята! Мне нужна ваша помощь!
-Давайте поможем Але! А,что случилось (Аля протягивает книгу)
-Вы все узнаете из этой книги!
-Хорошо,давайте начнем читать!
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами и ни за что не хотели браться за руки, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание! Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква А. Она размахивала руками и что-то кричала.
— Что с тобой, что случилось? — изумилась Аля.
Буква А уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
— Кляксич!
— Ничего не понимаю! — сказала Аля.
— Да Кляксич же! — воскликнула буква А. — Отвратительный Кляксич пробрался в Букварь. Он ссорит буквы друг с другом, он их ненавидит, он хочет их всех заменить своими родственниками кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моем месте стоит жирная клякса — его племянница.
Тут добрая трудолюбивая буква А расплакалась.
— Вот тебе и на! — поразилась Аля. — Но ты успокойся. Надо что-то придумать. Нельзя же ему уступать! Надо бороться!
— Что уж тут придумаешь! — возразила буква А. — Ты ведь даже свое письмо не сможешь подписать! Кляксич, когда узнал, что ты пишешь письмо маме, расхвастался: «Букву А я уже выгнал, букву Л я запру под замок, а букву Я так запрячу, что ее никто не найдет. Как тогда Аля подпишет свое письмо? Я — хозяин Букваря!»
Аля задумалась. Подписать письмо без нужных букв она в самом деле не сможет. А если не подписать, то как мама поймет, кто написал ей письмо?
— Знаю, знаю! — вдруг закричала Аля. — Мы с тобой отправимся в Букварь, разыщем Кляксича и сотрем его ластиком. Правильно?
— Еще как правильно! — обрадовалась буква А.
Взявшись за руки, Аля и буква А направились прямо в Букварь. У самого входа дорогу им преградила добродушная с виду буква Б. У нее через плечо висела на ремне огромная корзина.
— Будете брать бублики? — спросила она.
— Да какие там бублики! — запротестовала буква А. — У нас важное дело. Пропусти нас, пожалуйста!
— Бросьте, — сказала буква Б, не трогаясь с места. — Берите белые бублики и баранки. Быстрее.
Буква Б была ужасно толстая, Аля и буква А никак не могли ее обойти. Пришлось покупать бублики. Они купили их целую строчку, вот такую:
Но буква Б по-прежнему загораживала им дорогу и только покрикивала:
— Больше! Больше!
У них не было больше свободной строчки. Бублики просто некуда было класть.
Уважаемые читатели, берите скорее карандаши и купите у буквы Б бубликов, кто сколько сумеет, иначе Аля и буква А не попадут в Букварь, и все. Что же тогда будет со всеми буквами? Даже подумать страшно!
-Ребята давайте поможем Але и букве А, нарисуем много бубликов.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Ну, наконец-то буква Б отступила! Аля и буква А вошли в ворота. За воротами зеленел лужок. На траве паслись двоеточия. За ними, щелкая кнутом, ходил вопросительный знак.
— Ты не видал Кляксича? — спросила у него буква А.
— Кляксича? — вопросительный знак почесал в затылке. — Как же. Кляксича видел. Он уехал на поезде. Куда? Откуда мне знать?
И вопросительный знак посмотрел на них вопросительно.
От этого пастуха толку не добьешься! Скорей на вокзал!
На вокзале буква В в кондукторской фуражке с красным донышком покрикивала на пассажиров. — В вагоны! В вагоны! Входите в вагоны! Вы в восьмой вагон? спросила она у Али. — Ваши вещи?
Странно, что она просила предъявить вещи, а не билеты. Но Але некогда было удивляться. Она предъявила строчку с бубликами.
— Великолепно! — почему-то обрадовалась буква В.
Только они вошли в вагон и отыскали свои места, как поезд тронулся. Они уселись поудобнее. Колеса застучали по рельсам. За окнами замелькали домики и деревья.
Но вдруг поезд со скрежетом затормозил и остановился. Пассажиры высыпали из вагонов. Подумать только! Дальше пути не было! Это Кляксич (кто же еще) унес рельсы, разобрал шпалы и даже спилил все деревья!
Буква А тут же впала в отчаяние. Аля принялась ее утешать:
— Ты забыла: ведь у нас есть читатели! Они нас выручат из беды. За работу, дорогие читатели! Все на ремонт путей! Укладывайте шпалы! Заодно почините домики и насадите побольше елочек: дороге нужна лесозащитная полоса!
-Дети Але снова нужна наша помощь. Давайте из палочек выложим рельсы.
-Дорогая Аля и буква А нам пора возвращаться в наш детский сад. Но мы возьмем с собой книгу и будем дальше помогать тебе в твоих приключениях.
- До свидания ребята.
(Дети возвращаются в детский сад)
-Ребята в какой стране мы сегодня побывали?
-Что нового вы узнали о истории возникновения книги?
-С какой писательницей познакомились?
-Как называется книга которую мы читали?
-Кто главный герой, что она делала,кто решил Але помешать написать письмо, кто пришел к Але из азбуки,куда они отправились, кого повстречали, как мы помогли Але. ?
-Давайте мы и дальше будем помогать Але в ее приключениях. А когда мы закончим читать эту книгу мы будем значь весь алфавит и сможем сами читать книги.