Елена Сапрохина
ОД по познавательному развитию «Защитим наш дом от огня» для детей старшей группы
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему:
«Защитим наш дом от огня»
для детей старшей группы.
Цель: Научить детей правильно вести себя в чрезвычайной ситуации - пожаре.
Задачи:
- Учить правильно и адекватно реагировать при пожаре;
- учить находить причинно-следственные связи;
Публикация «ОД по познавательному развитию „Защитим наш дом от огня“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
-уточнить правила обращения с опасными предметами и правила поведения при пожаре;
-развивать коммуникативные навыки, мышление, внимание, сообразительность, бдительность;
-воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.
Материалы к занятию:
демонстрационные картинки для дидактической игры «Найди отгадку», иллюстрации бытовых электроприборов; для опыта (3 листа бумаги, 3 блюдца, вода, песок, свеча, банка).
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша.
Она очень грустная и у нее забинтована рука? Она рассказала мне, что с ней случилось.
Когда мама с папой ушли на работу, она осталась играться дома. Сначала играла в кубики, потом в куклы и захотела погладить платья для кукол и обожглась об утюг. Потом захотела попить чай, поставил чайник и забыла про него. А он кипел, кипел, и весь выкипел и чуть не начался пожар.
Ребята, а как вы думаете, правильно ли поступила Маша? (ответ дете)
Ребята, давайте расскажем Маше о правилах поведения дома?
(иллюстрации бытовых предметов: плита, пылесос, стиральная машина, электрочайник, утюг, мясорубка и т. д)
В: Что изображено на каждой картинке? (дети называют, что изображено на картинках)
-Какую функцию выполняют эти предметы? (ответы детей)
-Как можно назвать эти предметы одним словом? (Бытовые электроприборы)
В: Бытовые – потому что нужны дома, электро –потому что работают за счет электричества и включаются в электрическую розетку.
-Назовите правила обращения с бытовыми предметами:
- каждой вещи свое место
-электроприборы только взрослые могут включить и выключить
- когда выходишь из дома, нужно проверять, все ли приборы выключены из розетки.
В: Эти приборы могут приносить как пользу, так и вред.
-Какой вред могут принести эти приборы? (ответы детей)
-От этих приборов может произойти пожар. При пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное – гибнут люди.
А кто знает, что надо делать, если вдруг произошел пожар? (ответы детей)
В: - самое главное НЕ ПОНИКАВАТЬ
- когда в доме горит, быстрей выбегайте и постарайтесь сообщить взрослым (соседям) о том, что в доме пожар.
- не прятаться в доме.
В: Я прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте:
С дымом мешается облако пыли
Мчатся красные автомобили
Щелкают звонко, тревожно свистят
Медные каски рядами блестят
Миг – и рассыпались медные каски
Лестницы выросли быстро, как в сказке
Люди в брезенте – один за другим –
Лезут по лестницам в пламя и дым.
- Про кого это стихотворение? (про пожарных)
- В чем состоит работа пожарных? (тушат пожар)
(картинка пожарного)
А как одет пожарный? (ответы детей). Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, специальная пластина - защищает лицо от огня, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах- прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь! Ещё у пожарных есть противогаз, он защищает от дыма и угара при пожаре.
Физминутка. Давайте поиграем в пожарных:
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут пожарный (ходьба на месте)
На машине ярко-красной
Мчимся мы в перед (имитация руля)
Вой пронзительной сирены
Может оглушить (вращение кистями рук над головой)
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить (имитация тушения пожара)
Д/И «Найди отгадку»
В: На столе лежат картинки. Я буду читать вам загадки, а вы должны найти среди картинок отгадку.
1. Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)
2. Жжется печь, ее не тронь,
Потому что в ней … (огонь)
3. Если в доме вдруг случится –
Из окошек дым клубится,
И огонь, и пышет жар –
Это значит там (пожар)
4. Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей… (водой)
5. Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина)
6. Если вдруг пожар случится,
Кто быстрее всех примчится
На машине ярко-красной,
Чтоб залить огонь опасный? (Пожарный.)
7. Висит – молчит,
А перевернешь, шипит,
И пена летит. (огнетушитель)
8. Помни каждый гражданин:
Пожарный номер… (101)
В: Ребята, скажите, а чем можно потушить огонь? (ответы детей)
А я вам сейчас покажу и вы все увидите сами.
Демонстрация опытов с огнём.
Опыт № 1. Стоит тазик с водой, бумага. Поджигается бумага и бросается в воду. Бумага гаснет. Какой вывод можно сделать – что огонь можно потушить водой.
Опыт № 2. Стоит пустая тарелка, тарелка с песком, бумага. Скомканный комок бумаги кладётся на тарелку и поджигается. Горящая бумага засыпается песком. Огонь гаснет. Какой вывод можно сделать – огонь можно потушить песком.
Опыт № 3. В: А теперь проведем последний опыт. На металлическом подносе зажечь свечку – Когда мы зажгли свечку, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
-Чем занимались на занятии: повторили правила обращения с электроприборами; правила поведения при пожаре; способы тушения пожара.