Ольга Кантемирова
ООД по познавательному развитию «Давайте дружить с природой!» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по познавательному развитию речи с использованием технологий ТРИЗ:
«Давайте дружить с природой»
Цель: Закрепить знания детей о природе
Задачи:
Обучающие:
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
формировать умения и желания сохранять природу
Публикация «ООД по познавательному развитию „Давайте дружить с природой!“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;
Развивающие :
развивать познавательный интерес к миру природы;
Воспитательные:
воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться с взрослым и сверстниками, формировать умение работать в коллективе;
Оборудование: карточки _живая -неживая природа, доска, кусочки мела, цветок.
Предварительная работа: беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, наблюдение во время прогулок, работа над составлением мнемосхем.
Ход ООД
1. Мотивационно – ориентировочный этап
Воспитатель заходит вместе с детьми в группу, встают полукругом
Воспитатель: Ребята, у нас гости, поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте!
В. А теперь давайте встанем в круг и возьмемся за руки
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
(в группу влетает самолетик)
В. Кто же нам прислал письмо? Посмотрим?
Интересно…
2. Поисковый этап:
(Воспитатель читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие дети! Пишут вам Эколята, вы очень хорошие, дети, дружите с природой, и мы с вами уже встречались.
У нас случилась беда: На нашей поляне кто- то сорвал все лепестки с любимого волшебного цветка Феи природы, Фея очень расстроилась, чтобы собрать все лепестки по волшебному лесу и вернуть на место, надо выполнить задания. Ребята, помогите!»
В. Ну, что ребята, поможем, отправляемся в путь?
Нам предстоит увлекательное путешествие, … на чем мы можем отправиться? (ответы детей)
Я предлагаю на воздушном шаре.
Как вы думаете, почему я выбрала такой способ передвижения?
(он бесшумный, не напугает животных, видно, где случилась беда, не загрязняет воздух).
Прежде, чем отправиться, мы должны вспомнить правила поведения в природе.
д/и «Правила поведения в природе»
Подойдите к столу, каждый выберите себе карточку с правилом и расскажите это правило (карточки вывешиваются на доску)
(не ломать ветки деревьев и кустарников, не разорять гнезда птиц, не обижать и не забирать животных из леса, не оставлять после себя мусор, не рвать, а фотографировать цветы, аккуратно и тихо ходить по лесу)
В. Итак, закройте глаза и представьте, что мы сейчас полетим на воздушном шаре, все готовы, мы взлетаем. А песня в пути нам поможет быстрее оказаться на месте.
(Песня «Лес, лес полон сказочных чудес»)
В. Вот мы и попали в волшебный лес. Нас встречают Эколята, давайте вспомним, как их зовут….молодцы, вспомнили, ну что приступаем к самому сложному, выполнять задания, чтобы собрать все лепестки волшебного цветка.
3. Практический этап:
1. Красный лепесток.
Д/И «Назови художника»
(Дети, встаньте вокруг стола около карточек)
Сейчас я буду читать стихи – загадки о временах года, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – оранжевый.
Четверо художников,
столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки как рога… (Зима) (кто может назвать зимние месяцы)
***
У второго – синие,
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные,
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава (Весна) (весенние месяцы)
***
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака (Лето) (летние месяцы)
***
А четвёртый – золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам! (Осень) (осенние месяцы)
Молодцы! Хорошо знаете времена года, мы получили Красный лепесток.
Следующее задание…
2. Оранжевый лепесток.
Игра «Кем (чем) был, кем (чем) стал»
Детям раздаются карточки. Обратная сторона карточек определенного цвета. Дети объединяются в группы по цвету карточек. На обратной стороне картинка.
Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Чем был и чем стал.
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Вот у нас и 2 лепесток, какого он цвета? Оранжевый
Молодцы справились с заданием.
Ребята, а хотите мы с вами на несколько секунд тоже превратимся в деревья и пройдем путь, который проходит семечко, чтобы стать взрослым растением?
3. Желтый лепесток
Психологический этюд «Из семечка в дерево» (выполняется под спокойную музыку)
Воспитатель предлагает детям встать на ковре в круг и говорит: «Вы превратились в маленькое семечко. Его положили в землю (дети ложатся на ковер, свернувшись в комочек). На него светило солнышко, его поливал дождик, и постепенно из него проклюнулся маленький росточек (дети садятся на корточки). Он рос, рос (дети медленно встают, дружил с солнышком и превратился в большое раскидистое дерево (дети встают во весь рост). Оно здоровалось своими веточками с другими деревьями, приветливо шелестело зелеными листочками и дарило всем свою любовь (дети покачивают раскинутыми вверху руками, поворачиваясь корпусом в разные стороны, и улыбаются друг другу)
Молодцы! Справились с заданием, за это получаем Жёлтый лепесток.
4. Зелёный лепесток.
Воспитатель (показывает глобус) ребята, что это?
Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса.
Посмотрите на глобус. Какой формы Земля?
Ответы детей. (Шар)
Какой основной цвет нашей планеты?
Ответы детей (Голубой)
А что он обозначает?
Ответы детей (большая часть планеты занята морями и океанами)
Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?
Ответы детей (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).
Воспитатель: Наша планета Земля очень красива, потому что, она живая, а почему мы её называем «живой»?
Ответы детей : На ней обитают люди, животные, рыбы, насекомые, растения. Воспитатель: Молодцы. Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле.
А сейчас я загадаю загадки….
ЗАГАДКИ:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
(Воспитатель вывешивает картинку солнца на доску)
-Для чего необходимо солнце? (Чтобы согревать всё живое на Земле)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Я и твердой быть могу! (Вода)
(Воспитатель вывешивает картинку воды на доску)
- Зачем нужна вода? (Чтобы пить, поддерживать гигиену)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)
(Воспитатель вывешивает картинку воздуха на доску)
-Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы дышать)
- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем.
Дыхательная гимнастика «Воздух»
Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
- Что мы с вами вдохнули? (воздух)
- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
- Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
Солнце, воздух и вода необходимы для существования всего живого на нашей планете.
Получаем Зеленый лепесток
5. Голубой лепесток.
Д / и «Живая и неживая природа».
Ребята, скажите, что такое природа?
Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.
– Посмотрите внимательно на картинку с изображением живой и неживой природы, у вас на столе лежит конверт с картинками живой и неживой природы, разделитесь на две группы, одна группа выбирает картинки с объектами живой природы, другая - неживой.
Справились? Расскажите, почему выбрали эти картинки?
– А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите?
Дети - Мел.
– Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?
Дети – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше.
– А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части?
Дети – Они погибнут.
– Значит, как надо относиться к природе?
Дети Бережно, осторожно, внимательно.
Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
Да гнезда птиц не разорять.
Воспитатель: Учёные заметили, что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных, тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.
-Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать. Хотите на неё посмотреть (показ Красной книги растений РФ и Красной книги животных РФ)
-Ребята, а почему именно Красная книга?
Д. - Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!»
В красной книге, есть черные страницы, что они означают? (то, что животные исчезли)
Вот и следующий лепесток Голубой
6. Синий лепесток
Динамическая пауза «Живая и неживая природа»
Давайте немного поиграем, я буду называть объекты живой и неживой природы. Если я назову объекты живой природы – вы двигаетесь, как этот объект, неживой – стоим на месте.
К неживой природе относятся : (вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна)
Получаем Синий лепесток
7. Фиолетовый лепесток
Блиц - вопросы
А теперь, чтобы получить последний лепесток, предлагаем поучаствовать всех: и детей и наших гостей, дети готовы?
Гости, а вы готовы отвечать на вопросы?
Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
Вы всё знаете, молодцы! Вот фиолетовый лепесток.
Воспитатель собирает цветок
Эколята : Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Фея природы с радостью принимают вас в «Клуб любителей природы» и награждают вас заслуженными медалями.
Эколята: и от нас есть подарок, только посмотрите в детском саду.
Ребята, что надо сказать? (спасибо)
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, закрыли глазки, взлетаем.
4. Рефлексивно – оценочный этап:
Вот мы и выполнили задания, как вы думаете, мы справились? Вам понравилась?
д/и «Слово на ладошке»
Давайте мы встанем в круг и будем передавать в ладошках, друг другу, чем именно понравилось заниматься (высказывается каждый ребенок, в конце воспитатель
5. Последующая работа:
Ребята, помните, мы ходили к малышам и показывали им спектакль?
Им очень понравилось, и нас приглашали в гости опять, я предлагаю вам пойти к малышам и рассказать им о природе.