татьяна овсянникова
ОД по ФЭМП в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Цель:
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Закреплять умение выполнять графический рисунок.
2. Закрепить знания о последовательности дней недели.
3. Закреплять знание названий планет солнечной системы.
4. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
5. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ.
6. Закрепить умение называть число «на один больше», «на один меньше».
7. Закреплять представления о геометрических фигурах и их формах.
Публикация «ОД по ФЭМП в подготовительной группе „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
8. Закреплять умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание; записывать решение цифрами, используя атематические знаки.
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать познавательно-речевые навыки по теме «Космос»
2. Развивать логическое мышление, память.
3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к математическим знаниям.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Демонстрационный материал: компьютер, презентация «Планеты солнечной системы», макет «Звездного неба», цифры 1-10, геометрические фигуры, дидактическое пособие к задачам на «сложение» и «вычитание», конверты с заданиями, значки космонавта по количеству детей.
Раздаточный материал:
«Космические корабли»- состав числа, пеналы с цифрами, знаками и геометрическими фигурами, карточки на каждого ребенка «Соедини цифры», простой карандаш, карта «Звездного неба» на каждого ребенка, карточки с примерами, карточки «Солнечная система» на каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов о космосе, показ презентаций о Космосе.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в Космос по Солнечной системе!
- Как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты)
- Мы сегодня будем с вами космонавтами!
- Какими качествами и знаниями должен обладать космонавт?
(Космонавт должен быть смелым, сильным, бесстрашным, мужественным, выносливым, спортивным, здоровым, умным, образованным, умным, трудолюбивым, наблюдательным, внимательным).
- А кто мне скажет: - Сколько всего планет в солнечной системе? (8)
- Назовите, какие вы знаете планеты?
– Ответы детей (на слайдах по порядку от Солнца демонстрируются картинки планет).
2. Рисование по цифрам. Рисунок «Ракета».
Воспитатель: - Мы получили радиосигнал с нескольких планет, заданиями!
- Но для начала скажите, на чём мы можем отправиться в такое путешествие?
(На ракете)
- Давайте пройдём за столы и выполним первое космическое задание.
- У вас на столах лежат карточки, на которых цифры- соедините их по порядку. – Что у вас получилось? -Молодцы ребята! Ракета готова, попробуем ее запустить, сели поудобнее, ножки вместе, спинки прямо!
3. Разминка
- В первую очередь мы посетим самую дальнюю планету, Нептун!
- Итак на старт, считаем обратный счет от 3 до 1. (Полетели)
- Внимание! Планета Нептун! (слайд планеты Нептун).
Воспитатель берёт конверт с заданием для планеты Нептун.
-На планете дышится тихо, спокойно и плавно.
«Гимнастика для ума».
- Наше путешествие мы начнём с разминки, т. к. наш мозг нуждается в тренировке, как и другие части тела.
- Какое число задумано, если оно на 1 больше 9(10, на 1 меньше 6(5)
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
- Какое число стоит между 5 и 7?
- Назови предыдущее число – числу 6? (5, какое число стоит перед 6?
- Назови следующее после 8 число.
- Какое число я пропустила 7…9, 10?
-Назови все дни недели!
- Какой сегодня день недели?
- Какой по счёту данный день недели?
- Какой последний день недели? - Какой день будет завтра?
- Какое сейчас время года? месяц?
- 24 часа - это целый день или целые сутки? - Назовите части суток!
- Молодцы! Здорово поработали!
4. Ориентировка в пространстве «Звездное небо».
- Можем следовать на планету Уран! (Слайд планеты Уран).
(Воспитатель берёт плакат Звездное небо с заданием для планеты Уран).
- Внимание! На старт, считаем обратный счет от 3 до 1.
- Ребята, перед вами карта звездного неба. В разных частях карты расположены космические объекты, небесные тела и планеты. А космонавт должен уметь ориентироваться в пространстве и хорошо знать карту звездного неба.
- Внимание! Ведем наблюдение за космическими объектами, небесными телами и планетами – определить местоположение космического объекта и обозначить у себя на карте соответствующими геометрическими фигурами!
- «Что находится в правом верхнем углу?» (летающая тарелка)
- «Что находится в правом нижнем углу?» (ракета)
- «Что находится в левом верхнем углу?» (звезды)
- «Где находится планета Земля?» (в левом нижнем углу)
- «Что находится справа от планеты Земля? (луна)
- «Где находится солнце?» («Солнце находится в центре карты)
- Что находится над солнцем? (созвездие Большой Медведицы)
- Молодцы! Вы справились с заданием! Можем лететь на следующую планету!
5. Состав числа «Летающие корабли»
- Следующая планета, ребята – Сатурн!
(Слайд планеты Уран. Воспитатель берёт конверт с заданием с планеты Сатурн).
- Приготовиться к старту. Отсчитываем: «3. 1». Пуск! Полетели!
- Вот и еще одна планета – Сатурн! Это единственная планета, у которой есть кольца.
- Каждый из вас сегодня будет командир своего корабля. Перед вами лежат летающие корабли. Но для того чтобы полет был удачным, вам нужно правильно распределить экипаж. Общее число космонавтов в экипаже должно соответствовать числу, которое находится вверху ракеты. Дописываем цифру в пустое окошко, чтобы при сложении получили ответ, соответствующий вверху ракеты. - Работаем самостоятельно! Молодцы, ребята! Справились с заданием!
6. Теперь мы можем следовать на планету Юпитер, самую большую в Солнечной системе! Графический рисунок.
- Приготовиться к старту. Отсчитываем: «3…1». Пуск! Полетели!
(Слайд планеты Юпитер. Воспитатель берёт конверт с заданием для планеты Юпитер.)
На планете живут инопланетяне. Как они выглядят, вы сможете узнать, если изобразите их на бумаге. Для этого вам понадобятся листы в клетку и простые карандаши. Выполняя мои действия по порядку, слушая внимательно задания, у вас получится рисунок инопланетянина.
7. Физкультминутка «Космонавты».
- Теперь мы можем следовать на планету Марс!
- Приготовиться к старту. Отсчитываем: «3…1». Пуск! Полетели!
(Слайд планеты Марс. Воспитатель берёт конверт с заданием для планеты Марс.)
- Ребята, МАРС, планета спортивная! А что укрепляет наше здоровье? (Правильное питание и, конечно, зарядка).
- Правильно. Проведем, разминку! Нам надо тоже потренироваться, чтобы с легкостью выполнять любые задания:
«Космонавты»
Не зевай по сторонам, (повороты в стороны)
Ты сегодня – космонавт. (наклоны вперед)
Начинаем тренировку, (руки в стороны)
Чтобы сильным стать и ловким. (сжимаем-разжимаем)
Ждет нас быстрая ракета- (ракета)
Для полета на планету. (мелкий бег-руки в стороны)
Отправляемся на Марс. (летим)
Звезды в гости ждите нас! (кружатся)
Полетели…на стульчики! (руки вверх над головой)
8. - Мы взяли курс на следующую планету- ВЕНЕРА! Решение задач.
- Внимание! Приготовиться к старту. Отсчитываем: «3…1» Пуск! Полетели! (Слайд)
-Ребята, мы с вами экипаж большого корабля!
- Мы будем с вами составлять и решать космические задачи!
- Вспомните, из каких частей состоит задача! (Условие, вопрос, решение, ответ). -Маша, составь задачу по картинке! (На доске, другие дети выкладывают ее на столе, с помощью цифр и математических знаков).
Задача № 1
«В космос полетело 4 ракеты и 3 летающие тарелки. Сколько всего воздушного транспорта полетело в космос?» (4 + 3= 7)
-Назовите условие задачи? -Вопрос задачи?
- Выложите решение задачи. (Выкладывает задачу с помощью цифр и знаков). - Назови ответ задачи. Как ты узнала?
- Прочти запись. (4 +3 =7) почему знак +? (потому что, нам надо узнать общее количество воздушного транспорта)
- Дети проверьте правильность выполнения задания! Молодец!
Задача № 2
- Следующая задача, составьте задачу по этой картинке!
«На космодроме находилось …шесть ракет. Одна улетела. Сколько ракет осталось на космодроме?» (6 – 1 = 5)
- Повторите условие задачи! Задай к нему вопрос!
- Федя, объяснит задачу, а остальные дети решают на месте.
- Какой знак ты поставишь и почему? ( потому что нам надо узнать: сколько осталось звезд на небе) – Прочитай запись!
- Молодцы ребята! Вы правильно решили все задачи!
9. Примеры «Жители планет».
- Берем курс на следующую планету - это планета Меркурий! (Слайд)
-Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь!
- Внимание! Приготовиться к старту. Отсчитываем: «3…1». Пуск! Полетели!
- Достаю из конверта много конвертов с геометрическими фигурами.
- На Меркурии полный беспорядок, предлагаю сложить из фигур в конверте три одинаковых вам геометр. фигуры. Получается геометр. фигура – квадрат.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
- Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные)
10. Итог занятия ЗЕМЛЯ-возращение.
- Ребята, а нам пора возвращаться на планету Земля!
-Внимание, внимание! Займите свои места. Начинаем обратный отчет
- 3…1. -Пуск! - С мягкой посадкой вас! С приземлением! Наше путешествие закончилось!
Рефлексия:
- Ребята, предлагаю вспомнить, где мы были и чем мы занимались.
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Какое задание показалось наиболее сложными?
- Что больше всего понравилось?
- Давайте вспомним, на каких планетах мы побывали? (слайды)
- А мне больше понравилось, как вы дружно, активно работали. Молодцы!
- Сегодня вы были космонавтами : смелыми, любознательными, умными, отважными!
- И вы все получаете значок космонавта и медали.
- Молодцы! Вы настоящие космонавты!