Татьяна Русяйкина
ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Золушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Математическое путешествие по сказке «Золушка»
Цель:
• обобщить полученные знания;
• закрепить в игровой форме пройденный материал.
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение производить арифметические действия в пределах 10;
• совершенствовать умение ориентироваться в последовательности дней недели;
• продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи;
Публикация «ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе „Путешествие по сказке „Золушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Золушка»
- Темочки
• закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10;
• совершенствовать умение делить круг на равные части;
• упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа;
• закреплять представления о геометрических фигурах. Упражнять в составлении изображения предмета из геометрических фигур.
Развивающие:
• развивать внимание, память, логическое мышление, способности к моделированию.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям математикой;
• умение внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга, работать самостоятельно индивидуально и в парах.
Предварительная работа :
• чтение сказки Шарля Перро «Золушка»;
• решение логических задач;
• решение конструктивных задач;
• работа с часами;
• состав числа в пределах 10 из двух меньших чисел.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приё мы:
Наглядный – показ иллюстраций, игровые действия.
Словестный – вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей.
Практический – игровые упражнения.
Материалы к занятию :
Демонстрационный:
• Иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка»
• Картинка с изображением дома с девятью окнами.
• Картинка с изображением трех кустов красных и четырёх кустов желтых роз.
• Таблица с изображением геометрических фигур (в каждом ряду не хватает одной фигуры).
• Красочно оформленная коробка.
• Волшебная палочка.
• Таблица с парами чисел.
Раздаточный материал :
• Картинка с изображением дома с девятью окнами.
• Простой карандаш.
• Карточка с изображением звезд с цифрами.
• Бумажный круг (торт).
• Картинка с изображением двух циферблатов со стрелками.
• Три треугольника и три квадрата.
• Набор цифр и арифметических знаков.
• Модель «Часть – целое».
Ход занятия:
Дети встают полукругом возле мольберта.
Воспитатель. – Назовите сказку иллюстрации к которой вы видите? («Золушка»)
– Кто написал эту сказку?
Дети. – Французский сказочник Шарль Перро.
Воспитатель. – Сейчас мы отправимся в путешествие по этой сказке. Но прежде необходимо ответить на следующие вопросы:
– Какой сегодня день недели?
– Какой был вчера? (будет завтра)
– Золушку пригласили на бал в воскресенье. Это какой по счету день недели? Подумайте и скажите через сколько дней наступит воскресенье, если сегодня вторник?
– А сейчас давайте произнесем волшебные слова: «Раз, два, три – сказка двери отвари».
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы).
– Вы знаете, что Золушке очень хотелось поехать на бал в королевский дворец, но злая мачеха не взяла ее с собой, а приказала выполнить много трудных заданий.
– Сначала Золушка должна была натереть полы во всех комнатах.
– Посмотрите на изображение дома и сосчитайте, сколько в нем комнат, если в каждой комнате по три окна? Ответ напишите в квадрате, который расположен в правом нижнем углу. (3)
(Дети выполняют задание, используя свои картинки. Один ребенок работает у доски).
– Затем она должна была посадить под окнами дома три куста красных и четыре куста желтых роз. Давайте поможем девочке сосчитать кусты.
– Прежде чем решить эту задачу, давайте вспомним из каких частей она состоит?
Дети. Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
– Давайте выложим решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков. (Дети зачитывают условие, вопрос, решение и ответ).
– Теперь выложите решение этой задачи, используя модель «Часть – целое».
( Дети зачитывают: три куста красных роз – это одна часть, четыре куста жёлтых роз – это другая часть, а все кусты – это целое).
– Мачеха также наказала Золушке, чтобы она вымыла всю посуду и расставила ее по полкам. Мы поможем девочке, если выполним игровое упражнение «Найди недостающую геометрическую фигуру» (Воспитатель выставляет таблицу с изображением геометрических фигур). Дети определяют каких фигур не хватает в каждом ряду.
– На помощь Золушке кроме вас, пришла добрая Фея. Стоило ей взмахнуть волшебной палочкой, и у Золушки появились великолепное платье, хрустальные туфельки и карета. А в лошадей добрая Фея превратила самых обыкновенных мышей. Сколько мышей заколдовала добрая Фея, если получилось три пары лошадей? (6)
– Наконец Золушка отправилась на бал и оказалась во дворце за три часа до полуночи. В полночь ей обязательно надо было вернуться домой, потому что именно в это время должны были исчезнуть все подарки доброй Феи.
– Как иначе можно назвать полночь?
Дети. – Двенадцать часов ночи.
– Поставьте стрелки на часах так, чтобы часы показывали двенадцать чесов. А теперь поставьте стрелки, чтобы часы показывали время, когда Золушка приехала на бал, т. е. на три часа раньше (за три часа до полуночи).
– Золушка веселилась на балу и отдыхала от работы, которой нагружала ее мачеха. Давайте и мы немного отдохнем.
(Воспитатель берет в руки волшебную палочку).
На балу у короля
Собрались его друзья.
Тихо из-за стола мы встали,
Во дворец на бал попали.
(Воспитатель выполняет круговые движения палочкой, приглашая детей на середину групповой комнаты. Звучит песня «Добрый жук». Воспитатель выступает в качестве танцмейстера. Дети танцуют польку).
– На балу было очень весело. Король устроил лотерею. Призы получили пары танцоров, у которых номера пригласительных билетов в сумме составили 10. Определите какие это были пары чисел. (Воспитатель выставляет красочно оформленную коробку и таблицу с парами чисел. Дети находят пары и опускают их в коробку).
– На балу угощали сказочно вкусными тортами. Поделить торт на равные части между королем, принцем, королевским звездочетом и танцмейстером доверили Золушке. Сколько получилось частей? (4) Докажите это.
(Дети сгибают бумажные круги пополам, затем еще раз пополам. Разворачивают круги и объясняют, что получилось четыре равные части).
– Звездочет придумал для гостей следующее задание. Он погасил на небе несколько звезд, а чтобы они вновь засияли, предложил правильно расставить знаки сравнения. (Дети на карточках с изображением звезд с цифрами вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами).
– Золушка должна была уехать с королевского бала до наступления полуночи. Но время летело так быстро, что Золушка опомнилась, лишь услышав бой часов. Она побежала вниз по лестнице, и хрустальная туфелька соскочила с ее ноги.
Вы сможете вернуть Золушке туфельку, если соберете ее из геометрических фигур. (Работа в парах. Дети складывают изображение туфельки из треугольников и квадратов).
Те кто первыми справятся с заданием объясняют свои действия.
Рефлексия. – Вот и закончилось наше математическое путешествие по сказке. Без вашей помощи Золушке нелегко было бы справиться со всеми заданиями. Вам понравилось наше путешествие? Какие задания понравилось выполнять?
– Сказке нашей конец, а кто Золушке помогал – молодец!
Говорим волшебные слова: «Раз, два, три – сказка в группу нас верни».