Светлана Диденко
Конспект ООД «На Кубани мы живём» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
к занятию на тему: «На Кубани мы живём»
«Кубановедение» в детском саду – это развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре.
Занятия по «кубановедению» способствуют воспитанию чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края.
Публикация «Конспект ООД „На Кубани мы живём“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания, поскольку развитие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Занятия по Кубановедению проводятся в подготовительной к школе группе.
Форма проведения: в доступной, занимательной, игровой форме рассказать воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями и обрядами, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах.
Организация деятельности с детьми по кубановедению предполагает : -формирование нравственно-патриотических чувств путём знакомства с особенностями истории и культуры родного края;
-ознакомление дошкольников с народными традициями и обрядами. Фольклор;
-знакомство дошкольников с элементами народно-прикладного искусства.
Цель совместной работы семьи и детского сада - воспитание патриотизма у дошкольников, любви к своей «малой Родине». Ребёнок в дошкольном возрасте впитывает в себя, как губка, много информации. И то, что с малых лет он впитает (любовь к Родине, своему народу, краю) пронесёт в своей душе по жизни.
Место проведения занятия: мини- музей «Кубанская горница»
Материально – техническое обеспечение: ноутбук, иллюстрации, презентация «Жизнь и быт казаков»
Тема занятия : «На Кубани мы живём».
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к культурным традициям Кубани.
Задачи :
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к тому месту, где мы родились.
Прививать любовь к кубанским народным традициям.
Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.
Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, обычаям гостеприимства.
Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Развивающие:
Развивать интерес детей к духовному наследию и народному творчеству Кубани.
Развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира.
Образовательные:
Познакомить детей с образом жизни людей на
Кубани в старину.
Познакомить детей с понятием музей
Познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, макитра, глэчик, чугунок, рубель, скалка.
Обогащать словарь старинными словами.
Возрастная категория: дети подготовительной к школе группа 5- 6 лет
Место проведения занятия: мини – музей «Кубанская горница»
Опорные понятия: печь, ухват, чугунок, макитра, глэчик. рубель, скалка.
Вещный ряд: объекты нематериального наследия. Предметы быта мини- музея, элементы кубанских костюмов, народные инструменты: ложки, трещётки, гармонь, балалайки, колокольчики.
Технология: презентации, беседа, чтение стихотворений, загадки.
Научно- методические пособия: иллюстрации, мультимедийное оборудование. книги о Кубани.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение кубанского поэта В. Непогода
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать.
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
Воспитатель: Любили казаки свой край
И превратили его в рай
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Сегодня в прошлое мы с вами попадем,
Дом казаков увидим и в него войдем.
О том, как жили, многое узнаем
И так, готовы? Мы начинаем.
С детьми оказались в мини- музее, который находится в Доме Культуры станицы Воронежской.
Объяснила детям, что такое музей. Музей,это место, где хранятся старинные предметы.
Показала иллюстрации кубанской хаты. Раньше дом назывался хатой,а комнату, где встречали гостей – кубанская горница.
Воспитатель. :Жилище строилось из местных строительных материалов - глины, камыша, соломы, хвороста, дерева. Турлучный дом представлял собой деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной. Каркас сооружался из вертикальных столбов (сох, пространство между которыми заполнялось хворостом или камышом. Каркас стен и потолка с двух сторон обмазывался толстым слоем глины смешанной с соломой. Забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на( 20-30 см.)Для покрытия крыши использовали камыш, солому.
Воспитатель: Как вы думаете для чего хаты белились?
Белый цвет-символ чистоты и опрятности.
Убранство хаты.
«Красный угол», в котором находится икона, обрамленная рушником, лампада, подсвечники. В комнате стоит стол, покрытый кружевной скатертью, связанной крючком. На нем самовар. На стенах развешаны семейные фотографии в рамках. Земляной пол застелен домоткаными половиками. На полу прялка, рядом люлька для ребенка.
Воспитатель рассказала, что хату отапливала печь, в ней готовили пищу, выпекали хлеб. Тесто замешивали вот в таком горшке, который называется «макитра». На печке можно было сушить одежду и даже спать. Топили печь дровами. У хозяйки раньше много было дел по дому: надо печь растопить, обед сварить, пряжу спрясть, ребёнка укачать. Раньше еду готовили не в кастрюлях, а вот в таких чугунках (показывает).
Давайте рассмотрим посуду, из которой раньше ели. Посуду делали из дерева: миски, ложки, а из глины: кувшины, горшки.
Для приготовления еды хозяйка использует чугунок. В них варили кубанский борщ,да кашу Он тяжелый, отлит из чугуна. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь.
У печи жарко и чугунок руками взять нельзя. А брали ухватом.
Молоко хранит казачка в глиняном сосуде, который называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Но, а чаем угощает конечно из самовара.
В каждой хате стоял самовар, из которого пили чай с плюшками и пряниками.
А теперь послушайте загадку:
Стоит толстячок, подбочинивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит
Ответы детей : Самовар.
В углу напротив печки стояли большой стол и лавки. За столом собиралась вся семья. Семьи были большие и дружные. Дочери помогали матери по хозяйству, а сыновья отцу.
Предложила рассмотреть домотканый половик, скатерть.
Воспитатель рассказала, что долгими зимними вечерами девушки занимались рукоделием; шили, вязали, пряли пряжу на вот такой прялке. (показывает.)
Прялка была в каждом доме. Вы видите узор на ткани в виде цветов. Мастерица скручивала нить из кудели и накручивала её на веретено.
Лён- это растение, которое выращивают в поле.
А из ниток ткали ткань, сшили одежду.
А ещё из холста шили полотенца и вышивали разными узорами. Их вешали на иконы и зеркала (показывает полотенце). Раньше такое полотенце назывался- рушник.
Воспитатель предложила альбом «Одежда и традиции кубанского народа».
Дети узнали,что казачки очень любили наряжаться на праздники. Рубашка сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми (рассматривают иллюстрацию казачки и казака).
Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна. Праздничная одежда шилась из шелка и бархата.
Казачки сами расшивали свою одежду вечерами. Электричества раньше не было, а горела вот такая лампа (достаю и показываю детям).Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
Воспитатель спросила у детей, а как ваши мамы ухаживают за одеждой?
Ответы детей : Наши мамы стирают и гладят.
Воспитатель: А помогают вашим мамам в этом стиральная машина и утюг. А раньше электричества не было. Но люди всё равно ухаживали за своей одеждой. Хотите посмотреть, как они это делали?
Дети: Да.
Воспитатель: Как называют хозяйку в хате?
Ответы детей : Казачка.
Жена казака, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу или речке, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать одежду и приготовить обед. Стирали в корыте для стирки. А белье она гладила вот таким утюгом,а назывался он рубель, а потом появился угольный утюг, раскаленные в огне угли кладет внутрь утюга, а затем гладит белье.
Воспитатель достаёт рубель, скалку, салфетку и проговаривает: по скалке катается одежда выпрямляется. (показывает).
Воспитатель: Главой семьи в казачьих семьях был - казак. Он работает в поле, выращивает пшеницу, добывает пищу для семьи, а самое главное охраняет границу. А у казака был верный друг это его конь.
Казаки помимо того, что несли военную службу, владели разными ремеслами.
Воспитатель: Были среди них сапожники, которые шили сапоги, ремонтировали обувь.
Были среди них кузнецы, которые ковали предметы из железа- сабли, лопаты, подковы для коней.
Воспитатель: Были среди них бондари, которые делали деревянные бочки для зерна, воды, муки.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте, запоминайте слова, которые мало произносят в настоящее время.
Культура малой родины богата
Перед тобой жилище предков - хата,
Турлучная, а крыша- камышом,
Ее жильцам метели нипочем.
В ней лавки, стол, комод и сундуки,
Глэчики, ложки и рушники.
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана в тени садов она.
Красив язык казачий. Эту речь
Завещано нам предками беречь.
И на «пидворье» надо нам «робыть»
Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить.
Казак на службе, у жены - работа,
На бабушке о детушках забота.
И молится хозяйка день, и ночь старается родным своим помочь.
По вечерам «кучкуются бывает»,
«балакают», и песни «заспивают».
Из прошлого, от прадедов, отцов
Дошло до нас потомков много слов.
А ещё показывала детям старый альбом «Жизнь кубанского народа»
Умели на Кубани работать, умели и отдыхать и веселиться. Хороводы водить, да и песни петь.
С детьми рассмотрели инструменты: ложки, трещётки, колокольчики и гармонь, балалайки.
Детям предложила поиграть на инструментах.
Рефлексия:
Воспитатель: А что такое музей?
Ответы детей : Музей -место, где находится старинные вещи.
Воспитатель: А как называется жилище казаков?
Ответы детей : Хата.
Воспитатель: А, как называли хозяйку хаты:
Ответы детей : Хозяйку хаты называли казачкой.
Воспитатель: Чем занималась казачка?
Ответы детей : Казачка печь топила и хлеб пекла в печи, борщ и кашу готовила в глиняных горшках.
Воду носила на коромысле, ткала на прялке пряжу, вышивала одежду.
Воспитатель: А в чем хозяйка месила печь?
Ответы детей : Хозяйка месила тесто в большом горшке, который называется макитра.
Воспитатель: А вместо машины стиральной, что было? Чем гладили белье?
Ответы детей : Обычное деревяное корыто.
А белье гладили вместо утюга вначале был рубель, а потом утюг с углем.
Воспитатель: Электричества раньше не было, а что было?
Ответы детей : Была керосиновая лампа.
Вот и закончилось наше занятие по мини- музею «Кубанской горнице» .Вы узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. И услышали много старинных слов.
Библиография по теме и использования литературы:
Альбомы: «Одежда и традиции кубанского народа», «Жизнь кубанского народа»
Программа «Наш край» /руководители авторского коллектива Л. И. Шинкаренко, Т. А. Нещеретова. - Усть-Лабинск, 2014г.
Программа «Мы живем на Кубани»/ руководители авторского коллектива Ю. В. Катаева, О. В. Лобанова,2017г.
Приложение
Занятие было проведено 21 сентября 2022года.
Провела предварительную работу, показала презентацию на тему:
«Жизнь и быт казаков»
Чтение стихотворения В. Непогода
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать.
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа…
Загадывание загадки:
Стоит толстячок, подбочинивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (Самовар).
Основные понятия, термины в описании занятия.
ГЛОССАРИЙ.
Горница – Центральная комната, гостевая.
Глэчик – глиняный кувшин для молока.
Кинжал – холодное оружие с коротким клинком.
Кочерга – приспособление для разравнивания горящих дров в печи.
Рубель и качалка – приспособление для глажки белья. На качалку наматывалось белье и рубелем каталось по столу.
Макитра – глиняный сосуд с широким краем для замеса теста.
Красный угол – угол в комнате где висят иконы.
Ухват – приспособления для вытаскивания горячего чугунка из печи.
Черевички – женские туфли на каблуке без задников.
Чугунок – чугунный сосуд для приготовления пищи,
который выставляются ритуальные блюда, для хранения важных документов, наград.
Шашка – колюще-рубящее оружие с прямым клинком. Символ всей полноты прав казака. Вручалась стариками казаку в возрасте 17 лет за особые заслуги.
Самоанализ занятия на тему «На Кубани мы живем!»
Данное занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 13 человек.
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к культурным традициям Кубани.
Задачи :
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к тому месту, где мы родились.
Прививать любовь к кубанским народным традициям.
Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.
Развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, обычаям гостеприимства.
Вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Развивающие:
Развивать интерес детей к духовному наследию и народному творчеству Кубани.
Развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира.
Образовательные:
Познакомить детей с образом жизни людей на
Кубани в старину.
Познакомить детей с понятием музей
Познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, макитра, глэчик, чугунок, рубель, скалка.
Обогащать словарь старинными словами.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом.
Конспект составлен в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия,предметы быта достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Организационный прием начинался со стихотворения кубанского поэта В. Непогода.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - стоя в полукруге, перемещение по мини- музею «Кубанская горница».
Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие моменты из образовательных областей «Познание» - закрепление названия кубанских слов.
Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника и воспитателя. Развивали диалогическую речь, память, мышление.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде вопрос- ответ.
Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.