Наталья Алексеевна Макеева
ООД «Путешествие в Африку» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с самим жарком континентом - Африкой, с климатическими условиями, животными и растениями.
Задачи:
1. Образовательная: Расширять представления детей о разнообразии животного мира Земли.
2. Развивающая: Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Способствовать развитию речи и логическому мышлению.
Публикация «ООД „Путешествие в Африку“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: глобус, картинки с изображением животных, картинки растительного мира Африки.
Ход занятия:
Где – то в джунглях, на лианах, Где – то с южной стороны,
Обитают обезьяны,
И жирафы и слоны.
Где в речушке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Воспитатель: Ребята, вы догадались куда мы отправляемся?
(ответы детей- отправляемся в Африку).
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в Африку. Где же она находиться? На чем мы можем туда отправиться? (ответы детей)
Двигательная разминка «Мы самолеты»
- Отправляемся в полет,
Дети
- Путешествие нас ждет! (Строятся в колонну)
- Все готово для полета
- Руки - крылья самолета (Прыжком расставляют ноги на ширину плеч, разводят руки в стороны).
- Загудел наш самолет (полуприсяд,
- Слышите мотор ревет? («Вертелочка» руками, произносят: «Р»)
- Край родной мы оставляем (Машут правой рукой).
- Вы готовы?
- Мы взлетаем! (Бегут друг за другом).
- В небе высоко парим,
Над морями мы летим.
Скорость убавляем.
- К Африке подлетаем! (Садятся на точки, на правое колено)
Вот и Африка, друзья! (Сидя, рука правая вверх в сторону, затем левая)
Здравствуй, Африка моя!» (Встают, рука правая вверх в сторону, затем левая, потом обнимаем себя перекрестно)
Африка располагается по обе стороны от линии экватора. Западные территории материка омываются водами Атлантического океана, на северо-востоке - Красным морем, на севере - Средиземным морем, с востока - Индийским океаном.
В Африке находятся пустыни. Слово ПУСТЫНЯ- образовано от какого слова?
- Пусто, пустынно
- Так что такое пустыня?
- Пустыня – это огромное пространство, покрытое песком и камнями. Здесь дует горячий ветер, почти не бывает дождей.
Пустыни – это жаркие и сухие места на Земле. На карте они обозначены желтым цветом. Самые крупные и известные пустыни Африки : пустыня Сахара, пустыня Калахари и пустыня Намиб. Самая большая из них- африканская Сахара. В переводе с арабского «Сахара» означает «пустыня». Днем здесь очень жарко, а ночами иногда так холодно, что можно замерзнуть.
Тяжело жить в пустыне, несмотря на то, что пищи там немного, воды мало, и спрятаться почти некуда, некоторым живым существам удается существовать среди песков. В пустынях обитает одногорбый верблюд - дромедар. Он покрыт густой мягкой шерстью, которая защищает животное от дневного зноя пустыни и от ее ночного холода. Верблюд весь год питается скудной растительностью, кое – где растущей в песках. Есть такое растение – верблюжья колючка, которое едят только верблюды, поэтому она так и называется «верблюжьей». Верблюды могут более 10 дней обходиться без воды и до 3 недель без пищи. Запас пищи они носят с собой. В горбах на спине они запасают жир. За счет него и пополняют свои силы. Его еще называют «кораблем пустыни» : день за днем он может идти по пескам с грузом на спине и при этом не пить и не есть.
Работа с песком.
В саваннах обитает очень, много видов млекопитающих. Там живут такие травоядные животные как …
С огромными ушами и бивнями дугой
Гуляет по саванне, как великан большой
И хоботом сумеет себя почистить он
Нет никого сильнее, чем африканский…
(ответы детей-слон).
Слон – настоящий великан суши. Африканский слон выше четырех метров ростом, а весит около 6000 килограмм. На кончике хобота два пальцевидных отростка. Хобот слона можно назвать универсальным инструментом. Он достаточно силен, чтобы нести тяжелое бревно, и достаточно чувствителен, чтобы без повреждений сорвать с ветки спелый фрукт. При помощи хобота слон обоняет, моется, дышит, осязает и издает громкие трубные звуки. У бивней тоже несколько функций: ими слон роет землю в поисках съедобных кореньев или воды, они же служат для битвы с врагами.
Воспитатель: следующая загадка-
Достает своей макушкой У деревьев до верхушки.
Шея, как высокий кран.
Добрый, в пятнышках…
(ответы детей- жираф).
Самые высокие млекопитающие на земле – это жирафы. Их головы находятся на высоте 5 метров над землей. Жирафы видят дальше всех и предупреждают зебр и антилоп об опасности. Они питаются листьями с верхушек деревьев, куда другие животные африканской саванны не достают. Узор на шкуре жирафа позволяет эффективно маскироваться.
Воспитатель; следующая загадка подскажет, о каком животном пойдет речь.
Мчатся, мчатся по саванне, К водопою утром ранним Полосатые лошадки.
-Кто это? (ответы детей- зебра).
Африканские дикие лошади - зебры. У зебр полосатое не только туловище, но даже грива и хвост. Такая окраска помогает им скрываться от хищников среди деревьев и кустарников.
Воспитатель: еще одна загадка познакомит нас с жителем жаркого континента:
Если б нос был просто носом
Я б не мучился вопросом.
Если нос – огромный рог
Кто тогда я?.
(ответы детей-носорог).
В саванне живет носорог, по своим размерам уступает только слону. Главный отличительный признак носорога - один или два рога на носу. Видит он плохо, но зато у него отличный слух. Его толстая шкура, собранная складками, создает впечатление брони. Несмотря на свой грозный вид, ест только траву. Носороги хорошо плавают и любят купаться. Часами они пролеживают в грязной жиже на берегу рек. Ил, которым покрывается кожа носорога, потом защищает его от кусающих насекомых. У носорогов обычно рождается один детеныш.
Неуклюжий и большой,
Он пасется под водой,
Набивает свой живот,
Щиплет травку…
(ответы детей- бегемот).
Бегемот, или гиппопотам, это значит «речная лошадь» - обожает воду. Туловище у бегемота очень массивное, на коротких толстых ногах. Ноги оканчиваются четырьмя пальцами со своеобразными копытцами, соединенными небольшой перепонкой. Он великолепно плавает и ныряет. В его пасти есть четыре клыка. Раскрытая пасть бегемота может навести ужас на кого угодно. Но бегемот - травоядное животное и пускает в ход свои страшные клыки, только если на детенышей – бегемотиков нападает крокодил. Если нет опасности, бегемот целый день лежит в воде, либо в прибрежных зарослях.
Воспитатель: Дети, вы увидели много животных Африки. Все они красивые, разные. Но что – то у них есть общее в строении тела. Что именно?
Дети: У всех животных есть туловище, ноги, голова, уши, глаза. У всех животных есть хвост, рот.
Воспитатель: А какие отличия есть у животных?
Дети: У жирафа – длинные шея и ноги.
У слона - длинный нос – хобот.
У зебры – полоски.
У носорога – на лбу рог.
Игра с мячом в кругу (образование сложных слов)
У буйвола крутые рога, значит он какой? (Буйвол круторогий).
У льва большая грива, значит он какой? (Лев большегривый)
У обезьяны длинный хвост, значит она какая? (Обезьяна длиннохвостая).
У тигра острые зубы, значит он какой? (Тигр острозубый)
У леопарда быстрые ноги, значит, он какой? (Леопард быстроногий)
Воспитатель: Наше путешествие закончилось и нам надо вернуться в детский сад.
- Пора отправляться в детский сад.
Сядем снова в самолет,
Отправляемся в полет. (Прыжком расставляют ноги, руки в стороны)
В небе высоко парим,
Над морями мы летим. (Поднимаем руки вверх, встаем на носочки)
Губы вытянем вперед.
Самолет гудит, поет:
УУУУУ (Поворот вокруг себя)
Я лечу в Москву! (Летят друг за другом)
Наш любимый детский сад
С нетерпеньем ждет ребят. (Встают на точки, на одно колено)
Итог занятия.
- Ребята, что бы вы хотели рассказать вечером своим родителям об Африке?
(ответы детей).