Галина Смотрова
ООД в старшей группе «Деревья нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
познавательная деятельность в старшей группе
(ознакомление с природным миром)
Цель: формирование представления о разновидностях деревьев, растущих в лесу;
Закладывать основы экологической культуры.
Программные задачи:
1. Расширять представления детей о деревьях.
Публикация «ООД в старшей группе „Деревья нашего леса“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
2. Уточнить с детьми названия частей дерева, понятие «кора», для чего она служит дереву, какими свойствами обладает. рассказать о лечебных свойствах коры и деревьев. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его
3. Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.
4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности. /
5. Воспитывать экологическое сознание, развивать интерес к экспериментированию.
6. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
Предшествующая работа: беседы о деревьях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдение за деревьями на участке, дидактические игры.
Материалы и оборудование: кусочки коры деревьев
Ход ООД:
Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее. - Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, в выходные дни я была в парке и встретила там лесника.
-А кто такой «лесник», скажите мне?
Он мне передал для вас конверт с корзиной. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).
Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.) Загадка о ком?
- Совершенно верно, это дерево (показывает плакат). - Для чего нужны деревья? (Для красоты,)
. А какие деревья вы знаете? (игра с мячом - ответы детей)
-К какой природе мы относимдеревья? К живой или неживой?
-Почему? Объясните. (Ответы детей)
Игра «Я смотрю в волшебную трубу».
На днях случайно в старых вещах я нашла волшебную трубу. И вот сегодня эта волшебная труба поможет нам узнать о деревьях много нового и интересного.
— Вы, знаете как устроено дерево?
— Сейчас мы узнаем это, глядя в волшебную трубу.
— Я беру трубу, смотрю в неё вот на эту картинку и вижу только корень цветка.
— А ты, Саша? (ребёнок берёт трубу, наводит на картинку и называет части цветка). Аналогичная работа с другими детьми
- Из каких частей состоит дерево?
- Правильно, корни, ствол, ветки, листья.
- Как вы думаете, дерево живое или нет? (предположения детей)
- Почему вы считаете, что дерево неживое? (дерево не может ходить)
- Почему вы считаете, что дерево живое?
- Да, дерево не умеет ходить, но оно дышит, питается, растет, размножается, а значит оно живое.
- Как дышит дерево?
- Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для
-Ребята, а чем покрыты ствол и ветки дерева.
Опыт с корой.
- Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?
- Верно, кора защищает дерево. А от чего она его может защищать?
Да, дети, кора защищает дерево от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок, от вредных насекомых.
- Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.)
«Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы).
- А давайте посмотрим кора на ветках и стволе одинаковая? Рассматривают и сравнивают? (Тонкая, гибкая, мягкая.)
- Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево : и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках - тонкая, гибкая, мягкая.)
- Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.
- Кожица - это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?
- Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?
- Найдите кору старого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?
- Обратите внимание ребята на стволах старых деревьев трещин больше, чем на стволах молодых (как и морщин на лицах людей). С возрастом кора у этих растений лопается, так как не способна растягиваться. Под старым слоем нарастает новый.
- Возьмите и опустите кусочек коры в емкость с водой и происходит.
- Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находится воздух? (предположения детей)
- В коре много мелких полостей, заполненных воздухом, который не пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.
Проводится разминка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - это корни, Их расставим шире, (Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело - прочный ствол. (Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки – ветви - (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют. (Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно, (Качают головой.)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)
Игра «4 лишний» Ребята, это задание мы будем выполнять в парах. Я вам на каждый стол раздам картинки, а вы посмотрите, подумаете, посоветуетесь друг с другом и скажите, что же лишнее и почему?
Игра «Найди по силуэту»
Подул ветерок закружил листья в хороводе, опустил на землю и спрятал их. Найдите какие листья спрятались и выложите их внизу в табличке.
- Ребята, деревья растут в лесах и садах. Леса бывают разными. Давайте вспомним, какими. Если в лесу растут только ели, сосны, лиственницы, какой это лес?
Дети. Хвойный лес
Упражнение «Кто с кем дружит?»
Упражнение «Посади дерево»
Психолог. Вам нужно выполнить следующее задание: «посадить» свое дерево. Для этого надо взять карточку, на которой нарисовано дерево, назвать его и прикрепить к той картине, где может расти ваше дерево. Важно объяснить, почему вы «сажаете» свое дерево именно на этой картине.
Воспитатель: Представьте, все деревья исчезнут, что произойдет? (Ответы детей).Какой можно сделать вывод - чтобы деревья не исчезли. надо ухаживать за деревьями. А как человек ухаживает за деревьями? Вот мы и выполнили все задания А какие цветы запомнили? Что вам больше всего запомнилось?
Ребята, вы должны знать, что если не охранять природу, не беречь все живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнен, дышать будет труднее, здоровье станет не крепким.
Для этого нужно любить и беречь природу!
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье.
Будем с лесом мы дружить,
Охранять его. Любить!
Рефлексия: Ребята, я предлагаю вам оценить нашу работу на занятии. У меня для вас есть весёлые и задумчивые смайлики. Тот, кто считает, что все удалось в нашей деятельности, тот может взять весёлого смайлики, тот, кто считает, что нужно что-то доделать, у кого-то остались еще вопросы, возьмет задумчивого смайлика.