Эльвира Латыпова
Анализ работы воспитателя с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.
Публикация «Анализ работы воспитателя с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.
В своей работе я базируюсь на двух простых целях:
1. Детский сад - это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно;
2. Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.
Анализируя программу первой младшей группы размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, я постаралась создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделяла внимание на развитие сенсорных способностей.
Мне хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. И для этого сразу, при встрече с детьми в приёмной, стараюсь создать домашний комфорт, чтобы в детском саду им было уютно. Предлагаю яркие, красочные, выполненные из разных материалов любимые игрушки детей, которые поселились на шкафчиках, на столе для родителей, на окне. Дети могут эти игрушки потрогать, обнять, успокоится.
При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
В своей группе я оборудовала уголок сенсорики, который включает в себя: разнообразные тематические вкладыши и другие пособия для решения задач сенсорного воспитания. Вместе с родителями изготовили специальное панно, с помощью которого дети учатся управляться с разнообразными застёжками, пуговицами, клепками, одновременно упражняются в различении и названии цветов и знакомятся с элементарными правилами дорожного движения.
Также между родителями детей устраивала конкурс на лучшую игрушку для сенсорного развития. Были изготовлены замечательные пособия с крышками в виде елочки и вазой с цветами. Детям очень нравится зажигать разноцветные фонарики на елочке и сажать красивые цветочки в вазу. Вместе с тем они учатся закручивать и раскручивать всевозможные крышки, а также развивается мелкая моторика рук. (см. фото)
Для развития зрительных способностей играем в игры, способствующие различению цвета (2-3, размера (большой и маленький, формы (шарик, кубик, кирпичик).
В своей работе я использую следующие дидактические игры:
ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке», «Воздушные шары», «Подбери куклам бусы, игрушки», «Красивый забор», «Посади цветок», «Зайка заблудился», «Разноцветные фонарики» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.
РАЗМЕР: «Матрёшки»; «Шары»; «Пирамидки», «Домик с секретом» т. д.
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы», «Подарки из прищепок», «Сложи листик», «Волшебные палочки», «Пуговичная поляна», «Шнуровки», «Заверни малыша» и т. д. Также использую тазики с сыпучим материалом (фасоль, рис, в которых прячутся мелкие игрушки из «киндеров». Дети с большим интересом отыскивают игрушки, вместе с тем развивая мелкую моторику рук и осязательные ощущения.
В играх с песком, водой, снегом знакомлю детей со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, переливаем воду из сосуда по чашечкам).
Рисуем карандашами, фломастерами, красками на поверхностях разного цвета и свойства (бумага белая, цветная, доски, ткань, лепим из глины и теста.
Для развития слуха использую игрушки, издающие различные звуки; ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем, поём и тацуем под песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т. д. Использую записи со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.
Для развития обоняния использую такие игры «Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах»; «Благовоние» и т. д., т. к. запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение ребё нка: взбодрить его или наоборот, успокоить.
Для развития осязательных ощущений в группе вместе с родителями изготовила панно «Дикие и домашние животные», где животные сделаны из различных материалов с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; кожи, бархатной бумаги); Игры: «Найди на ощупь», «Найди и покажи» и т. д.
То есть ребенка нужно научить на основе различных сенсорных ощущений, составлять единое понятие о предмете. Поэтому все чувства ребенка надо развивать одновременно. Важно помнить, что ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное развитие ребенка это одна из важных и основных сторон дошкольного воспитания.