Светлана Донская
Оценка эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Один из важных принципов современных требований к технологии реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проектируемой ДОУ, является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Темочки:
Следовательно, мониторинг, в котором участвуют родители, может быть направлен на выявление особенностей семьи и семейного воспитания, педагогической культуры родителей, индивидуальных особенностей ребенка, а также оценку эффективности образовательного процесса.
У педагогов выявляется уровень готовности к взаимодействию с родителями и компетентности в данном направлении деятельности. Оценивают себя педагоги сами, либо руководитель образовательной организации проводит анализ деятельности педагога. Избежать субъективности оценки возможно путем соотнесения результатов самодиагностики педагога и его оценки руководителем. Объективности оценки способствует учет мнения родителей.
Первичный мониторинг направлен на получение данных о семье, особенностях воспитания, об интересах, потребностях родителей в сотрудничестве, едином видении задач воспитания и развития детей.
Промежуточный мониторинг позволяет оценить представления и умения родителей в конкретных областях, предваряет создание педагогических проектов, внесение изменений в педагогический процесс. Промежуточный мониторинг проводится и как дополнительный с теми семьями, дети которых проявляют сложности в развитии.
Целью итогового мониторинга является: определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.
Проводить мониторинг должны как педагоги, так и руководители учреждений, заинтересованные в эффективной работе с родителями.
Процедура мониторинга позволяет не только педагогу оценить степень заинтересованности родителей и стремление их активно участвовать в образовательном процессе ДОУ, но и родителям осознать собственные интересы, определиться в воспитательной позиции, лучше узнать собственного ребенка, установить желаемую потребность во взаимодействии с педагогами. В результате у педагогов появляется возможность определить родителей к одной из групп (активные родители, ситуативно-активные, равнодушные) и планировать работу с разными группами родителей.
Заинтересованные родители активно участвуют в деятельности ДОУ, группы, вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают идеи, оказывают существенное влияние на организацию образовательного процесса, разрабатывают совместно с педагогами мероприятия и активно в них участвуют.
Ситуативно-активные родители социально активны, готовы придти на помощь и педагогам, и детям. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров их настроение может резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимодействии с педагогами, родителями, детьми.
Равнодушные родители – не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий, не участвуют в деятельности ДОУ, группы, не выполняют отдельные поручения.
Ежегодная оценка состояния взаимодействия дошкольного учреждения с семьями позволяет условно подразделить педагогов на три группы:
1) активные педагоги – не допускают в работе формализма; учитывают социальный запрос (интересы, нужды, потребности) родителей в планировании работы группы, учреждения; проводят социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.) и учитывают её особенности в планировании работы; используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные, внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы с семьей; стремятся к диалогу при организации работы с родителями; создают условия «открытости» группы и дошкольного учреждения для родителей.
2) ситуативно-активные педагоги – стремятся к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; минимально учитывают в работе интересы, нужды, потребности, запросы родителей; изучают социальный профиль семей воспитанников; сочетают во взаимодействии с семьей традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, при большем акценте на традиционные формы; организуют открытые мероприятия для родителей в основном в праздничные дни; используют наглядно-информационные формы работы с семьей, используют пути наиболее рационального их применения.
3) пассивные педагоги – формально подходят к планированию и осуществлению работы с семьей; в работе не учитывают интересы, нужды, потребности и запросы родителей; бессистемно используют в работе только традиционные формы взаимодействия с семьей; организуют открытые мероприятия для родителей только в дни праздников; неэффективно используют наглядно-информационные формы работы с семьей, стремятся подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.
Крайне важно выявить трудности, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. Чаще всего у педагогов отсутствуют необходимые знания и навыки в организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей, отмечается низкий коммуникативный уровень.
Критерии эффективного включения семей в образовательное пространство ДОУ следующие:
1. Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
2. Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ.
4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Важно добавить к перечисленным выше такой критерий, как разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий.
По мнению В. А. Зебзеевой неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т. е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса выделяют ряд критериев:
1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;
2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;
4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;
5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Для осуществления полноценной оценки важно также определить уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг. Полученные результаты станут основанием для дальнейшего планирования работы.
Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.
Список литературы:
1. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс. - 2006. – 89 с.
2. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М, 2005. - 80 с.
4. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – 70с.