Получи документы

Оценка эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Светлана Донская
Оценка эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Один из важных принципов современных требований к технологии реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проектируемой ДОУ, является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Темочки:

Следовательно, мониторинг, в котором участвуют родители, может быть направлен на выявление особенностей семьи и семейного воспитания, педагогической культуры родителей, индивидуальных особенностей ребенка, а также оценку эффективности образовательного процесса.

У педагогов выявляется уровень готовности к взаимодействию с родителями и компетентности в данном направлении деятельности. Оценивают себя педагоги сами, либо руководитель образовательной организации проводит анализ деятельности педагога. Избежать субъективности оценки возможно путем соотнесения результатов самодиагностики педагога и его оценки руководителем. Объективности оценки способствует учет мнения родителей.

Первичный мониторинг направлен на получение данных о семье, особенностях воспитания, об интересах, потребностях родителей в сотрудничестве, едином видении задач воспитания и развития детей.

Промежуточный мониторинг позволяет оценить представления и умения родителей в конкретных областях, предваряет создание педагогических проектов, внесение изменений в педагогический процесс. Промежуточный мониторинг проводится и как дополнительный с теми семьями, дети которых проявляют сложности в развитии.

Целью итогового мониторинга является: определить эффективность проделанной работы, удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы, определение задач на будущее.

Проводить мониторинг должны как педагоги, так и руководители учреждений, заинтересованные в эффективной работе с родителями.

Процедура мониторинга позволяет не только педагогу оценить степень заинтересованности родителей и стремление их активно участвовать в образовательном процессе ДОУ, но и родителям осознать собственные интересы, определиться в воспитательной позиции, лучше узнать собственного ребенка, установить желаемую потребность во взаимодействии с педагогами. В результате у педагогов появляется возможность определить родителей к одной из групп (активные родители, ситуативно-активные, равнодушные) и планировать работу с разными группами родителей.

Заинтересованные родители активно участвуют в деятельности ДОУ, группы, вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают идеи, оказывают существенное влияние на организацию образовательного процесса, разрабатывают совместно с педагогами мероприятия и активно в них участвуют.

Ситуативно-активные родители социально активны, готовы придти на помощь и педагогам, и детям. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров их настроение может резко меняться. В связи с этим возникают трудности во взаимодействии с педагогами, родителями, детьми.

Равнодушные родители – не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных и интересных занятий, не участвуют в деятельности ДОУ, группы, не выполняют отдельные поручения.

Ежегодная оценка состояния взаимодействия дошкольного учреждения с семьями позволяет условно подразделить педагогов на три группы:

1) активные педагоги – не допускают в работе формализма; учитывают социальный запрос (интересы, нужды, потребности) родителей в планировании работы группы, учреждения; проводят социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.) и учитывают её особенности в планировании работы; используют разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные, внедряют в практику новые нетрадиционные формы работы с семьей; стремятся к диалогу при организации работы с родителями; создают условия «открытости» группы и дошкольного учреждения для родителей.

2) ситуативно-активные педагоги – стремятся к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; минимально учитывают в работе интересы, нужды, потребности, запросы родителей; изучают социальный профиль семей воспитанников; сочетают во взаимодействии с семьей традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, при большем акценте на традиционные формы; организуют открытые мероприятия для родителей в основном в праздничные дни; используют наглядно-информационные формы работы с семьей, используют пути наиболее рационального их применения.

3) пассивные педагоги – формально подходят к планированию и осуществлению работы с семьей; в работе не учитывают интересы, нужды, потребности и запросы родителей; бессистемно используют в работе только традиционные формы взаимодействия с семьей; организуют открытые мероприятия для родителей только в дни праздников; неэффективно используют наглядно-информационные формы работы с семьей, стремятся подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

Крайне важно выявить трудности, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. Чаще всего у педагогов отсутствуют необходимые знания и навыки в организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей, отмечается низкий коммуникативный уровень.

Критерии эффективного включения семей в образовательное пространство ДОУ следующие:

1. Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.

2. Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.

3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ.

4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Важно добавить к перечисленным выше такой критерий, как разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий.

По мнению В. А. Зебзеевой неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т. е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса выделяют ряд критериев:

1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;

2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;

4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;

5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки важно также определить уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг. Полученные результаты станут основанием для дальнейшего планирования работы.

Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.

Список литературы:

1. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М. : Линка-Пресс. - 2006. – 89 с.

2. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М, 2005. - 80 с.

4. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – 70с.

Публикации по теме:

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается результаты работы воспитателя МАДОУ №3 Сапуновой Натальи Владимировны. Тема: «Формирование.

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

«Технология «Портфолио» как средство эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей» Основные задачи взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи – установление партнерских отношений, объединение усилий.

Открытое занятие с родителями «Песочная терапия». «Проблемы и перспективы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи». Здравствуйте родители,уважаемые гости. Сегодня мы собрались на очередное заседание"Клуба молодой семьи".Тема семинара-практикума:"Песочная.

Партнерство образовательного учреждения и семьи как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми ПАРТНЁРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Педагогический совет «Роль индивида в эффективности организации деятельности образовательного учреждения» «Роль индивида в эффективности организации деятельности образовательного учреждения» Данный педагогический совет предполагает общее знакомство.

Проект «Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС» 1. Актуальность проблемы: Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством,.

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по художественно-эстетическому воспитанию Одной из важных образовательных областей является художественно-эстетическое воспитание. Под художественно - эстетическим воспитанием мы.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социализации дошкольника Детство- период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оценка эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Опубликовано: 13 октября 2016 в 12:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оценка эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Донская (УИ 459275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД