Ирина Ивановна Литвинова
Обзор программы «Воспитание маленького волжанина»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время, в период нестабильности в обществе, массовой бездуховности и утраты нравственных принципов возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, любовь к своей Родине. Возможность реализации этого направления в воспитании и образовании невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Публикация «Обзор программы „Воспитание маленького волжанина“» размещена в разделах
Хочется еще раз обратить внимание на источники, которые мы используем в своей работе для привития и воспитания патриотизма у наших воспитанников.
Одним из таких источников является региональная программа «Воспитание маленького волжанина», целью которой является направить ребенка к активному познанию природы, истории родного края – Нижнего Поволжья, его традиционной и современной культуры, искусства; развивать созидательную направленность растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию нашей малой Родины.
Немного подробнее мне хотелось бы остановиться на патриотическом аспекте данной программы, и предложить вашему вниманию обзор тем и мероприятий, предложенных ею именно в этом направлении.
2 младшая группа
Все мы понимаем, что для детей 3-4 лет такие понятия как «патриотизм» и «любовь к Родине» это не больше, чем просто слова. Для них Родина – это папа и мама, любимый дом и семья, именно поэтому в данной возрастной группе, в силу возраста воспитанников, приоритетными являются, конечно, семейные отношения, любовь и забота друг о друге, взаимодействие с родными и близкими людьми.
Здесь программа предлагает такие виды деятельности, как беседы, выставки фото и рисунков, слайд-шоу, семейные прогулки, наблюдения в природе и многое - многое другое. Хочется обратить ваше внимание, дорогие коллеги, что здесь и в других возрастных группах вся работа проводится в тесном сотрудничестве детского сада и семьи.
Темы мероприятий предлагаются тоже самые разнообразные:
-«Как наша семья отдыхала летом»
-«Наш малыш»
-«Семейный портрет»
-«Секреты нашего двора»
-«Мой дом»
-«Папа, мама, и я в детском саду»
-«Папа, дедушка, и я – вместе дружная семья»
-«Сделаем улицу красивой»
-«Рисуем всей семьей»
-«День семьи»
-«Моя семья – моя малая Родина»
И, конечно, многие другие…
Средняя группа
Дети подросли, расширился круг их общения, они стали более взрослыми, сообразительными и вместе с этим пришло понимание и осознание таких понятий, как «мой род», «мои прародители», восприятие себя, как части большого рода, большой семьи, которая состоит не только из мамы и папы, а еще и из их родителей – бабушки и дедушки, у которых, в свою очередь, тоже были родители…и так далее…
Происходит постепенное, но постоянное, воспитание в ребенке любви, ,заботливого отношения, желания сделать лучше и красивее свой дом, свой двор, свой детский сад – как частичку своей малой Родины…
И здесь предлагаются такие темы, как:
-«Мой род – моя семья»
-«Прародители»
-«Лента времени – история моей семьи»
-«Мой дом, мой двор»
-«Секреты нашего двора»
-«Ах, какой хороший, добрый детский сад»
-«Образы матери и отца в бытовой и праздничной культуре»
И также многие другие.
Во всех возрастных группах многие темы перекликаются и повторяются, при изучении программы вы, наверное, это заметили…
Старшая группа
В старшей группе, помимо более углубленного изучения тем, которые предлагались во второй младшей и средней группах, добавляются темы уже более относящиеся непосредственно к патриотике, как воспитанию любви к родному краю… Это такие темы, как:
-«Родная улица моя» - что мы знаем об улицах, на которых живем, об истории происхождения их названий?
-«Родной район» - что мы знаем об истории своего района?
-«Родной город. Родное село» - что мы знаем об истории своего города, села? Что значит быть горожанином, сельчанином?
-«Родная земля» - Почему земля называется родной? Какие дары человеку она дает?
-«Солдатский месяц май» - Почему май назвали солдатским месяцем? Кого называют богатырями Земли волгоградской?
Подготовительная к школе группа
И, наконец, в подготовительной группе программа предлагает такие темы, направленные на воспитание патриотических чувств детей к родной заволжской земле, как:
-«Город детства моих родителей» - Какой он: город детства родителей наших воспитанников? Чем он отличается от города современного детства? Чем похож?
-«Тайны родного города, села» - Есть ли у нашего города, села тайны? Где и как о них можно узнать?
-«Наш красавец – город (село)» - Почему город называют красавцем? Кто и как делает его красивым?
-«Город – герой Волгоград» - Почему город Волгоград наградили звездой героя?
-«Родная земля» - Как люди пользуются дарами родной земли? Как не навредить природе родного края?
-«Столица мира и согласия» - Почему жителям волгоградской земли важен мир? Почему во всех городах и поселках Волгоградской области есть своя улица Мира?
Вот, вкратце, такие темы предлагает региональная программа «Воспитание маленького волжанина», направленные на развитие в наших детях духовно - нравственных патриотических чувств. На мой взгляд, это хорошее подспорье, как начинающему, так и опытному педагогу, а также родителям наших воспитанников, ведь все мы хорошо понимаем, как важно зажечь в ребенке искорку любви к своей семье, своему дому, своей большой и малой родине, чтобы пламя, разгоревшееся от нее – согревало человека всю его жизнь…