Тимшина Анастасия
Обучение третьеклассников решению задач на основе сказок зарубежных писателей
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение третьеклассников решению задач на основе сказок зарубежных писателей»
Тимшина Анастасия Игоревна
Студент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ)
Россия, г. Киров
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования у третьеклассников умений решать задачи на основе сказок зарубежных писателей. Автор рассматривает методику обучения младших школьников решению задач, возможность применения сказок зарубежных писателей на уроках математики.
Публикация «Обучение третьеклассников решению задач на основе сказок зарубежных писателей» размещена в разделах
Ключевые слова: младшие школьники, обучение решению задач, методика обучения математике, сказки зарубежных писателей.
Важнейшую роль в математике играет решение задач. Решение задач имеет большое значение для формирования у детей необходимых знаний по математике, определяемых учебной программой. Обучение решению задач в начальных классах способствует формированию, углублению и обобщению математических знаний и умений, усвоению учащимися основных математических положений, которые используются в практике, а умение решать задачи позволяет детям использовать умения и навыки в различных жизненных ситуациях [1, с. 89]. Однако при решении задач учащиеся начальных классов нередко испытывают затруднения. Это вызвано тем, что тема достаточно обширна, содержит большое количество материала и требует определенных базовых знаний и умений учащихся, которые они должны умело применять в практической деятельности [3, с. 51]. Для того, чтобы сделать процесс обучения младших школьников решению задач максимально эффективным, учитель должен иметь высокий уровень теоретических знаний о задачах и их видах, а также достаточный уровень практических умений построения процесса обучения решению задач. Кроме этого, на эффективность обучения решению задач влияет и само содержание задач [4, с. 109].
Методисты и учителя подбирают различные нестандартные задачи для третьеклассников, так как если задачи будут интересными, то уровень обученности детей повысится. Сказки зарубежных авторов являются интересным, ярким и красочным материалом для детей, соответственно тема работы является актуально, она звучит следующим образом – обучение третьеклассников решению задач на основе сказок зарубежных писателей [6, с. 127].
Объект – процесс обучения третьеклассников решению задач.
Предмет – условия обучения третьеклассников решению задач на основе сказок зарубежных писателей.
Цель – выявление условий обучения третьеклассников решению задач на основе сказок зарубежных писателей.
Гипотеза – использование сказок зарубежных писателей могут быть эффективным средством обучения решению задач третьеклассников.
Задачи :
1) охарактеризовать особенности обучения третьеклассников решения задач;
2) обосновать возможности зарубежных сказок как средства обучения третьеклассников решения задач;
3) проверить эффективность выявленных условий обучения третьеклассников решению задач на основе сказок зарубежных писателей.
Методы:
– изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
– тестирование;
–эксперимент;
– методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика особенностей обучения третьеклассников решать задачи; проведён анализ образовательных программ по литературному чтению и проведен анализ сказок зарубежных писателей как средства обучения третьеклассников решать задачи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и апробирована серия уроков с использованием сказок зарубежных писателей, направленных на обучение третьеклассников решать задачи.
Результаты исследований, их обсуждение.
Опытно-экспериментальная работа по формированию умения решать задачи на движение с использованием моделирования состоит из трех этапов.
1. Констатирующий эксперимент
Для определения уровня сформированности умения решать текстовые задачи на движение до начала опытного обучения, мы провели диагностическую работу, которая проводилась в двух классах: в 3 «А» и в 3 «Б» МБОУ СОШ № 2.
Во время эксперимента в 3 «А» классе присутствовало 27 человек, а в 3 «Б» - 20 человек.
Цель - выявить сформированность умения решать задачи на движение и проверить, используют ли при этом учащиеся прием моделирования.
Учащимся было предложено решить две задачи. На выполнение задания было отведено 20 минут. По истечению отведенного времени, работы учеников были собраны для дальнейшей обработки.
После обработки полученных данных можно сделать вывод, что большая часть учеников 3 «А» класса показала результат ниже среднего, что свидетельствует о низком уровне сформированности умения как решать задачи, так и строить и использовать схемы в ходе их решения.
Из 20 учащихся 3 «Б» класса с первой задачей справилось 15 человек, причем схемой воспользовались только 8 учеников. 5 человек не решили задачу и допустили аналогичные ошибки в построении схемы. Со второй задачей справилось 8 человек, при этом 5 из них воспользовались схемой при решении.
Таким образом, результат, показанный учащимися 3 «Б» класса оказался более высоким как в целом, так и по каждой задаче отдельно.
Исходя из полученных данных, нами был определен экспериментальный класс, которым стал 3 «А» и контрольный – 3 «Б».
Анализ допущенных ошибок, как в решении задач, так и построении моделей, позволил выделить основные направления дальнейшей работы по формированию умения решать задачи, используя сказки зарубежных писателей.
2. Формирующий эксперимент
Цель данного эксперимента: формирование умения решать задачи на основе сказок зарубежных писателей.
Опытное обучение проводилось в экспериментальном классе на уроках математики на протяжении месяца, по четыре урока в неделю.
В контрольном классе данная работа с учащимися не проводилась.
Всего было проведено 16 уроков.
3. Контрольный эксперимент
Завершив опытное обучение, мы провели контрольную работу, для того, чтобы выяснить, научились ли ученики решать задачи и повлияли ли сказки зарубежных писателей на сформированность умения решать задачи на движение.
Учащимся было предложено решить 2 задачи.
Проанализировав данные результаты, можно сделать вывод, что экспериментальный класс выполнил работу лучше, чем контрольный. Дети в большинстве своем использовали модели при решении задач. Сравнивая 3 «А» и 3 «Б», можно сказать, что в 3 «А» классе все дети справились с решением первой задачи.
Со второй задачей оба класса справились практически одинаково.
Итак, результаты экспериментальной работы доказывают, что при определенных условиях организации учебной деятельности, сказки зарубежных писателей выступают в качестве средства формирования обобщенного умения решать арифметические задачи.
Вывод:
1) в ходе работы были охарактеризованы особенности обучения третьеклассников решения задач;
2) во второй главе была обоснована возможность зарубежных сказок как средства обучения третьеклассников решения задач;
3) в ходе исследования была выявлена эффективность условий обучения третьеклассников решению задач на основе сказок зарубежных писателей.
Список литературы:
1. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М. : Просвещение, 2015. – 335 с.
2. Богданович М. В. Методика решения задач в начальной школе. – К. : Высшая шк., 2016. – 104 с.
3. Демидова Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач. – М. : Академия, 2015. – 288 с.
4. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М. : Академия, 2014. – 265 с.
5. Пчелко А. С., Моро М. И. и др. Математика: учебник для 4 класса. –М., 2014.–176 с.
6. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения». // М. «Просвещение». 2015. – 361 с.
7. Свиридова Л. А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2017. – 91 с.