Валерия Ивлева
Обучение старших дошкольников правилам общения посредством создания речевых ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В настоящее время воспитание становится главнейшей проблемой. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого со-вершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтоге-неза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения во-люнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку. Формируя представления о нормах и правилах поведения, мы влияем на отношения ребенка со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентиро-ваться в общественной жизни.
Публикация «Обучение старших дошкольников правилам общения посредством создания речевых ситуаций» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность исследования проблемы речевого этикета личности стар-шего дошкольника обусловлена сложившейся в настоящее время в стране со-циально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества. Связано это с утратой культуросообразных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения как на межгосударственном, так и на личностном уровне. Одно их противоречий современного общества – настоятельная по-требность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно обучать речевому этикету в дошкольном детстве. В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рас-сматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми [4; 5].
Актуальным в современной педагогической науке является лингвистиче-ское образование детей (А. Г. Арушанова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Т. М. Юр-тайкина и др., где слово изучается в многообразии его лексических значений, вариативности грамматических категорий, познается его сущностная характеристика, происходит осознание слова как регулятора речевого поведения.
Усваивая этикетную лексику, ребенок присваивает часть социального ре-чевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет способствовать формированию комфортного коммуникативного поля, и оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка. Ведь общеизвестно, что слово образовывает душу [2].
Таким образом, актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста определяется его особой ролью в нрав-ственном воспитании подрастающего поколения, в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетам и насущным требованиям современного социума, педагогической значимостью в практике на современном этапе разви-тия российского общества.
Анализ теории и практики организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет выявить ряд противоре-чий: между существующей сензитивностью старшего дошкольного возраста к овладению речевой культурой и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее формирования; между требованиями образовательного стандарта к подготовке дошкольника, владеющего основами поведенческой культуры, и недостаточной готовностью к решению этой задачи педагогами дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, проблема состоит в определении содержания и педагогических условий формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их дея-тельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совер-шенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вме-сте с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет большое значение для последующего овладения грамотой.
В. И. Ядешко считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается [1, с. 95]. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части ре-чи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при расска-зывании.
Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связ-ных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов.
По данным М. Р. Львова, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне за-висимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуа-тивной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и фор-мах, которые дети присваивают из речи взрослых [3, с. 105].
Нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что речевые ситуации, игры являются важнейшими средствами обучения детей старшего дошкольного возраста правилам общения. Для определения содержа-ния работы по данной проблеме было проведено опытно-экспериментальное исследование, целью которого являлась диагностика уровня сформированности культуры речевого общения старших дошкольников и разработка комплекса игровых речевых ситуаций.
Работа проводилась в два этапа в соответствии со следующими принци-пами:
• учет возрастных особенностей;
• комплексный подход;
• использование словесных (беседа, проблемная ситуация, художествен-ное слово, практических (дидактические игры и упражнения, игра-драматизация, игры с правилами и др.) и наглядных методов (рассматривание иллюстраций, картинок);
• сочетание различных форм организации игровой деятельности в ре-жимных моментах (НОД, совместная, самостоятельная деятельность).
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, на втором этапе были разработаны методические рекомендации по обучению детей 5–6 лет правилам речевого этикета посредством создания речевых ситуаций.
Начальный показатель высокого уровня развития культуры речевого об-щения старших дошкольников составил 15 % (3 детей, среднего – 40 % (8 де-тей, низкого – 45 % (9 детей).
Таким образом, проведенная диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста в основном преобладают низкий и средний уровни сформированности культуры речевого общения (85 %). При этом необходимо обращать внимание на формирование таких умений речи, как речевая комму-никация, речевой этикет, формировать навыки культурного общения со взрос-лыми и детьми.
Задача взрослых (родителей и воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником, нужно помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, и вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая и разные варианты решения.
Для того чтобы научить детей правильному и осознанному отношению и поведению в группе, создаются специальные условия.
В специально организованной среде у ребенка формируется поведение: от наблюдения – к переживанию, пониманию, оценке, выбору для себя установки. При обсуждении ситуации детям необходимо предоставить возможность вы-сказаться, оценить свое поведение, поведение других. В обыгрывании про-блемной ситуации дети пробуют разные роли: и положительные, и отрицатель-ные – это очень помогает им быть терпимыми к разным людям, правильно по-нимать этические нормы: понимать добро и зло, любить мир, ненавидеть наси-лие, беречь то, что любишь, вежливость, честность, отзывчивость, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.
Развитие навыков общения детей со сверстниками и взрослыми – это одно из важных направлений педагогической работы. Создание в группе специальных игр-тренингов социально-поведенческого характера поможет детям приобрести коммуникативные способности общения. Но и те ситуации, которые происходят спонтанно в свободной игровой ситуации, предоставляют детям широкий выбор решений и возможность использования разных речевых формул.
Обсуждая ситуацию с группой детей, с двумя детьми, с одним ребенком, воспитатель берет роль одного из детей. Обыгрываются разные варианты ре-шения, используются в речи разные речевые формулы. Правила общения и ре-чевые формулы дети знают и рассказывают, но поступки еще не соответствуют знаниям. Наблюдать за общением детей, вовремя прийти к ним на помощь, подсказать решение или словом, или делом – это задача взрослых.
Обучение речевому этикету в разных ситуациях, режимных моментах бу-дут более эффективными, если воспитатели покажут ребенку, что его действи-тельно слушают, понимают и сочувствуют. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя услышанным и понятым.
Для успешного обучения детей речевым формулам и правильному этикету необходимо проводить с родителями индивидуальные беседы, консультации (например, «Учите детей общаться с друзьями и взрослыми», «Правила поведе-ния за столом») и др.
В ходе проведенного исследования мы отметили, что культура речи предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов, нецензурных выражений, слов-паразитов, эле-ментарную вежливость – умение здороваться, прощаться, говорить «пожалуй-ста», «извините», благодарить за помощь, услугу, желать спокойной ночи, хо-рошего аппетита, здоровья и проч. Мы смогли отметить, что большое значение для общения людей имеют их внешний вид, одежда, умение правильно вести себя в общественных местах, в различных ситуациях.
Таким образом, овладение родным языком как средством и способом че-ловеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного дет-ства. Посредством языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми, и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым. Они определяют речевое пове-дение человека, которое в значительной степени реализуется с помощью визу-ально закрепленных стереотипов общения.