Алла Феофанова
Составление описательного рассказа о диком животном по картинке и опорной схеме
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект по совместной деятельности детей и педагога.
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи
в старшей группе
«Составление описательного рассказа о диком животном по картинке и опорной схеме»
Феофанова Алла Геннадиевна
воспитатель
Публикация «Составление описательного рассказа о диком животном по картинке и опорной схеме» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Животные. Составление рассказов, описание
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Санкт-Петербург
2014-2015 год
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи
в старшей группе
«Составление описательного рассказа о диком животном по картинке и опорной схеме»
Цель:
Совершенствовать умение детей составлять рассказ о диком животном по картинке, используя опорную схему для планового построения рассказа и четкой классификации объекта.
Задачи:
Связная речь:
• Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию о предложенном объекте, используя наглядный материал и предложенную воспитателем схему, правильно классифицировать его и описывать внешний вид;
Словарь и грамматика:
• Прививать навык подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей с уменьшительными суффиксами;
Звуковая культура речи:
• Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч] и [ц]; умение различать эти звуки и внятно и правильно произносить слова с ними.
Предварительная работа:
• Непосредственно-образовательная деятельность в познавательном развитии по окружающему миру «Зачем зайцам нужны волки»;
• Рассматривание картинок с дикими животными;
• Рассматривание макетов диких животных в уголке природы.
т
х
Ход занятия
Воспитатель помещает на стенд эту схему и объясняет :
-Сегодня мы будем составлять рассказ о диком животном, используя эту схему. Сейчас я вам напомню, как это делается. Например, я составлю рассказ о белке.
Воспитатель рядом со схемой ставит картинку с изображением белки.
Первая клеточка нашей схемы обозначает выбор между миром природы и рукотворным миром. Белка относится к миру природы.
Во втором квадратике мы видим символы живой и неживой природы. Белка – это объект живой природы.
Далее мы выбираем между растительным и животным миром. Белка принадлежит животному миру.
Теперь надо сделать выбор между домашними и дикими животными. Белка является диким животным.
Следующее окошко напоминает нам, что надо описать внешний вид животного. У белки маленькая круглая головка с острым носиком, два ушка с кисточками, маленькие выпуклые черные глазки. У белки продолговатое туловище, четыре маленькие цепкие лапки с острыми коготками и очень большой, пушистый хвост. Он служит белочке парашютом, когда она прыгает с ветки на ветку. Шубка у нее тоже пушистая; зимой серенькая, а летом рыженькая.
Домик подсказывает нам, что надо описать жилище белочки. Белка селится высоко на деревьях. Она либо находит глубокое дупло, либо делает гнездо сама. Она плетет его из тонких веточек и прутиков. Она устилает гнездо или дупло мягким пухом, шерстью, перьями птиц. Обычно она делает несколько таких гнезд, чтобы в случае опасности перетащить своих бельчат в другое гнездо.
Ложка обозначает то, чем питается животное. Белка любит орешки, семена хвойных деревьев, ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы. В конце лета и осенью белка делает себе запасы на зиму. Она сушит грибы, одевая их на сучки. В дупле или гнезде устраивает кладовые для орехов, ягод, семечек и грибов. Раз белка питается растениями и их плодами, она травоядное животное.
Последнее окошко со стрелочками подсказывает, что надо вспомнить врагов белки. А их у нее много. На деревьях – ястребы, совы. На земле – лиса, куница.
Воспитатель предлагает детям по очереди составить рассказ о зайце, лисе, волке, медведе, лосе. Дети по очереди составляют рассказы. Если у кого-то возникают трудности, другие дети продолжают начатый рассказ.
После двух рассказов надо сделать физкульт-минутку. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Три медведя шли домой. (Маршируют на месте.)
Папа был большой-большой, (Поднимают руки вверх.)
Мама чуть поменьше ростом, (Вытягивают руки вперед на уровне груди.)
А сынок - малютка просто. (Ставят руки на пояс и приседают.)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. (Прыгают на месте.)
После физкульт-минутки дети продолжают составлять рассказы.
Затем воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
Дети отгадывают: ЦАПЛЯ
Воспитатель спрашивает:
-С какого звука начинается это слово?
Дети:
- со звука [Ц].
Воспитатель:
А теперь еще одна загадка.
Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет …
Дети:
- Черепаха!
Воспитатель:
- А это слово с какого звука начинается?
Дети:
- Со звука [Ч].
Воспитатель:
- А теперь давайте поиграем. Я буду произносить эти звуки, а вы будете поднимать руки, если услышите [Ц], и хлопать в ладоши если услышите звук [Ч].
Воспитатель по очереди произносит эти звуки, закрыв рот листом бумаги, а дети выполняют действия.
Затем воспитатель усложняет задание:
- А теперь, я буду каждому из вас задавать вопросы, один человек отвечает, а остальные слушают. Если в ответе будет звук [Ч], то хлопайте, а если звук [Ц], поднимайте руки.
Вопросы воспитателя: Ответы детей:
- Как зовут маму лисят? - Лисица.
- Как зовут детенышей волка? - Волчата.
- А маму медвежонка? - Медведица.
- Как зовут детеныша зайчихи? - Зайчонок.
- Белки? - Бельчонок.
- Жену волка? - Волчица
Список использованной литературы
1. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» М. 2010 «Творческий центр «Сфера»
2. Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу» М. 2004 «Издательство ГНОМ и Д»
3. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и упражнения для детей 3-7 лет» М. 2012 «Мозаика-Синтез»