Ольга Кострубова
Мастер-класс «Обучение детей составлению загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса : продемонстрировать технику составления загадок, приемы работы с картинками и мнемотаблицами. На примере конкретного занятия познакомить с этапами составления загадок.
Задачи:
- учить составлять образные характеристики предметов путем загадывания загадок;
Публикация «Мастер-класс „Обучение детей составлению загадок“» размещена в разделах
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
- развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать; логическое, наглядно-образное мышление; внимание;
- развивать сенсорную сферу;
- воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции; умение слушать друг друга.
Развивающая среда: игрушки (кошка, зайчик, тарелки, предметные картинки, мнемотаблицы, сундучок, платок.
Предварительная работа : составление описательных рассказов, д\ и «Какой?», «Подбор эпитетов», «Подбор действий».
Ход занятия.
Воспитатель сообщает о том, что всех пригласила к себе в гости бабушка – Загадушка. Взрослый предлагает закрыть глаза и перенестись в загадочную страну, где живет та самая бабушка.
Гостей встречает грустная бабушка – Загадушка и сообщает о том, что у нее была внучка Маша, которая забыла закрыть сундучок, где хранились загадки. Все загадки исчезли. Загадушка обращается за помощью к детям.
1. Прямое описание характерных особенностей предмета без его названия.
Бабушка вместе с детьми рассматривает игрушку кошку.
- Что можно сказать о кошке? Какая она? (серенькая, мягкая, пушистая)
- Что больше всего любит кошка кушать? (молоко)
- Какую песенку поет?
Дети с бабушкой составляют загадку : «Серенькая, пушистая молочко лакает, песенку поет – мяу, мяу! Кто это?»
Бабушка предлагает повторить загадку возле сундучка и закрывает его. Для того, чтобы новая загадка осталась в сундучке.
Рассматривают зайчика и составляют загадку : «Беленький комочек, длинные ушки, любит морковку. Кто это?»
2. Загадка, составленная по методу противоречий.
После рассматривания глубокой и мелкой тарелки получается новая загадка : «Я бываю разная :
Чистая и грязная,
Полная и пустая,
Глубокая и мелкая. А зовут меня …»
3. Загадка, составленная по методу отрицания.
Предлагаются картинки цыпленка, солнца, меха, пуха и составляются фразы : желтый как солнце; пушистый как мех; легкий как пух. Разделив каждую пару выражением «но не» получаем фразы сравнения с элементом загадки : «Желтый, но не солнце»
«Пушистый, но не мех»
«Легкий, но не пух»
Новую загадку «Желтый, но не солнце.
Пушистый, но не мех.
Легкий, но не пух.
Кто это?» прячут тоже в сундучок. По такому методу дети вместе со взрослым составляют загадку о мяче.
Загадка о репке составляют с помощью мнемотаблицы, которую показывает взрослый.
«Круглая, а не мяч. Желтая, а не солнце. С хвостиком, а не мышь».
Бабушка благодарит за помощь и прощается с ребятами.