Татьяна Сапрыкина
Подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине «Весна днем красна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Продолжать учить детей подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображенных на картине; перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица;
2. Формировать умения составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств;
3. Закреплять умения ориентироваться в пространстве, устанавливать взаимосвязь между объектами на картине;
Публикация «Подготовка детей к составлению творческого рассказа по картине „Весна днем красна“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
4. Активизировать в речи детей слова, обозначающие ориентировки 2 х мерного пространства: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя часть картины, нижний – верхний углы, правый – левый углы картины; 3 х мерного пространства: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после;
5. Продолжать развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
6. Проводить моделирование выявленных объектов буквами, предметами;
7. Придумывать название картины, используя пословицы и поговорки.
Оборудование: картина о весне, буквы, указка, карточки с загадками и картинками - отгадками, костюмы для весенних месяцев, «волшебный» цветок с пословицами и поговорками, «озеро Вдохновения», «подзорные трубы» на каждого ребенка, предметы, заменяющие объекты на картине, технические средства, музыкальные инструменты.
Активизация словаря: «2 – х мерное» пространство, «3 – х мерное» пространство, «кинотеатр 3D».
В: «Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но, чтобы узнать в какое, для этого нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать загадки по сказкам, и по первым буквам слов – отгадок откроется слово.
(На столе разложены карточки с изображением на одной стороне героев из сказок: Василиса, Емеля, Снегурочка, Несмеяна, Аленушка, а на другой – загадки. Звучит музыка, дети загадывают загадки.)
В: Прочитайте, какое слово открылось? (весна). Значит, мы отправляемся в гости к весне. Как вы думаете, что может встретиться путешественникам на пути? (горы, озеро, река, лес) А на нашем пути – озеро Вдохновения. Подумайте и скажите, каким может быть озеро? (большим, глубоким, чистым) А какая вода в озере? (чистая, прозрачная, голубая, благодатная, необычная, целебная)». Предлагаю вам отдохнуть у озера и умыться с дороги его водой.
(Дети склоняются над воображаемым озером, имитируя умывание)
В: «Какие ощущения у вас возникли? (свежести, бодрости, прохлады, вдохновения, прилив сил, снятие усталости)». И у всех хорошее настроение! Правда? Давайте выразим свое настроение через музыку! (оркестр.) Какое же у нас настроение? (радостное, прекрасное, весеннее, солнечное, отличное, бодрое, восторженное, приподнятое, чудесное, торжественное, романтическое, чудное).
Уважаемые гости, а какое настроение у вас? (свежее, чистое, теплое, радужное, ровное, ласковое, ясное, творческое, жизнерадостное, доброе, умиротворенное, лирическое, поэтическое, лучезарное).
В: «И с таким романтическим, весенним настроением мы отправляемся в путь.
( Появляются три весенних месяца: март, апрель, май)
Март: «Здравствуйте, ребята. Мы знаем, что вы идете в гости к Весне, но вы к ней сегодня не попадете.»
В: «А почему мы не попадем, и кто, вы, такие»?
Месяцы: «Мы весенние месяцы»
1 месяц: «Я март. На пороге я стою
Весне веселый старт даю»
2 месяц: «Я апрель. Капелью весело звеня,
К вам спешу за мартом я»
3 месяц: «Я май. Братьев быстро догоняю,
Всех цветами одаряю».
Все вместе: «Света, радости полны
Мы - три месяца Весны»
Апрель: «Злая волшебница Зима не хочет уступать свои права Весне. Она закрыла ворота ее дома необычной, волшебной картиной о Весне. Почему она необычная? А потому что она умела говорить. Вы должны оживить эту картину, не упустив ни одного образа, ни одной детали. Мы тоже будем вам помогать».
В: «Хорошо. Как настоящим путешественникам и исследователям нам все нравится изучать, рассматривать, слушать. Предлагаю всем рассмотреть эту картину внимательно, издалека, используя для этого «волшебную подзорную трубу», которая есть у каждого из вас. Но, существует такое правило: через трубу нужно увидеть только один предмет, все равно большой он или маленький».
Игра: «Подзорная труба». (Выделение объектов, изображенных на картине).
В: «Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?» (Дети смотрят в «подзорную трубу» и называют только один предмет: дом, солнце, береза, снеговик, забор, девочка, скворечник, сосульки, птичка, ручей.)
В: «Молодцы, сколько разных предметов вы увидели. А чтобы ничего не пропустить и не забыть, давайте поиграем в другую игру – «фотографирование».
Игра: «Фотографирование».
В: «Каждый из вас возьмет ту букву, с которой начинается название увиденного вами предмета, поместит ее на магнитную доску в то место, где на картине находится этот предмет, и расскажет всем : Какую взял букву и почему? В какое место ее поставил на магнитной доске и почему?»
(Дети переносят предметы с картины на магнитную доску и используют при этом слова, характерные для 2 – х мерного пространства: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя часть картины; правый – левый, нижний – верхний углы картины).
Например: «Я взял букву С «Эс», потому что увидел в подзорную трубу снеговика, и поставил ее на переднем плане в том месте, где снеговик стоит на картине».
В: «Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их разместили? Проверьте своей подзорной трубой». (ответы детей). Да, молодцы, ничего не пропустили! Были очень внимательны.
В: «Как прекрасно, что вы, как исследователи, уже умеете увидеть даже самую мелкую, самую незначительную вещь и назвать ее. Однако ничто не существует само собой. Все с чем – то связано. Попробуем соединить два любых предмета на картине между собой, определить их связь: почему они важны друг для друга.
Поиграем в игру: «Кто кому друг, кто кому недруг»?
(Педагог соединяет стрелками два предмета на доске, а воспитанники объясняют). Например: снеговик и девочка. Девочка снеговику – друг. Они дружат между собой, потому что девочка слепила снеговика. Снеговик благодарен ей за это. (солнце – сосулька, потому что солнце пригревает сосульку, и она тает; птичка – скворечник, птичка живет в скворечнике – ей в нем тепло и уютно)
Игра «Машина времени».
В: «Давайте выберем наиболее интересный предмет на картине и опишем его. Например, снеговик…» (Снеговик большой, красивый. Он сделан из 3х снежных комьев одинаковой формы, но разного размера. На голове – красное ведро, в руке – метла. Вместо носа – морковка. Снеговик грустный, потому что светит яркое солнце, и он таит.)
(После описания снеговика предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и, что с ним будет в будущем, далеком или близком. (Ответы детей : «В прошлом он был снегом, а в будущем станет водой, может быть, ручейком, уйдет в землю»). Аналогично описываются сосульки. (Сосульки большие и маленькие, длинные и короткие. Они свисают с крыши дома. Сосульки твердые, холодные, прозрачные, влажные, ледяные. Их любят дети. Сосульки «плачут», потому что им жарко… В прошлом они были снегом, а в будущем - станут водой.)
Игра: «Путешествие в картину». (Представление объектов через восприятие их различными анализаторами).
В: «Дети, вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Закройте глаза и покружитесь. ( Кручу волшебное колесо и говорю: «Волшебное колесо покрутись, и каждый из вас в картине очутись!») Откройте глаза. Вот мы и на картине».
Как ласково светит весеннее солнышко! Давайте погреемся под его лучиками! Давайте поиграем!
Физкультминутка.
В: «Мы с вами находимся в картине, посмотрите внимательно на предметы и скажите: «Какие звуки вы здесь слышите»? ( примерные ответы воспитанников: я слышу, как звенит капель, как с крыши падают сосульки, как поет птичка, как журчит ручеек, как снеговик вздыхает, потому что тает).
В: «Какие запахи ощущаете? Чем здесь пахнет? ( примерные ответы: я чувствую запах долгожданной весны, запах набухающих почек, запах свежести…).
В: «А теперь представьте, будто вы прикоснулись рукой к предмету и ощутили его поверхность. Например: Что вы можете почувствовать, если прикоснетесь к забору»? ( примерные ответы: когда я прикасаюсь рукой к забору, то я чувствую, что он холодный, влажный, что он шероховатый, покалывает)».
Игра: «В кинотеатре 3D».
В: Сейчас мы с Вами отправляемся в кинотеатр 3D. Все ли, ребята, знают, что такое 3D кинотеатр? (Ответы детей : Это когда предметы на картине оживают и переносятся в трехмерное пространство ( например: на ковер, на сцену).
Правильно, ребята. Предметы нашей картины тоже сейчас «оживут» и перенесутся на ковер. А поможете им в этом вы. Каждый из вас возьмет тот предмет, который видел на картине в подзорную трубу, и встанет с ним на ковре так, как он изображен на картине.
Ребята, мы с вами «нарисовали живую картину». Вы – живые предметы. А теперь скажите, кто или что вы, и где стоите на картине, используя слова трехмерного пространства.
(Дети превращаются в предмет, становятся на ковре и называют свое место, используя слова 3- х мерного пространства: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после. (Ответы детей : я снеговик, стою на картине впереди всех, около меня девочка, сзади меня забор).
Например, снеговик: «Я – снеговик. Я стою на переднем плане, впереди всех».
Игра «Превращение в предмет на картине»
В: «Ребята, а теперь составьте рассказ о себе : кто ты или что ты? Что делаешь на картине? С кем ты дружишь? Какое у тебя настроение? (каждый ребенок рассказывает от своего лица о предмете, в который он перевоплотился).
Например, снеговик: «Я – снеговик. Меня слепила девочка со своим папой. Зимой мне было радостно и весело. Я чувствовал себя комфортно. От общения со мной все получали удовольствие. Теперь мне немножко грустно – я таю и превращаюсь в ручеек. Но я не отчаиваюсь – мои талые воды принесут пользу природе».
Предметы оставляем на ковре, а сами уходим с ковра и превращаемся в самих себя.
(Дети закрывают глаза и кружатся. Кручу волшебное колесо и говорю: «Волшебное колесо покрутись и каждый из вас в себя превратись!»)
7. В: «Каждая картина имеет название. Как мы можем назвать нашу картину»? (Ответы детей).
Май : «У меня есть волшебный цветок, который поможет нам подобрать название для картины».
(Дети отрывают лепестки цветка и читают пословицы и поговорки о весне, из них выбирают ту, которая ближе подходит по смыслу к содержанию картины, придумывают название картины).
(Раздается музыка, скрип ворот, ворота открываются).
Месяц: «Вот и открылись ворота дома, Весна приглашает нас к себе в гости».