Любовь Шмелёва
Конспекты игр по безопасности жизнедеятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
К сожалению, тема безопасности стала одной из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольных образовательных учреждениях воспитатели используют разнообразные средства для организации игровой ситуации, в которой ребенок может поупражняться в правилах поведения на улицах и дорогах, приобрести навыки ОБЖ.
Одно из ведущих мест в работе с дошкольниками занимают разнообразные дидактические игры. Ценность этих игр заключается в том, что они развивают внимание, мышление, речь, наблюдательность, усидчивость, сосредоточенность, умение добиваться поставленной цели. Увлеченный дидактической игрой ребенок и учится, и играет одновременно. Знания и умения, полученные в такой игре, ребенок впоследствии применяет в жизни.
Публикация «Конспекты игр по безопасности жизнедеятельности детей» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Основными видами дидактических игр принято считать:
игры с предметами;
настольно-печатные игры;
игры в слова.
Содержание дидактических игр в дошкольном возрасте направлено на дальнейшее накопление конкретных наглядно-чувственных впечатлений и представлений, на их систематизацию и обобщение, на подготовку детей к школе. Детей дошкольного возраста больше всего привлекают игры, в которых нужно что-либо комбинировать, отгадывать, где можно проявить свою наблюдательность, смекалку, находчивость, меткость глаза, слух, хорошую память. Дети охотнее играют, если на большой карте есть изображение, к которому нужно самому подобрать соответствующие маленькие карточки.
Заметим, что интересным занятием для детей дошкольного возраста становятся настольно-печатные игры, многообразие которых велико.
Смысл игр детей в слова заключается в углублении и закреплении полученных ранее знаний. В дошкольном возрасте игры в слова чаще используются для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры особенно важны в воспитании и обучении дошкольников, так как они способствуют подготовке к обучению детей в школе : развивают умение внимательно слушать; быстро находить ответ на поставленный вопрос; точно и четко формулировать свои мысли, а также применять свои знания.
Настольно-печатные игры
Лото «Час-Пик»
(от 3 лет)
Цель: Помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города. Уточнить знания о профессиях. Развивать сообразительность. Воспитывать дружеское взаимоотношение.
Материал:
Игровое поле, кубик, фишки, 32 карточки (12 синих - “работники”, 12 желтых – “посетители”, 7 розовых – “ситуации”).
Ход игры:
Игра имеет несколько вариантов.
1 вариант
Воспитатель знакомит детей с объектами на игровом поле: аэропорт, больница, цирк, милиция, парикмахерская, почта, искала, магазин, стадион, новостройка, церковь, театр. Затем вместе выясняют какие “посетители” и “работники” там должны быть. Дети раскладывают по объектам синие и желтые карточки с изображением тех, кто там работает и кто посещает.
Например: “Больница” – врач и больной и т. д.
2 вариант
Синие и желтые карточки перемешиваются и раздаются всем участникам игры поровну. Игроки поочередно бросают кубики и двигаются по полю в нужном направлении, забрав пассажиров со стартовой остановки. Водитель должен как можно скорее развести своих пассажиров по нужным остановкам и, закончив работу, вернуться на конечную остановку. Выигрывает тот, кто первым справится со своим заданием.
3 вариант.
Желтые и синие карточки разложены по объектам. Водители должны собрать всех посетителей, затем работников довезти до конечной остановки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков (т. е. пассажиров).
Лото «Что хорошо, что плохо»
(от 3 лет)
Цель: развитие мышления, логики, речи. Воспитывать правела общественного поведения.
Материал: В комплект входят 5 листов с цветными картинками. Разрежьте их на отдельные карточки. У вас должно получиться 40 карточек.
Ход игры:
В игре может участвовать от 2 до 10 игроков.
Карточки поровну раздаются между игроками. Первый, по жребию, игрок делает ход: кладет лицевой стороной вверх картинку с изображением “плохого” действия | разбить чашку, получать двойки и т. п. |
Он должен объяснить – почему нельзя так поступать к чему может привести такое поведение и т. д. следующий игрок должен “отбить” эту “плохую” карточку “хорошей” : положить картинку с изображением “хорошего” действия | мыть посуду, подметать пол и т. д. |. Если у кого – то нет нужной карточки, он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого закончатся все карточки.
Лото «Дорожная азбука»
(от 3 лет)
Цель:
1. Развивать внимание, наблюдательность, память и речь.
2. Обучать детей ориентироваться на улицах и площадях, на проезжей части дороги, перекрестках, тротуарах; остановках и общественном транспорте (в ситуативной форме).
3. Воспитывать правила поведения на дороге и правила пользования автотранспортом
Материал: Карточки с ситуациями.
Ход игры:
Обучить ребенка дорожной азбуке, благодаря которой он будет разумно вести себя на улице: - задача каждого родителя и воспитателя. Дорожные правела при всей кажущейся их простоте сложные для усвоения даже взрослым, а уж маленьким детям особенно. За каждым правилом стоит определенная ситуация. Ребенок должен вникнуть эту ситуацию для того, чтобы понять то или иное правело.
Играть можно как в лото, раздав карточки поровну всем игрокам и по очереди объяснять правела дорожного движения или знаки, скрывающиеся за ситуацией.
Совместное изучение ситуации поможет ребенку легко запомнить дорожные правела, а родители с пользой проведут время со своими детьми.
Лото «Осторожности»
(от 3 лет)
Цель: Развивать речь, внимание, умение сосредотачиваться. Воспитывать безопасное поведение детей.
Материал:
6 больших игровых карт на каждой по 4 “осторожности”, 26 маленьких карточек, на них изображено, как нужно поступить в каждой из ситуаций, чтобы избежать неприятных последствий.
Ход игры
1 вариант
Карты лото раздаются играющим поровну. Маленькие карточки перемешиваются и отдаются водящему.
Водящий достает их по одной, называет изображенную ситуацию, и спрашивают, кто хочет исправить свою “осторожность” такой карточкой. Игрок, узнавший свою карточку, описывает возможные последствия ситуации, изображенной на большой карте, и тогда получает маленькую. Невостребованные карточки откладываются в сторону.
2 вариант
Карточки лото перемешиваются и кладутся перед играющими стопкой, карточками вниз. Делая ход, игрок берет верхнюю карточку. Если она оказалась подходящей, игрок имеет право на следующий ход, если нет – право хода передается другому игроку.
Вытянув карточку – помощницу, игрок может положить её на любой из сюжетов игровой или оставить “про запас”, на тот случай, если для выигрыша ему останется закрыть только один сюжет.
Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжеты на игровой карте. Этот игрок становится водящим.
Лото «Дорожные знаки»
(от 3 лет)
Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, со светофором. Воспитывать у детей соблюдение правил дорожного движения.
Материал: Большие карты с ситуациями, маленькие карточки со знаками.
Ход игры
1 вариант
Между играющими раздаются большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками. Тот, у кого на карточке оказалась соответствующая знаку ситуация, забирает этот знак себе и кладет в правый верхний карточки. После этого играющий должен рассказать, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Если ребенок затрудняется, взрослый может ему в этом помочь. Выигрывает тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.
2 вариант
Играющему раздаются карточки со знаками. Ведущий показывает большую карточку, на которой изображена дорожная ситуация. Ребенок подбирает к этой ситуации соответствующий знак, а такжеобъясняет, почему именно этот знак он выбрал
3 вариант
Игра со светофором. Вырежьте детали светофора. У карточки со светофором сделайте прорези, в которые вставьте полоски с цветными кругами. У вас получится модель светофора. Теперь можно играть.
Для начала попросите ребенка объяснить, что обозначают эти знаки светофора, если ребенок затрудняется в этом, помогите ему.
Для игры можно использовать игрушечные машинки. Ведущий на светофоре ставит любой цвет.
Мозаика «Дорожные знаки»
(от 4 лет)
Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Воспитывать у детей интерес к правилам дорожного движения.
Материал: 20 пазлов со знаками и 20 пазлов с ситуациями.
Ход игры
1 вариант: Разное среди общего.
Отбирают карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленны) : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки
приоритета, сервиса, дополнительной информации. Половинки карточек с изображениями дорожной ситуации ведущий раздаст детям, а элементы со знаками раскладывают на столе лицевой стороной вверх. Затем ведущий называет один из знаков, показывает его детям и поясняет ситуацию, в которой применяется данный знак. Дети должны найти среди имеющихся у них элементов, подходящую половинку карточки. Проверкой будет служить замок (соединение элементов) каждой карточки. Если правильно нашел половинку, оставляет у себя.
2 вариант: Играем сами
Все половинки карточек со знаками дети поровну делят между собой. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре игрального стола лицевой стороной вниз. Ходят по считалке. Игрок, получивший ход, берет один из элементов игры со стола и оставляет его у себя, если у него есть половинка с соответствующим знаком. Если подходящей половинки нет, то элемент вновь смешивается с оставшимися на столе, а право хода получает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.
Лото «Основы безопасности»
(от 4 лет)
Цель: Знакомить детей с опасными ситуациями, которые
могут встретить их на прогулке, улице, воде. Учить детей избегать опасные ситуации. Развивать речь, логическое мышление.
Материал: В комплект входит 9 больших карточек и 3 листа с опасными ситуациями. Играть могут 2,3, и более детей.
Ход игры
Раздайте детям большие карточки, в каждой из карточек есть 3 пустые клетки.
Ведущий показывает карточки с опасной ситуацией, а игроки должны правильно разложить эти карточки по пустым клеткам и объяснить, почему так нельзя делать. Выигрывает тот, кто правильно разложит карточки с опасными ситуациями и объяснит их.
Лото «Первая помощь»
(от 4 лет)
Цель: Знать и уметь предпринимать нужные действия в случае травм. Познакомить с элементарными приемами оказания первой медицинской помощи. Воспитывать безопасное поведение у детей.
Материал: 9 больших карточек с бытовыми травмами пустыми для маленьких карточек. 3 листа с маленькими картинками.
Ход игры
Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает
детям маленькие карточки. Дети должны заполнить пустые места, находя те способы оказание помощи, которые соответствуют данной ситуации с последовательными способами оказания помощи.
Например; “резаная рана” – промыть рану, наложить бактерицидный лейкопластырь.
Выигрывает тот, кто правильно заполнит пустые места на карточке.
Лото «Хорошо или плохо»
(от 4 лет)
Цель: Тренировать мышление, внимание. Развивать речь. Умение наблюдать и анализировать. Знакомить с общепринятыми нормами поведения, правилами безопасности и личной гигиены.
Материал: 6 больших карт; 4 разрезных карт, состоящих из 18 карточек – картинок и 21 фишки “хорошо!”, “плохо”.
Ход игры:
1 вариант: “Найти противоположное”.
Детям предлагается подобрать к каждой картинке – ситуации на большой карте соответствующую ей карточку – картинку, противоположную по поведению героев. Карточки предлагает ведущий; игроки заполняют пустые места на картах. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее заполнить свою карту.
2 вариант: “Собери ситуацию”.
Предлагаем разрезать большие карты на отдельные карточки – картинки и маленькие карточки ситуаций. В игре будут участвовать все отдельные карточки. Игроки должны собрать вместе картинки одной или нескольких ситуаций.
Ведущий отдельно перемешивает маленькие карточки и раздает игрокам поровну. Затем ведущий наугад выбирает и показывает детям отдельные карточки – картинки. Если изображение на картинке содержит тему маленькой карточки игрока, тот берет её себе. Так нужно собрать положительные и отрицательные картинки к каждой карточке.
Выигрывает тот, кто соберет свои ситуации первым.
3 вариант: “Хорошо или плохо”.
В игру вступают большие карты, где в центральном столбике изображены темы, предметы ситуаций, а слева и справа варианты поведения детей. Ребята должны отследить каждую ситуацию по горизонтали, рассказать что они наблюдают и выложить напротив на пустое место свою фишку – оценку поведения детей на картинке. Необходимо, чтобы малыши объяснили свой выбор не односложным, а более развернутым ответом. К оставшимся после игры трем фишкам предложите детям самим подобрать свои ситуации и варианты положительного – отрицательного поведения в них.
Домино «Дорога»
(от 6 лет)
Цель: первым выложить все имеющиеся карточки построить дорогу. Учить разбираться со светофором регулированием, развивать память, логическое мышление. Управлять в запоминании предупреждающих знаков, знаков приоритета и других. Воспитывать внимание.
Материал: Карточки с изображением участка дороги, на каждой карточке находятся знаки или особенности дороги. В процессе игры карточки стыкуются, образуя дорожное полотно.
Ход игры:
Каждый игрок должен посмотреть на свои карточки и, если среди них есть перекресток автомобильных дорог, объявить об этом остальным игрокам. При этом надо помнить, что в правилах дорожного движения перекресткам называется не только пересечение двух дорог, но и место примыкания одной дороги к другой. Игрок, первым объявивший о наличии у него перекрестка, начинает игру, выкладывая эту карточку на середину стола, после
чего ход переходит к сидящему рядом игроку и далее по кругу. Если ни у кого нет карточки перекрестка, то игрок, начинающий игру, определяется по договоренности по жребию. Он может делать первый ход любой карточкой по своему усмотрению.
Игрок, к которому перешел ход должен среди своих карточек наитии подходящую для продолжения дороги в любую из
возможных сторон. При этом выкладывая карточка не должна накладываться на уже выложенные карточки или примыкать к ним нарушая правела стыковки.
За ход игрок может выставить на поле только 1 свою карточку, после чего ход переходит к следующему участнику игры. Если у игрока на руках не оказалось подходящей карточки, то он в этот же ход берет из стоики одну карточку. Если и она не подходит, то ход переходит к следующему игроку. Если карточки в стопке закончились, то игрок пропускает ход.
Игра ведется до тех пор, пока предпоследний игрок не выложит все свои карточки. Если все карточки в стопке закончились, а ни один из игроков не может сделать следующий ход, то игра заканчивается и выигрывает тот, у кого на руках меньше всего карточек.
Словесные игры
Игра «Найди свой цвет»
(от 3 лет)
Цель: Учить свободно передвигаться по площадке. Уточнять знания цвета. Воспитывать слуховое внимание.
Оборудование: Флажки (зеленый, синий, желтый).
Ход игры
Дети получают флажки трех – четырех цветов: одни –
зеленые, другие – синие, третьи – желтые, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветовой флажок.
По сигналу воспитателя: «Идите гулять» - дети расходятся по площадке (комнате) группами или в одиночку. По новому сигналу: «Найди свой цвет» - дети бегут к флажку соответствующего цвета. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет флажки. По слову «домой» дети открывают глаза, находят флажок и бегут к нему. Воспитатель, отличает, какая группа собралась быстрее других.
Игра «Знакомый, свой, чужой»
(от 4 лет)
Цель: Упражнять в названии соответствующего человека. Умение ловко бросать и ловить мяч. Воспитывать поведение при встрече с незнакомыми людьми.
Оборудование: Мяч.
Ход игры
Дети встают в круг, на большом расстоянии друг от друга. Водящий находится в центре и поочередно бросает мячик каждому ребенку, приговаривая: «Знакомый, свой, чужой» - выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и
возвращает мяч водящему. Игра заканчивается тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданием водящего.
Игра «Светофор»
(от 4 лет)
Цель: Закреплять знания о цвете. Развивать внимание, слух.
Оборудование: Флажки (красный, желтый, зеленый).
Ход игры
На красный цвет – дети спокойно стоят. На желтый цвет – хлопают в ладоши. На зеленый цвет – дети маршируют. Воспитатель меняет попеременно флажки.
Игра «Если возник пожар»
(от 4 лет)
Цель: Знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем. Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.
Оборудование: Мяч.
Ход игры
Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т. д.
Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.
Воспитатель: Этот шар в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный…
(передает ребенку воздушный шар)
Ребенок: Пожар (Передает шар другому).
Воспитатель: Раз, два, три, четыре –
У кого пожар?
Ребенок: В квартире (Передает шар).
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил?
Ребенок: Утюг (Передает шар).
Воспитатель: Красный отблеск пробегает
Кто со спичками?
Ребенок: Играет (Передает шар).
Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над?
Ребенок: Газом (Передает шар).
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жег?
Ребенок: Листву (Передает шар).
Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных…
Ребенок: Вызывай (Передает шар).
Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер - !
Ребенок: Ноль один.
Игра «Телефон спасения»
(от 4 лет)
Цель: Научить детей набирать номера телефонов “01”, “02”, “03”. Учить четко и правильно сообщать все данные по телефону.
Развивать диалогическую речь. Воспитывать внимание.
Оборудование: Телефонный аппарат.
Ход игры
Используйте игрушечный телефон или отключенный настоящий телефонный аппарат для того, чтобы дети научились набирать номера “01”, “02”, “03”. Предложите проделать это каждому ребенку. Следите за тем, чтобы он поворачивал диск до конца, а при кнопочном аппарате четко нажимая кнопки.
При вызове дети должны четко назвать:
- свое имя, фамилию;
- адрес;
- причину вызова.
Игра «Мяч в кругу»
(от 5 лет)
Цель: Закрепить в игре правила противопожарной безопасности. Упражнять в названии легко-воспламеняющихся веществ.
Оборудование: Мяч.
Ход игры
Участники стоят в кругу, водящий поочередно бросает мяч каждому ребенку. Участник ловит мяч и называет правила поведения при пожаре или легко-воспламеняющиеся вещества.
Игра «Как избежать неприятностей?»
(от 5 лет)
Цель: Учить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций на воде, на природе, во дворе и на улице. Развивать речь, мышление. Воспитывать безопасность.
Материал: Разрезать карты по пунктирным линиям и стихи. Играют 2 и более детей.
Ход игры
1 вариант
Ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации не попасть в нее. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.
2 вариант
Карточки и стихи раздаются участникам поровну. Дети по очереди читают свои стихотворения, тот, у кого есть картинка с каждой ситуаций, забирает себе стихотворение. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки стихами.
3 вариант
Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как ее избежать. Побеждает тот, кто лучше и правильно объяснит ситуацию.
Игра «Береги живое»
(от 5 лет)
Цель: Познакомить детей с ситуациями, которые могут встретится им в лесу, на лугу. Развивать речь, мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Разрезать карты по пунктирным линиям и стихи. Играют 2 и более детей.
Ход игры
1 вариант
Ведущий раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации не попасть в нее. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением.
2 вариант
Карточки и стихи раздаются участникам поровну. Дети по очереди читают свои стихотворения, тот, у кого есть картинки каждой ситуаций, забирает себе стихотворение. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки стихами.
3 вариант
Ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как ее избежать. Побеждает тот, кто лучше и правильно объяснит ситуацию.
Игра «Съедобное - несъедобное»
(от 5 лет)
Цель: Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах. Развивать речь, мышление. Воспитывать внимание.
Оборудование: Мяч.
Ход игры
Все становятся в круг, а водящий по очереди бросает детям мяч и называет съедобные и несъедобные грибы. Если произнесено название съедобного гриба – нужно поймать мяч, а если несъедобного – отбить. Тот, кто ошибся, становится водящим.
Список литературы
Казунина, И. И. Дидактические и развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста [текст] И. И. Казунина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2005. - № 10. – с. 17-20
Петрова, О. Практикум по правовому воспитанию. Дидактические игры [текст] О. Петрова // Ребенок в детском саду. – 2002. - №4. – с. 80-82
Фисенко, М. А. ОБЖ средняя группа. Разработки занятий [текст] М. А. Фисенко. – Волгоград: ИТД Корифей, 2008