Олеся Гришанова
Проект по безопасности жизнедеятельности «Остров Безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта : «Остров Безопасности»
Вид проекта : познавательно-исследовательский, проектно-ориентированный.
Тип проекта : информационно – исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный, групповой.
Время реализации проекта : сентябрь 2016г. - май 2017г.
Возраст детей: старшая группа.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный (аналитический);
2. Основной (реализация намеченных планов)»
Публикация «Проект по безопасности жизнедеятельности „Остров Безопасности“» размещена в разделах
3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, социум.
Воспитатель: Гришанова О. В.
«Семья для ребенка - это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром» : детский
сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
I этап Актуальность проекта
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей! Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Создание условий для обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
В своей педагогической деятельности я использую программы и технологии следующих авторов: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников», Попова Т. И. «Мир вокруг нас».
Цель проекта :
формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях, создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах безопасности.
Задачи:
- содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;
- формирование у детей основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.
- развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь;
- стимулировать развитие интереса к проблеме собственной безопасности;
- формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;
- обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
- воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами природой;
- они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда остаются одни,
- проявляют способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества, осознают важность и необходимость гуманного и бережного отношения к родной земле, окружающему миру,
- принимают активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах.
Продукт проектной деятельности :
- оформление уголка безопасного поведения;
- собрание пословиц, поговорок о безопасном поведении в разных местах ;
- рисунки детей о безопасности;
- беседы;
- консультации.
Технология проекта
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников,, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. В процессе реализации этого проекта проводятся : анкетирование, создание газеты и альбома с фотографиями мероприятий, праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.
Ресурсное обеспечение проекта :
- Уголок здоровья;
- Уголок «Безопасности»;
- Спортивный уголок в группе;
- Дидактические игры, настольно-печатные игры;
- Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
- Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г. К. Андерсена, и других писателей.
- Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
II этап Подготовка к внедрению проекта.
1. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры.
2. Оформить уголок для родителей о проведении проекта : «Правила на всю жизнь».
3. Составить анкету для родителей на тему: «На страже-Безопасность».
4. Провести анкетирование родителей.
5. Составить перспективный план мероприятий.
Работа с детьми.
Формы работы: проведение мониторинга, чтение, моделирование проблемной ситуации рассматривание иллюстрации, настольная игра, подвижная игра, изготовление игр и пособий на тему безопасности. Сюжетно-ролевая игра, досуг, показ мультфильмов и презентаций.
Работа с родителями.
Формы работы: анкетирование родителей, педагогическая беседа, тематическая консультация – (индивидуальная или групповая, информационный стенд, тематические выставки, тематические папки, памятки, буклеты, досуги.
Работа с социумом.
Формы работы: участие в выставках, посещение библиотеки, участие в конкурсах поделок и рисунков, встреча с пожарным, инспектором ГИБДД.
III этап Контрольно – диагностический.
- Анализ проведённой работы.
- Определение проблем возникших в ходе реализации проекта пути их решения.
Игровая деятельность Дидактические игры «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», «Внимание-опасность!», «Правила дорожного движения».
Познавательно-исследовательскаядеятельность Наблюдения за уменьшением продолжительности дня, изменениями в жизни животных, птиц, за солнцем на небе. Опыт: «Чем можно тушить огонь?». Беседа «Ребенок и природа» .
Развитие речи Общение: «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случился пожар», «Ребенок потерялся», «Береги своё здоровье и жизнь». Создание и решение проблемной ситуации.
Чтение художественной литературы С. Маршак «Пожар», А. Толстой «Девочка и разбойники», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Л. Толстой «Как меня в лесу застала гроза», Е. Григорьев «Один дома», Г. -Х. Андерсен «Огниво»
Художественно- эстетическая д-ть Фантазирование по мотивам сказки С. Маршака «Кошкин дом»; инсценирование русских народных сказок, литературных произведений; музыкальное развлечение «Лисичка со спичками»
Физическое развитие Подвижные игры: «С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».
Развивающая среда Настольные, сюжетно- ролевые игры, необходимые атрибуты, материалы, рассматривание иллюстраций, книг, плакатов, папки- передвижки, предметные картинки с изображениями опасных и безопасных предметов, схемы- памятки вызова служб- спасения.
Продуктивная д-ть Ручной труд:, различных памяток, охранных знаков. Рисование: «Опасные предметы на кухне». Конструирование: «Двухэтажное здание». Лепка дымковской барышни
Работа с родителями Проведение анкетирования, оформление уголка для родителей «Правила на всю жизнь», беседы о важности безопасной жизнедеятельности для детей.
Перспективный план работы в старшей группе
Раздел: «Ребенок и природа».
Сентябрь
Тема: «Животные»
Цель: закреплять правила контакта с животными
Материал: п/и «Мыши и кот»
Октябрь
Тема: «Лекарственные и ядовитые растения»
Цель: познакомить детей с лекарственными и ядовитыми растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых из них. Учить детей узнавать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.
Материал: набор картинок «Лекарственные растения», «Ядовитые растения».
Раздел: «Ребенок дома».
Ноябрь
Тема: «Пожар»
Цель: знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем.
Материал: картина, на которой изображено тушение пожара в жилом доме; книга с Маршака «Рассказ о неизвестном герое», серия картин с сюжетами возникновения пожара.
Декабрь
Тема: «Служба 02 и 03»
Цель: познакомить детей со службой 02; сформировать представления о том, что опасно подходить к чужому человеку, брать у него что-либо, открывать дверь квартиры в отсутствие взрослого.
Материал: иллюстрации из книги С. Михалкова «Дядя Степа милиционер»; картина с изображением улицы города и постового милиционера.
Раздел: «Ребенок на улицах города».
Январь
Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения»
Цель: закрепить с детьми знания правил уличного движения; учить определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.
Материал: иллюстрации улиц города.
Февраль
Тема: «Зачем нужны дорожные знаки»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками.
Материал: картинки с изображением дорожных знаков.
Раздел: «Ребенок в общении с людьми».
Март
Тема: «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»
Цель: предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, учить быть осторожными в общении с ними.
Апрель
Тема: «Терроризм»
Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми, с брошенными предметами, действия в ЧС.
Материал: игрушки.
Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».
Май
Тема: «Витаминная семья»
Цель: познакомить детей с наиболее полезными лесными и садовыми ягодами; воспитывать осознанное отношение к необходимости употреблять в пищу ягоды и фрукты.
Материал: набор картинок с ягодами и фруктами.
Тематическое планирование к проекту
Сентябрь
1 неделя «Кошка и собака – наши соседи»
2 неделя «Опасность при встречи с животными»
3 неделя «ИКТ «Азбука безопасности»(смешарики)»
4 неделя «Правило поведения в зоопарке»
Октябрь
1 неделя «Острожно – растения и грибы на участке в д/саду»
2 неделя «Безопасность на природе»
3 нделя «Лекарственные растения»
4 неделя «О чем рассказали звери»
Ноябрь
1 неделя «Почему огонь полезен и опасен?»
2 неделя «Где работает огонь?»
3 неделя «Будь осторожен с огнем.»
4 неделя «Встреча с пожарным.»
Декабрь
1 неделя «Служба 01,02,03,04- всегда рядом.»
2 неделя «Знаки на дорогах_наши помощники.»
3 неделя «Конкурс рисунков (01,02,03)»
4 неделя
Январь
1 неделя «Осторожно улица»
2 неделя «Правило поведения на участке в д/с во время прогулки»
3 неделя «Зимние дороги»
4 неделя «Безопасность на дороге».
Февраль
1 неделя Знакомство с пешеходным маршрутом. (переход «зебра», светофор – сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный)
2 неделя Зачем светофоры устанавливают на пешеходных перекрёстках, пешеходных переходах и в других оживлённых местах?
3 неделя «Что будет если…»?
4 неделя «Труд водителя»- беседа.
Март
1 неделя «Почему бывают друзья»
2 неделя Опасная ситуация: «Контакты с незнакомыми на улице»
3 неделя Опасная ситуация «Контакты с незнакомыми людьми дома»
4 неделя «Опасные предметы дома».
Апрель
1 неделя «Подозрительные предметы, игрушки на улицах»
2 неделя «Подозрительные люди на улице, в подъезде»
3 неделя Консультация «Дети и терроризм»
4 неделя «Мы будем помнить».
Май
1 неделя «Витамины укрепляют организм»
2 неделя «Слушай во все уши»
3 неделя «Сохрани свое здоровье сам»
4 неделя «Спорт –это здорово!»