Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Отзывчивость. Правдивость. Скромность»
▼ Скачать + Заказать документы
Отзывчивость
Игра «Отзывчивый колобок»
Обсудите с детьми, что должен уметь делать отзывчивый человек. (Утешить, выслушать, помочь в трудную минуту, поделиться и т. д.)
Затем дети встают в круг. Педагог обходит всех детей и вкладывает в руки кого-то одного маленькую игрушку — колобок. Этот ребенок — отзывчивый колобок. Каждый придумывает и рассказывает колобку какую-либо трудную ситуацию, в которую он попал. Колобок должен помочь детям найти сказочный выход из той или иной ситуации.
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Отзывчивость, Правдивость, Скромность“» размещена в разделах
Например: в лесу на меня напали разбойники и привязали к дереву. Колобок: я позову своего друга зайчика, и он своими острыми зубами перегрызет веревку. После того как колобок поможет кому-либо из детей, этот человек меняется с ним местами, и игра продолжается.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Кто в вашей семье самый отзывчивый, и почему?
• Считаете ли вы себя отзывчивым человеком?
• Расскажите о каком-либо случае в своей жизни, когда вы увидели на улице какого-либо человека или животное, которым была необходима помощь, и помогли ему.
• Назовите профессии, в которых людям нужна отзывчивость. Расскажите, как отзывчивость помогает людям в тех или иных профессиях.
• Как научиться быть отзывчивым?
ВЕТЕРОК
А. Неелова
День деньской играл ветерок с цветами и листьями. Надоело ему, наконец, играть, он и говорит:
«Ничего-то путного я не делаю, только у меня и занятия, что с утра до вечера играть. Нехорошо это. Попрошусь-ка я в помощники к ветру, авось и из меня будет толк».
На утро, чуть занялась зорька, поднялся ветер и пошел по земле дозором. На пути ему попалась молодая березка — та самая, в ветвях которой заночевал ветерок. Закачалось деревцо, затрепетали все его листья, проснулся ветерок и шепнул:
— Возьми ж меня с собой, могучий, добрый ветер, позволь мне быть твоим помощником.
— Пожалуй, полетим, крошка, вместе, — ответил на ходу ветер и полетел, как всегда, по своим делам.
Обрадовался ветерок и помчался скоро-скоро, а ветер вслед за ним. Летели-летели, видят: стоит в сторонке высокое-превысокое строение, не похожее ни на один дом. С одной стороны к нему были приделаны четыре длинных узких крыла из тонких дранок, и крылья эти были так устроены, что могли вертеться, как колесо.
Недалеко от строения стоял мельник с кузнецом.
— Ну что, Никитич, смолол ли мою муку? — спросил кузнец. — Дома ни крошки муки не осталось, а дети есть просят.
— Где там! Нет ветра, а сам знаешь, наш брат мельник без ветра, как без рук, — ответил мельник.
Подлетел тут ветерок к мельнику и шепнул ему на ушко, что скоро прилетит ветер и поможет его горю.
Услыхал мельник шепот ветерка, обрадовался и говорит:
— Слава Богу, подул, наконец, ветерок; теперь скоро и ветра дождемся.
И правда, прошло немного времени, — глядь, крылья на мельнице завертелись, сначала потихоньку, а там все скорей и скорей.
Увидал ветерок, что дело у мельника наладилось, и полетел дальше предупреждать людей, что скоро к ним пожалует ветер.
Долго ли, коротко ли, прилетели они с ветром в деревушку, приютившуюся под скалами на самом берегу моря.
На песчаной отмели стояла женщина с ребенком на руках, а рядом с ней еще двое детей — мальчик и девочка, и пристально смотрела заплаканными глазами вдаль. Вот уж который день приходит она с детьми встречать своего дорогого кормильца, а его все нет и нет! Ушел он на паруснике в свежую погоду, а теперь все время стоит такая тишина, что с места на паруснике не двинешься. Жаль стало ветерку бедных людей; подлетел он к девочке, поцеловал ее в обе щечки, осушил ее слезы, поиграл с белокурыми кудрями и ласково шепнул женщине на ушко:
— Не грусти, скорехонько прилетит ветер.
— Мама, мама, погляди-ка, на море забегали барашки! — вскрикнул мальчик.
— Правда твоя, славный задул ветерок, — сказала мать, — теперь папа скоро будет назад. — И верно; далеко, далеко на море забелел парус, а там вынырнула из волн и лодка и быстро понеслась к берегу.
Радостью озарилось лицо бедной женщины, а дети весело захлопали в ладоши.
— Ну, — думает ветерок, — я свое дело сделал, полечу теперь дальше.
Летели-летели ветерок с ветром и прилетели в большой красивый город.
— Здесь для тебя сколько угодно работы, — сказал ветер ветерку; — мне же тут делать нечего; я полечу дальше, а ты принимайся скорей за работу.
Сказал и умчался, да так скоро, что ветерок и спросить не успел, что ему делать. Кругом, куда ни посмотришь: все дома и дома, да такие красивые: одни из кирпича, другие из дикого камня, были и мраморные, а подле домов — тенистые сады.
Летит наш ветерок по широкой улице и видит, детки змея пускают. «Дай, думает, позабавлюсь с ними». Схватил змея и высоко-высоко его поднял, потом взял и сорвал с детишек шляпы. Бросились детки вдогонку за шляпами, хохочут, бегут наперегонки…
А ветерок влетел на большой двор и давай помогать солнышку белье сушить; обсушил, полетел дальше и попал в отдаленный квартал города. Там вдоль улиц тянулись заводы и фабрики, и много-много на них работало народа.
Видит ветерок, люди от жары изнемогают, влетел в двери и окна и повеял на всех прохладой. Вздохнули свободней заводские рабочие и принялись дружней за работу.
А непоседа ветерок летит опять дальше. Вот он очутился на самом краю города; здесь улицы сплошь застроены — нет ни садов, ни зеленых лужаек. Не видно на окнах хорошеньких занавесок, с которыми так любил играть ветерок, да и детки здесь совсем другие, какие-то вялые, невеселые, совсем не похожие на тех, с которыми только что играл ветерок.
— Загляну-ка я в комнату и посмотрю, как тут живут дети, — подумал ветерок и тихонько влетел в окно. И вот что увидел ветерок. С красными пылающими щеками лежала на кровати маленькая девочка, беспокойно металась на подушке и жалобно стонала: «Мама, мама, поди ко мне… Жарко, пить хочу».
И жаль маме дочки, а сделать ничего не может, — некогда ей от работы оторваться: надо белье постирать и погладить, да заказчикам снести, где тут с ребенком возиться. Подлетел ветерок к кроватке, сдунул со лба у девочки мокрые от пота волосы и до тех пор ласкал ее щечки, пока она не заснула. Спит девочка крепко и счастливо так во сне улыбается. Еще раз на прощанье поцеловал ее ветерок и умчался дальше.
С той поры день-деньской неустанно работает ветерок и всюду, где только появится, приносит с собой радость и утешение.
Вопросы и задания к сказке:
• В какое время года ветерок самый ласковый, нежный и добрый?
• Помогал ли вам когда-нибудь ветерок?
• Расскажите о каком-либо человеке, похожем на добрый ветерок из сказки.
• Представьте, что отзывчивый ветерок из сказки пригласил вас в путешествие над городом, в котором вы живете. Расскажите обо всех, кому вы помогли вместе с ветерком во время этого путешествия.
Сценка «Помогаем в беде»
Прочитайте детям пословицу: «Отзывчивое сердце из любой беды выручит».
Поделите детей на пары. Один человек из пары представитель мира природы: солнышко (разные обитатели леса, звезды, облака и т. д.) Другой — герой какой-нибудь сказки, например: Золушка, Белоснежка, Аленушка, поросенок из сказки о трех поросятах.
В сценке-диалоге дети рассказывают, как представители мира природы помогут героям той или иной сказки.
Рисунок «Подарки для жителей земли»
Все дети — отзывчивые облака. Каждый должен придумать и нарисовать свой подарок жителям земли.
Например: я подарю больной девочке пушистую подушечку; плачущему малышу я подарю пушистого облачного зайца.
Правдивость
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры у детей «рождается» разноцветное сердечко честности.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Трудно ли вам быть честным?
• Иногда родители жалеют своих детей и не говорят им правду. Правильно ли они поступают?
ЧЕСТНЫЙ МАЛЬЧИК
Корейская сказка
Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.
Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет?
Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.
— О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает.
Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:
— Не горюй, мальчик, найду я топор твой.
Сказал он так и под водой скрылся.
Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.
— Этот ли топор твой? — спрашивает.
— Что ты, дедушка, не мой это топор!
Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.
— На, бери свой топор, — говорит.
А мальчик ему и отвечает:
— Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.
И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.
— Вот мой топор, дедушка, — говорит.
А старик усмехнулся ласково и сказал:
— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке — они дорого стоят, — и пусть твоя мама не работает больше на чужих людей.
Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.
Вопросы и задания к сказке:
• Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?
• Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?
• Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?
• Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т. д.
Рисунок «Солнышко правдивости»
Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.
Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте детям пословицу: «Где правда, там и счастье». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т. д.
Скромность
Игра «Скромные звери»
Из всех детей выбираются двое ведущих. Они хозяева теремка. Остальные получают карточки с рисунками разных зверей, птиц и насекомых. Хозяева теремка берутся за руки, поднимают их кверху, изображая теремок, а затем приглашают в гости всех, кто умеет скромно себя вести.
Каждый по очереди подходит к теремку и просит от лица своего зверя (насекомого, птицы) впустить его в теремок. Если он сумеет убедить хозяев теремка, что будет вести себя скромно, они впускают его в теремок. Если не сумеет — они просят его научиться вести себя скромнее и прийти к ним в теремок попозже.
Например: лев может пообещать, что он никого не будет пугать и покатает на спине маленьких зверей; ежик не будет ко — лоть зверей иголками, а принесет на них грибов из леса.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Как скромный человек должен вести себя в лесу, гостях, театре, поезде и т. д.? Например: в лесу скромный человек не должен кричать, оставлять после себя мусор, ломать ветки и т. д.
• Какая еда кажется вам скромной, и почему? Придумайте меню скромного завтрака (обеда, ужина). Например, скромный завтрак : стакан чистой воды, бутерброд с зеленью и две печеных картошины.
ВОЛШЕБНАЯ АРФА
Сказка народов Бирмы
В одной маленькой деревушке жил юноша по имени Маун Сита. Родителей он лишился в раннем детстве, родственников же у него вовсе не было. Так и жил он один-одинешенек, добывая себе пропитание игрой на арфе. Однажды, как обычно, отправился Маун Сита со своей старенькой арфой в дальнюю деревню. Путь его пролегал через дремучий лес. Не успел Маун Сита углубиться в чащу, как на него напали разбойники, отняли деньги, а его кормилицу-арфу разбили на мелкие кусочки. Горько заплакал Маун Сита, а разбойники, вдоволь потешившись над его горем, ушли. Дождался Маун Сита, когда разбойники скрылись из виду, и стал бережно собирать жалкие осколки, приговаривая:
— Милая арфа! Ты была моей единственной утехой в этом мире, а теперь и тебя не стало.
Долго горевал Маун Сита над разбитой арфой и вдруг слышит:
— О чем ты сокрушаешься, юноша? Маун Сита быстро обернулся к говорящему и — о чудо — увидел короля натов. Преклонив колени перед излучающим сияние королем, Маун Сита почтительно молвил:
— О великий король, прости меня, если я сказал что-нибудь не так. Разбойники разбили мою арфу и тем самым лишили меня кормилицы. Теперь я не знаю, что мне делать, а потому и плачу.
— Не печалься, юноша, — ответил король натов. — Я тебе помогу. Но ты должен принести мне клятву. Обрадовался Маун Сита и громко воскликнул:
— Я согласен исполнить любое твое повеление!
И тогда король продолжал:
— Будет у тебя новая арфа, к тому же не простая, а волшебная. Загадаешь какое-нибудь желание, коснешься пальцами ее струн, — и оно тотчас же исполнится. Но помни, арфа будет верно служить тебе до тех пор, пока ты остаешься добрым и скромным. Стоит тебе сделаться жадным и завистливым, как на твою голову посыплются несчастья. Обещай, что ты не будешь злоупотреблять волшебным даром арфы.
— Обещаю, — с готовностью ответил Маун Сита. — Я буду довольствоваться только самым необходимым.
Король натов коснулся волшебным жезлом разбитой арфы, и вместо нее тотчас же появилась совершенно новая арфа.
Обрадовался Маун Сита, поклонился королю в пояс, взял арфу и снова отправился в путь. Долго ли шел он, коротко ли, только в конце концов почувствовал сильный голод. Вспомнил тогда он про арфу, коснулся ее струн, и перед ним тотчас же появились всевозможные яства. Маун Сита отведал всего понемногу и пошел дальше.
Через два дня достиг Маун Сита родной деревни. Мало-помалу жители деревни прознали о волшебной силе его арфы и всякий раз, когда им приходилось туго, обращались к нему за помощью. И Маун Сита никогда никому не отказывал.
Постепенно молва о волшебной арфе распространилась по всей стране и даже достигла ушей короля. Повелел король придворным во что бы то ни стало найти Маун Ситу и привести во дворец. И вот Маун Сита предстал перед королем.
— Юноша, — обратился к нему король. — Я наслышан о твоей необыкновенной арфе и решил испробовать ее волшебную силу. Вот уже много лет королеву мучают головные боли. Не можешь ли ты исцелить ее?
— Приказывай, повелитель, я сделаю все, что в моих силах, — покорно ответил Маун Сита.
— Так изволь немедля приступить к делу, а в случае удачи я одарю тебя дорогими подарками.
В назначенный день Маун Сита явился во дворец и предстал перед королевой. Взял он в руки свою арфу, задумал желание и не успел коснуться ее струн, как королеве сделалось легче. Пять дней приходил юноша во дворец. А на шестой день королева окончательно поправилась. На радостях король устроил пир и щедро одарил Маун Ситу золотом и драгоценными каменьями.
Нагрузил Маун Сита королевскими дарами три телеги и отправился восвояси. А когда добрался до родной деревни, он разделил богатство поровну между крестьянами. С тех пор в деревне не стало бедных, все зажили счастливо, неустанно восхваляя добродетели Маун Ситы. А Маун Сита, верный своей клятве всегда оставаться добрым и скромным, продолжал трудиться наравне со всеми жителями деревни.
И благодарные односельчане в память о благородном Маун Сите назвали деревню его именем.
Вопросы и задания к сказке:
• Почему добрый Дух пожалел юношу?
• Если бы волшебная арфа попала в руки к вам, что вы у нее попросили бы?
• Представьте, что Маун Сита стал вашим самым лучшим другом. Расскажите, как вместе с ним вы пришли на помощь людям в трудную минуту.
Творческое задание «Скромный человек»
Раздайте детям карточки с разными рисунками, например: ракета, самолет, красивая машина, ларец с драгоценностями, замок и другие богатства.
Каждый должен рассказать, как он поступит, получив в подарок то или иное богатство, если будет скромным человеком.
СКРОМНОСТЬ ВСЯКОМУ К ЛИЦУ
М. Скребцова
Скромность украшает нас
Каждый миг и каждый час.
Где же нам ее достать,
Мы хотим прекрасней стать!
На базаре? В магазине?
На какой она витрине?
В сердце и в душе она,
Жаль, частенько не видна!
Вопросы к стихотворению:
• Как ты думаешь, скромность помогает или, наоборот, мешает человеку достичь в жизни многого?
• Какая одежда кажется вам скромной, и почему?
• Как ты думаешь, почему скромность самое незаметное качество?
Рисунок «Украшение скромности»
Попросите детей представить, что они получили в подарок волшебное украшение, которое учит людей скромности.
Затем дети рисуют это украшение и рассказывают, как оно научит их скромности.
• Что вы испытываете, когда другие люди что-то делают для вас?