Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Любознательность. Мастерство»
▼ Скачать + Заказать документы
Любознательность
Игра «Любознательные друзья»
Дети встают в круг. Один из детей задает своему соседу по кругу какой-либо вопрос. Например: почему у тебя голубые глаза? Тот, кому задали вопрос, должен ответить на него, а затем задать вопрос следующему по кругу человеку.
Например: голубые глаза я унаследовал от своего папы. Из чего сделана твоя заколка? Она сделана из слоновой кости. Почему у тебя сегодня такое хорошее настроение? и т. д.
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Любознательность, Мастерство“» размещена в разделах
После того как все дети ответят на вопросы друг друга, каждый из них выбирает что-либо самое интересное, что он узнал о ком-либо из своих друзей, и придумывает волшебный ответ на вопрос, который задали этому человеку.
Например: однажды фея красоты летала над землей, и своей голубой палочкой она дотронулась до твоих глаз, поэтому они у тебя голубые и т. д.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Как вы думаете, почему жизнь у любознательных людей интереснее?
• Считаете ли вы себя любознательным человеком?
• Чем любознательность отличается от любопытства?
• Рассказывают ли вам родители о том, что вас интересует?
• Хотели бы вы дружить с любознательным человеком, и почему?
ПОЧЕМУЧКА
М. Скребцова
Задаю я «почему»,
Сам не знаю, почему.
Всем в семье надоедаю,
Почему — пока не знаю.
Почему я ростом мал?
Папа почему устал?
Почему свой выходной
Он проводит не со мной?
Почему ворчит бабуля?
Почему сестренка Юля
Громко по ночам кричит?
Почему она не спит?
Почему котенок Мур
Убежал от процедур
С мылом, губкой и водой?
Почему он озорной?
Почему мой дед седой?
Почему не молодой?
Почему таблетки пьет,
Горечь эту в рот кладет?
Почему меня ругают?
Почему не отвечают
На вопросы никогда?
Почему в них — ерунда?
Почему, скорей скажите,
Вы со мной не говорите?
Знать хочу я, почему?
Не волнуйтесь, я пойму!
Вопросы к стихотворению:
• Почему с возрастом многие люди становятся менее любознательными и перестают задавать вопросы?
• Как вы думаете, любознательность помогает или мешает в жизни?
• Как вы думаете, все ли могут понять дети?
• Почему взрослые часто не хотят отвечать на вопросы детей?
Творческое задание «Узнай новое»
Прочитайте детям пословицу: «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое; кто стыдится спрашивать, забудет про то, что знал».
Попросите детей подумать, о чем они хотели бы узнать больше всего на свете. После этого обсудите с ними, каким образом это можно сделать.
Например, в одном случае необходимо поговорить с каким— либо человеком, в другом — посмотреть фильм или попросить родителей найти ответ в книжке.
После этого предложите детям найти ответы на свои вопросы, а затем рассказать остальным о том, что они узнали.
Рисунок «Смешная клякса»
Дети ставят на лист бумаги разноцветной гуашью кляксу, а потом сгибают его пополам, чтобы клякса расплылась. Затем все делятся по парам и расспрашивают друг друга о кляксе как можно подробнее.
Примеры вопросов: На что похожа твоя клякса? Во что она хочет превратиться? Как ее зовут? Почему у нее такой цвет?
Мастерство
Игра «Цветок мастерства»
Покажите детям какую-либо мастерски сделанную вещь, например: расписной поднос, игрушку, вышивку. Дети должны рассказать, какие качества необходимо иметь мастеру, чтобы создать эту вещь. Например: терпение, любовь к людям, чуткие руки и т. д. Разделите детей на группы, раздайте им по одной поделке и попросите нарисовать на большом листе бумаги цветок мастерства. Серединка цветка — портрет самого мастера, а лепестки — его качества. Затем группы по очереди рассказывают о своих цветах мастерства.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Какого мастера и какое мастерство вы считаете самыми искусными, и почему?
• Как вы думаете, каждый человек должен владеть каким-либо мастерством?
САМЫЙ ИСКУСНЫЙ МАСТЕР
Украинская легенда
Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду.
В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек.
Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.
Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева.
Приложил Петрусь жаворонка к губам — запела, защебетала птичка, как живая.
Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом небе запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли.
«Тот, кто творит умного и доброго человека, — самый искусный мастер», — таково было решение стариков.
Вопросы и задания к сказке:
• Как вы думаете, почему Марина не принесла свои поделки на площадь?
• Что вы принесли бы на это состязание в мастерстве?
• Про какую работу можно сказать, что это настоящее мастерство, а про какую — нет?
• Что необходимо человеку для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела?
Рисунок «Что мы смастерим»
Нарисуйте какую-либо мастерски сделанную вещь, которую вы мечтаете сделать своими руками, и расскажите, что вам для этого понадобится.
С РЕМЕСЛОМ ВЕЗДЕ ДОБРО
М. Скребцова
Просто чудо — ремесло!
Дарит всем оно добро.
Если мастер ты искусный,
Никогда не будешь грустным!
Руки золотые есть?
От людей — поклон и честь,
Благодарность, уваженье —
Всеми ценится уменье!
Вопросы к стихотворению:
• Расскажи о человеке, у которого золотые руки.
• Как ты думаешь, в каком возрасте человек должен начинать учиться ремеслу?
• Почему искусных мастеров все уважают?
• Может ли настоящий мастер быть злым человеком?
Игра «Отгадайремесло»
Попросите детей подумать, какому ремеслу они хотели бы научиться. Затем выбирается ведущий. Он задает кому-либо из детей три вопроса, например:
• Какие качества тебе нужны для этого ремесла?
• Как будут служить людям сделанные тобой вещи?
• Кому из своих близких или друзей ты подаришь эти вещи, и почему?
Ребенок отвечает на эти вопросы, не называя задуманного ремесла. Задача ведущего отгадать, о каком ремесле идет речь. Если ведущий по ответам не может отгадать задуманное ремесло, ему помогают другие дети. После того как ведущий отгадает ремесло, он меняется местами с отвечавшим.