Капралова Юлия
Конспект родительского собрания «Любознательность дошкольников и способы ее развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Любознательность дошкольников и способы ее развития»
Цели:
• Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него;
• Научить родителей развивать любознательность ребенка.
Форма проведения: Круглый стол.
Участники: воспитатель, дети, родители.
План - конспект :
1. Вступительная часть собрания.
Публикация «Конспект родительского собрания „Любознательность дошкольников и способы ее развития“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего возраста.
2. Решение педагогических ситуаций.
Цель: научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
3. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы?».
Цель: активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка.
4. Показ детьми сценки «Почему».
Цель: формировать умение общаться с детьми; способствовать пониманию родителей о важности детских вопросов и ответов на них.
5. Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей.
Цель: Обогащение родителей педагогическими знаниями, вызвать желание поделиться опытом воспитания, создание положительного эмоционального настроя.
6. Подведение итогов собрания. Принятие решений.
Предварительная работа:
Подготовительный этап
• Анкетирование родителей (Приложение 1).
• Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Приложение 2).
• Сделать памятки для родителей по развитию любознательности.
• Подготовить с детьми сценку «Почему?».
• Опросить детей, записать ответы на вопросы (Приложение 3).
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.
1. Вступительная часть собрания
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности, то он находит новое, невиданное ранее насекомое, узнает, что гусеница превращается в бабочку.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство – мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто? Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать? Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом? К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.
2. Решение педагогических ситуаций.
Воспитатель: Представьте такую ситуацию.
Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь поставить себя на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.
Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.
3. Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
Воспитатель: У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)
Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.
Ребенок ответил: «туча».
Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?
Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.
4. Показ детьми сценки «Почему»
Ведущий:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын: Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре …
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына :
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Воспитатель: Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.
5. Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.
Воспитатель: Уважаемые родители, пожалуйста, подумайте, что можно сделать для наших детей? Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?
Обсуждение.
6. Подведение итогов собрания
Принятие решения: Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым человеком, который хорошо ориентируется в том, что ему интересно.
Вопросы ребенка к вам, взрослому – это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции.
Вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!
Относитесь к любым вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них, давайте краткие и доступные ответы.