Ольга Бутина
Как развивать детскую любознательность
▼ Скачать + Заказать документы
О. В. Баутина
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» г. Нерюнгри Саха (Якутия)
Я работаю в детском саду дефектологом с детьми ЗПР. Воспитание ребёнка с задержкой психического развития — тяжелый труд, однако, дифференцированный подход его значительно облегчает. Осознанно, системно развивая ребёнка, мы взрослые даем ему возможность правильно развиться и реализоваться, помогаем справиться с возникающими проблемами и адаптировать к окружающей среде. Наблюдая за детьми, я задумалась о том, как донести до семьи, что значит быть хорошим родителем?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
В настоящее время почему-то понятие «хороший родитель» стало сводиться к каким-то материальным ценностям. Якобы хорошие родители должны обеспечить ребенка отменным питанием, хорошей одеждой, разнообразными игрушками с громким названием «развивающие», выучить в элитной школе, дать прекрасное высшее образование и выпустить во взрослую жизнь с неким капиталом, ну или недвижимостью за плечами. Современный мир слишком все приземляет и материализует, беря за эквивалент любви деньги. Но это не так. Мир ребёнка начинается с семьи. Именно она наполняет всю нашу жизнь теплом, даёт веру, надежду и опору в трудные минуты. Быть родителями нелегко, это вечный труд, наполненный как радостями, так и огорчениями, это труд самоотдачи, самопознания, самопроявления.
Но есть ли более великое предназначение, чем вырастить хороших детей, продолжить в них свою жизнь? И какими мы будем - зависит от нас самих, от того, сможем ли мы развиться рядом с детьми, ведь ребёнок, находящийся в постоянном изменении, ведёт нас за собой. Можно обеспечить его километрами игрушек, но если честно ему куда интересней возиться с проводами, зарядками от телефонов, удлинителями и пылесосом – вот настоящие игрушки! Важна для ребенка и атмосфера бесед, рассуждения и размышления на вопрос «почему?», большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование, оно идет по трем направлениям: Живая природа. Неживая природа. Человек. Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, мы укрепляем его любознательность. Что же такое любознательность?
Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Основу любознательности составляют эмоции радости, интереса и удивления, а также это источник позитивной энергии, активизирующей любое познание.
Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольников:
1. Общение с ребенком.
2. Прогулки и экскурсии в природу.
3. Наблюдения за природой и окружающим миром.
4. Посещение музеев, выставок. Зоопарка, театров.
5. Чтение познавательной литературы
6. Просмотр телевизионных передач о природе.
7. Опытническая и экспериментальная деятельность
8. Загадывание загадок, кроссвордов.
9. Занимательные игры
Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их знаний (на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, на экскурсиях, занимательные опыты и эксперименты) – это основные средства улучшения качества восприятия. Обогащая опыт ребёнка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами (зрительными, слуховыми, тактильными).
Разработанные мною занятия строятся с учётом психологических особенностей детей, а именно: пассивность восприятия, узость и неустойчивость внимания, бедность словаря, неполноценность чувственного опыта, вызванная интеллектуальной недостаточностью и т. д. Занятия основываются на синтезе изобразительной, игровой, конструктивной деятельности, словом, вбирающем в себя основной круг образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач.
И эта радость общения с ребенком, в его душе отзовется светом и добротой![/i]
1. Во время прогулки необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку узнавать новое о жизни в природе, создает условия для применения знаний в новой ситуации, стимулирует развитие наблюдательности и познавательной активности.
2. Пока дети не утратили интерес, к исследованию окружающего мира мы помогаем им открывать тайны живой и неживой природы через эксперименты.
3. Быстрые готовые ответы, которые дают взрослые детям недостаточно способствуют развитию самостоятельности мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него самостоятельно. Ребята в поиске к самостоятельному решению.
Детям нужны хорошие родители. И я понимаю, что взрослые люди не могут оставаться детьми. Они не могут мыслить, как ребенок и просто радоваться жизни. Но в каждом взрослом человеке остается что-нибудь от детства, от того времени, когда он жил беззаботно и не думал о завтрашнем дне, а просто существовал и был рад этому. У некоторых людей этот "остаток детства" может быть спрятан глубоко-глубоко в душе, а у других он может быть снаружи. Человек старается сохранить детство в себе, ведь детство-это самое светлое, что есть в жизни. Радость — это как витамин роста, она помогает формированию доброты и интеллекта в юных душах.
Детство… говорят, что это самая счастливая пора жизни. Но ценить, его мы начинаем только тогда, когда оно минует или уже ушло от нас навсегда.
«Дайте в детство счастливый билет», своим родным детям"