Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Любовь. Любовь к маме, любовь к животным»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь
Игра «Фея Любви»
Дети встают в круг и закрывают глаза. Педагог просит детей вспомнить то, что они любят больше всего на свете, а затем дает кому-либо из них волшебный цветок любви (любой красивый цветок) и просит этого человека рассказать о том, что он вспомнил. После этого цветок передается дальше по кругу, и каждый рассказывает о том, что он любит больше всего на свете.
Попросите детей представить, что их рассказы услышала фея Любви и решила влететь в комнату. Дети должны встретить фею Любви какими-либо подарками.
Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Любовь, Любовь к маме, любовь к животным“» размещена в разделах
Дети делятся на пары и придумывают, что они подарят фее Любви. Можно предложить детям:
• сказать на языке любви несколько слов;
• описать голос любви и пропеть этим голосом какую-либо песенку;
• посмотреть друг на друга или вокруг себя глазами любви и рассказать, что они увидели;
• улыбнуться друг другу, обнять друг друга и т. д.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Что меняется в жизни человека, когда его кто-то любит?
• Если бы к вам прилетела фея Любви, какой дар любви вы попросили бы у нее?
• Вспомните случай из своей жизни, когда чья-то любовь помогла вам стать лучше, и расскажите о нем.
ФЕЯ ЛЮБВИ
А. Лопатина
Маленький Митя стоял в углу и грустил: «Мама меня не любит. Я кусочек меха отрезал от ее серой куртки, чтобы сделать мышку для котенка, а она так рассердилась, будто я всю куртку изрезал. Еще и шлепнула меня, а сама эту куртку почти не носит».
Слезинка выкатилась из Митиного карего глаза.
«Вчера я тоже в углу стоял, — вспомнил Митя. — Я же не хотел отрывать штору, просто дернул, чтобы котенка достать».
От обиды слезинки покатились по Митиным щекам одна за другой.
Митя вспомнил еще об одном наказании за то, что он взял мамины колечки. Он сделал с ребятами клад во дворе, но потом все принес назад. Только одно тоненькое колечко с прозрачным камешком потерялась.
«Мама так кричала, как будто она любит это колечко больше меня, — вздохнул Митя. — Сидит, наверное, сейчас на кухне и чай пьет, а я в углу стою».
От жгучей несправедливости Митя зарыдал во весь голос. Вдруг кто-то ласково погладил мальчика по голове. Митя открыл заплаканные глаза и увидел фею, парящую в воздухе. В руках ее сверкала хрустальная палочка.
— Вы кто, волшебница? — удивился мальчик.
— Я фея Любви, и хочу помочь тебе, — прозвенел голосок.
— Мама меня совсем не любит! — пожаловался Митя.
Фея улыбнулась, прикоснулась к мальчику сверкающей палочкой и растаяла в воздухе.
В то же мгновение Митя услышал мамины мысли так ясно, как будто она говорила их вслух: «У меня сердце разрывается от
плача сыночка. Надо успокоить его и расцеловать. Нет, так он не поймет, что нельзя брать мои вещи без разрешенья. Он испортил дорогую куртку, которую я надевала только по праздникам. Бог с ней, с курткой. Никакие вещи не стоят того, чтобы мой мальчик плакал. Если я не успокою его сейчас, я сама заплачу».
Митя почувствовал, что мама заплакала, и бросился на кухню. Он крепко обнял маму и прерывисто сказал:
«Мамочка, я тебя очень люблю! Прости, пожалуйста. Я больше никогда не буду резать твои куртки».
Через пять минут мама с Митей сидели, обнявшись, на диване и читали книгу сказок.
«Мама любит меня больше всех на свете», — думал счастливый Митя.
Вопросы и задания к сказке:
• Что ты хотел бы получить от феи Любви?
• Представь, что фея Любви на один день дала тебе свою волшебную палочку. Стоит прикоснуться этой палочкой к какому-нибудь человеку, как он тут же тебя полюбит. К кому ты прикоснешься волшебной палочкой?
• Продолжи следующие предложения:
1) Любить кого-то — значит заботиться о нем, стремиться быть с ним рядом, делиться тем, что имеешь, …
2) Любовь проявляется в нежности, в поцелуе, в ласковом прикосновении, в …
3) Без любви человеку одиноко, он чувствует себя несчастным…
Сценка «Звезды любви»
Попросите детей представить, что фея Любви рассыпала повсюду волшебные звезды любви. Дети делятся на пары и в сценках-диалогах рассказывают, какие чудеса произойдут в тех местах, где они живут, если туда упадут звезды любви.
Рисунок «Дом для феи Любви»
Прочитайте детям пословицу: «Любовь правдой крепка».
Попросите детей перечислить качества, которые нужны для любви, например: доброта, внимание, терпение и т. д.
Затем дети думают, каким цветом можно изобразить то или иное качество.
После этого по группам на больших листах ватмана дети рисуют или делают аппликацию волшебного дома для феи Любви из разноцветных качеств-кирпичиков. Из рисунков детей делается выставка «Город любви».
Любовь к животным
Игра «Наши питомцы»
Дети встают в круг, называют своих любимых животных или птиц и рассказывают, как они будут заботиться о них, если станут их хозяевами. Педагог обходит круг и вкладывает в руки кого— то одного игрушечного зверя, например, кошку.
Этот ребенок выбегает на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как они будут заботиться о кошке. Каждый говорит что-то свое и повторяет все, что было сказано до него. Ребенок в центре круга дарит игрушку тому хозяину, который понравился ему больше всего, и объясняет свой выбор. Игра проигрывается несколько раз с разными игрушечными животными.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Представь, что в школе ввели урок любви к животным.
• Как ты думаешь, чему педагог должен учить детей на этом уроке? Придумай свой ответ или выбери из списка:— научить детей ответственности за животных;
— объяснить детям, как нужно заботиться о разных животных;
— научить детей бережному отношению к миру диких животных.
— рассказать детям, в какое время года птицы и звери больше всего нуждаются в помощи человека, и почему.
— предложить детям разработать план помощи птицам и бездомным животным.
ЗОЛОТАЯ СВОБОДА
А. Неелова
Большой охотник был маленький Саша до птиц и животных… Были у него и собачка, и котенок, и козленок, и овечка, и даже пара голубков. И любил же Саша своих маленьких друзей. Придет, бывало, из школы, положит ранец с книгами и бежит к своим любимцам, да по целым часам возится с ними. То пустит овечку на лужок пощипать травки, то запряжет в колясочку козлика и катается по двору, то начнет учить собачку служить на задних лапках, то с котеночком поиграет. Но вот увидел раз Саша у товарища птичку и захотелось ему также иметь птичку, да не простую, а такую, которая умела бы петь. И стал Саша просить отца: «Купи мне, папочка, чижика, зяблика или щегла. Посажу его в клетку и так буду хорошо смотреть за ним, что он и на волю не захочет».
— Ну, уж извини, певчей птицы ни за что не куплю, — сказал отец. — Не для нашей забавы Бог создал птичек, — грех заставлять их мучиться в клетках. Хочешь послушать пение птичек, поди в поле или лес — там вволю можешь наслушаться и жаворонков, и зябликов, и щеглов.
Делать нечего, пришлось отказаться Саше от своего желания. Незаметно пролетели лето и осень, и пришла зима, да такая суровая и снежная, какой никто не запомнит. Крепко сковал мороз речки и озера, на дорогах и полях намело высокие сугробы снега. Плохо тут пришлось бедным птичкам. Забыли они про свой страх и полетели поближе к человеческому жилью, — думают, не перепадет ли крошечка или зернышко какое-либо.
Прилетели как-то в морозный день зяблики к дому, где Саша жил. Попрыгали, попрыгали бедняжки по снегу, потом подлетели к окну и давай в стекла биться, а сами чирикают, да так жалобно, словно просят: «Сжальтесь над нами, добрые люди, дайте что-нибудь поклевать, — есть смерть хочется». Очень жалел Саша несчастных зябликов и каждый день сыпал им крошек на подоконник. Птички скоро привыкли к мальчику. Откроет Саша окно, чтобы крошек насыпать, а зяблики уж тут как тут: чирикают, прыгают по подоконнику и чуть из рук не клюют.
— Папа, милый папа, позволь посадить наших зябликов в клетку, — стал просить как-то Саша отца, — а то, того и гляди, бедняжки замерзнут на дворе.
— Пожалуй, только смотри — весной непременно выпусти их на волю.
Обрадовался Саша, поймал зябликов и посадил их в клетку, а клетку повесил у себя над столом. Хорошо жилось птичкам у Саши: и тепло им было, и кормушка всегда была полна, и вода всякий день свежая. Но вот на смену зиме пришла чародейка весна. Вскрылись реки и озера, зазеленели лужайки, распустился на деревьях лист. Почуяли приход весны и Сашины зяблики, весело запрыгали с жердочки на жердочку и потихоньку начали что-то насвистывать.
— Пора, Саша, твоих зябликов и на волю выпустить, — сказал отец. — Трудно им теперь в клетках сидеть.
— Разве зябликам плохо у меня, — сквозь слезы проговорил Саша, — зачем их выпускать на свободу?
— Как бы им у тебя не было хорошо, все-таки свобода дороже им всего на свете.
Часа через три отец зашел снова к Саше в комнату и увидел, что зяблики по-прежнему сидят в клетке.
— Иди-ка сюда, Саша, — строго обратился он к сыну Предчувствуя что-то недоброе, пошел Саша за отцом. Тот привел его в маленький чуланчик с крошечным оконцем на улицу и сказал:
— Будешь сидеть здесь до тех пор, пока сам не попросишь, чтобы тебя выпустили.
И с этими словами отец запер дверь в чулан и ушел в кабинет. Томительно потянулось для Саши время. Первые два часа мальчик еще как-то перенес свое заточенье, но потом на него напала такая тоска, что он не выдержал, стал стучать в дверь и звать отца.
— Отвори дверь, милый папочка, не могу больше сидеть взаперти, — стал Саша молить отца, когда тот спросил, что ему надо.
— Ну, хорошо, иди, — сказал отец, отворяя дверь. — Надеюсь, ты понял, как тяжело лишиться свободы, и не станешь держать в клетке своих зябликов.
— Нет, папочка, сейчас же выпущу птичек. Нет ничего хуже неволи.
Побежал Саша в свою комнату, снял клетку с зябликами и пошел в сад. Дойдя до изгороди, он открыл клетку; вспорхнули зяблики и улетели в рощу — только их и видели.
Вопросы и задания к сказке:
• Как бы вы поступили на месте отца Саши, чтобы заставить сына выпустить зябликов?
• Оказывались ли вы когда-нибудь на долгое время взаперти? Что вы испытывали?
• Придумайте рецепты разных птичьих блюд. Например: для зябликов — каша из хлебных крошек с молоком; для голубей — салат из зерен гречихи с отрубями и т. д.
• Как вы думаете, о чем мечтали зяблики, сидя в Сашиной клетке?
Сценка «Две птицы»
Дети делятся на пары. Один ребенок в паре — птица, запертая в клетке; другой — ее подружка на свободе.
Дети должны придумать небольшую сценку-диалог между двумя этими птичками.
Аппликация «Дом для птиц и зверей»
Прочитайте детям пословицу: «У доброго хозяина и собака не ворчлива, и лошадь не ленива».
Попросите детей представить себя добрыми хозяевами и обсудите с ними, в каком доме удобно жить разным домашним животным или птицам. Раздайте детям карточки с рисунками животных и птиц.
На листе бумаги дети делают аппликацию домика для своего животного или птицы. Старшие дети сами могут вырезать из цветной бумаги части домика, для младших — педагог заранее вырезает заготовки.
Творческое задание «Люди и звери»
Дети должны подумать и рассказать, как домашние животные могут помочь человеку в трудную минуту. Затем выбирается ведущий. Он называет какую-либо профессию, в которой животные помогают людям. Например: лесник, милиционер, пахарь, артист цирка и т. д.
Все остальные рассказывают, как и чем животные помогают людям данной профессии. Тот, чей рассказ был самым интересным, становится новым ведущим, и игра продолжается.
Задание на дом
Обсудите с детьми, из чего можно сделать кормушки для птиц. Дома с помощью взрослых дети делают кормушку для птиц и вешают эту кормушку на дерево.
Урок двадцать второй: Любовь мамы
Игра «Подарки для мамы»
Педагог обходит всех детей и просит каждого вынуть из пакета карточку с рисунком звезды (солнышка, радуги, цветка и т. д.) Дети должны рассказать, что подарят маминому сердцу те или иные обитатели земли.
Например: солнышко подарит маме тепло и сияние; звезда подарит ей звездную сказку или нежный сон.
Затем дети делятся на группы, выбирают карточку с каким— либо обитателем земли и показывают сценку, как он помог маме.
Например: когда мама болела, солнышко подарило ей солнечного зайчика. Солнечный зайчик поцеловал маму в сердце, и она сразу выздоровела.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Что делают мамы для своих детей?
• Представьте, что вам необходимо в течение дня исполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, как вы их будете делать.
• Умеешь ли ты замечать и ценить любовь мамы?
• Расскажи, в чем проявляется любовь мамы по отношению к тебе.
• Как ты думаешь, почему мама всегда защищает своих детей и заботится о них?
• Как ты думаешь, нуждается мама в твоей помощи, заботе и благодарности?
ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС
А. Лопатина
В глубине леса на полянке стояла избушка. Жили в ней мальчик и девочка. Они не знали, как сюда попали, и не помнили родителей. Звали их Дан и Дана. Мальчику было двенадцать лет, а девочке — всего семь.
Летом детям приходилось много работать. Надо было набрать и насушить грибов, ягод и орехов; заготовить дров на зиму; починить избушку и вырастить овощи на огороде.
Конечно, иногда Дана убегала поиграть с зайчатами или белочками, но она быстро возвращалась назад. Несмотря на то, что Дана была маленькая, она умела делать множество дел.
По вечерам дети сидели на крыльце, пили душистый малиновый напиток и смотрели на звезды.
— Дан, может, та желтая звезда — наша мама? — шептала девочка.
— Звезда не может быть нашей мамой, мы же не звезды, — рассудительно отвечал Дан.
— Почему же она о тебе заботится? Помнишь, как ты заблудился в болоте. Настала ночь, и ты мог попасть в трясину, но желтая звезда спустилась с небес и осветила тебе путь, — вспомнила девочка.
— Она и о тебе тоже заботится, — заметил мальчик. — Помнишь, ты пошла за ягодами, задержалась до темноты, и свалилась в овраг. Желтая звезда протянула тебе луч и помогла выбраться из оврага, а потом показала тебе путь домой.
— Я от боли потеряла сознание и плохо все запомнила. Мне казалась, что я держусь за мамину добрую и теплую ладонь.
— Наверное, звезда смотрит с высоты на наши желтые волосы и думает, что мы с тобой две маленькие звездочки, — засмеялась девочка.
— Выдумщица ты. Как ты думаешь, где наша мама? Почему мы живем одни? — спросил Дан.
Девочка ничего не ответила. Она вздохнула и крепко прижалась к брату.
Пришла снежная зима, близился Новый год. Дана принялась готовить ужин, а мальчик пошел за елочкой. Уже давно остыл готовый ужин, а мальчик все не возвращался. Девочка с тревогой вглядывалась в окно.
Наконец, она не выдержала, оделась и выскочила на поляну перед домом. К ее радости, в кустах показался брат. За ним плелся на трех лапах огромный серый волк.
— Елочку я не принес. Они все такие пушистые, что жалко их рубить, — вздохнул мальчик. — Зато привел к нам волка. Он попал в капкан, я еле его освободил.
Дана с опаской взглянула на серого зверя, но, увидев, что у волка разорвана передняя лапа, захлопотала:
— Проходи в дом, Дан. Я не могу здесь его лечить.
В доме девочка старательно смыла с лапы грязь и кровь и, обернув ее целебными листьями, завязала корой. Волк кивнул головой, словно благодаря.
— Как ты думаешь, откуда это взялось? — спросил мальчик и вынул из мешка железный капкан. Волк зарычал.
— Это сделал человек. Звери такое не могут сделать.
— Зачем он это сделал? И кто он? — забеспокоился мальчик.
Волка снова зарычал, словно хотел ответить, но дети, конечно, ничего не поняли.
— Знаешь, Дан, мне кажется, что звери в нашем лесу все понимают, только говорить не могут, — задумчиво проговорила девочка. — По крайней мере, они делают то, о чем я прошу.
Мальчик согласно кивнул головой, но с тревогой заметил:
— Да, они умные, но такие штуки звери делать не умеют.
Прошло несколько дней. Лапа у волчка поджила, и он уже мог наступать на нее. Однажды утром он подошел к двери и поскребся.
— Хочешь на волю? Ну, беги, — мальчик распахнул дверь.
Волк вышел на крыльцо и выразительно посмотрел на мальчика, словно приглашая его за собой. Дан стоял. Волк вернулся и подтолкнул мальчика носом к двери.
— Пойду, сестренка, видишь, он меня зовет!
Девочка в ответ только крепко обняла брата. Мальчика не было весь день. Дана места не находила от волнения. Много раз она выбегала в лес и возвращалась обратно. Мальчик с волком показались из леса, когда желтая звезда повисла над избушкой.
— Дана, ты не поверишь! — воскликнул мальчик. — Волк завел меня в такую чащу, что я чуть не погиб. Там, под корнями старой ели, был вход в подземную пещеру. Смотри, что я нашел в пещере.
Дан аккуратно достал из кармана хрустальное яйцо. Девочка стала разглядывать его в свете свечи.
— Ой, Дан, там внутри черный паучок бьется. Мне кажется, он сердится.
Волк, страшно зарычав, подскочил и вышиб яйцо из рук девочки. Оно стукнулось о каменную печь и треснуло. Избушка зашаталась, за окном закружился вихрь.
Брат и сестра прижались друг к другу и с удивлением смотрели, как волк снова подскочил к яйцу и раскусил его своими острыми зубами. Хрустальные осколки разлетелись по всему домику.
Паучок проворно юркнул в угол, но волк догнал его и со всего размаху прихлопнул своей костистой лапой.
Все закружилось вокруг Дана и Даны со страшной скоростью. Очнулись дети на полу Над ними участливо наклонился седой человек в сером бархатном кафтане. Чем-то он отдаленно напоминал волка.
— Очнулись? Прекрасно! Думаю, сейчас все будет хорошо, — проговорил человек, помогая детям подняться.
В тот же миг желтая звезда, прочертив небосклон, упала на землю и при падении превратилась в высокую красивую женщину в золотой короне.
— Родные мои, — прошептала Звезда, подходя к детям, — я так без вас скучала в высоте!
Она взмахнула волшебной палочкой, и избушка превратилась во дворец…
— Дедушка, что ты замолчал, рассказывай дальше! — затормошили старика в кресле мальчик и девочка с пушистыми золотыми волосами.
Старик задумчиво посмотрел на пламя камина и договорил:
— Я же вам уже сто раз рассказывал эту историю, мои дорогие внуки. Она случилась с вашими мамой и папой, когда они были маленькими. Страшный волшебник Магиум предательством выкрал у вашей бабушки волшебную палочку и превратил наше королевство в лес, а всех жителей в зверей. Я сам стал огромным кровожадным волком.
Королева могла спастись от злого волшебника лишь на небе, и она превратилась в звезду.
Магиум не справился только с двумя детьми: мальчиком и девочкой. У этих двоих не было ни одной дурной мысли за всю их жизнь, и Магиум не смог превратить их в зверей. Он пытался утопить их в болоте или столкнуть в овраг. Но желтая звезда всегда защищала своих детей. Слава Богу, что никакое зло не способно победить любовь матери.
Я знал, где спрятано хрустальное яйцо с черной силой Маги— ума, и злодей постоянно за мной охотился. К сожалению, сам я не мог взять яйцо из тайника. Только человек с добрым сердцем мог это сделать.
Я хитро убегал от ловушек, пока не попался в капкан. Это случилось незадолго до Новогодней ночи.
Старик снова замолк и задремал. Дети тихонько укрыли старика пледом и на цыпочках вышли.
Вопросы и задания к сказке:
• Как вы думаете, почему мама могла помогать своим детям, даже когда она была звездой?
• Придумай, как желтая звезда помогла бы детям в следующих ситуациях:— Дана тяжело заболела;
— Дан упал с дерева;
— избушку засыпало снегом;
— Дан столкнулся в лесу с медведем.
• Представь, что ты заблудился в лесу и попал в гости к Дану и Дане. Расскажите, как бы ты им помог.
• Представь, что у Дана и Даны были в сердцах две звездочки, которые помогали им не иметь дурных мыслей. Придумай историю, как к тебе в сердце попала такая же звездочка.
• Почему в мире звезд можно спастись от зла?
МОЯ ПРЕКРАСНАЯ МАМА
М. Скребцова
Мама думает о нас
Каждый миг и каждый час.
Мамино сердечко бьется
И всегда помочь нам рвется.
«Тук-тук-тук!» — оно стучит,
Ни минуточки не спит.
Беспокоится за нас
Каждый миг и каждый час.
Мама добрым взглядом греет,
Мама балует, жалеет.
Мама к сердцу прижимает,
от тревог и бед спасает.
Если мамы рядом нет,
Будто исчезает свет.
Грустно сразу и тревожно —
Жить без мамы невозможно.
Вопросы к стихотворению:
• Что делают мамы для своих детей?
• Расскажи, как ты дружишь с мамой.
• Расскажи, как мама помогла тебе в какой-либо трудной ситуации.
Рисунок «Цветок любви»
Расскажи о своей маме по вопросам :
• На какой цветок похожа твоя мама?
• Что она любит делать?
• Что ее больше всего радует?
• Что ее больше всего расстраивает?
• Чему она тебя научила?
Нарисуй на большом листе ватмана цветок любви, который похож на твою маму.
Творческое задание «Дерево любви»
Прочитайте детям пословицу: «Нет такого дружка, как родная матушка».
Нарисуйте на доске или на листе ватмана большое дерево.
Попросите детей рассказать о том, как они дружат со своими мамами. Затем дети вспоминают, как дружба с мамой помогла им в разных ситуациях. Во время рассказа детей нарисуйте на дереве разные плоды. В результате на ветках дерева любви появится столько плодов, сколько хорошего подарила детям дружба с мамой.
Задание на дом
Предложите детям поблагодарить маму и поцеловать ее за все, что она для них делает.