Анастасия
«Письмо заглавной и строчной буквы Т». Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Класс: 1 «А»
Тема: «Письмо заглавной и строчной буквы “Т”»
Цель: создание условий для формирования первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «т», её соединений с другими буквами в словах.
Задачи:
образовательные – охарактеризовать звуки [т], [т’] как единицу языка; показать способы артикуляции звука [т], [т’]; сформировать представление о роли звуков [т], [т’]; формировать умение выделять звуки [т], [т’] в потоке речи и определять место в слове; сформировать представление о графическом облике буквы; формировать умение писать строчную букву; формировать функциональную грамотность, читательскую компетентность, а также языковую, лингвистическую, коммуникативную; закрепить знания, полученные на предыдущем уроке обучения грамоте; продолжить формировать навыки работы с книгой, умение читать.
развивающие – развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать литературную речь, словесно-логическое и образное мышление, память и внимание учащихся;
воспитательные – воспитывать чувство товарищества; прививать любовь к родному языку и чтению в целом.
Планируемые результаты:
Предметные: знать графический облик, элементы письменной буквы «с», знать приёмы написания соединения новой буквы, знать алгоритм фонетико-графического анализа слова, знать гигиенические правила письма;
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать с помощью учителя задачи своей деятельности на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос;
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника; оценивать свою работу на уроке.
Тип урока: урок открытия нового знания.
. Организационный момент
(1 мин.)
Словесный (инструктаж) - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок обучения письму.
- Проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать письменные принадлежности, прописи.
- Поднимите руку, у кого чего не хватает?
- Тогда начнём наш урок.
. Актуализация знаний
(2 мин.)
Словесный (беседа)
- Как вы думаете, какие ваши знания по письму вам пригодятся сегодня?
(1. Правило посадки: спина касается спинки стула, ноги стоят на полу, между туловищем и партой проходит кулачок; 2. Пропись лежит под наклоном; 3. Правильно держим ручку)
- На какие две группы делятся письменные буквы? (строчные и заглавные)
- С какой буквой мы познакомились на уроке? (Т)
- Какие звуки она обозначает? ([т], [т’])
- Для написания каких слов мы используем заглавную букву? (Для написания имён, городов и в начале предложения)
. Формулирование темы и целей урока.
(3 мин.)
Словесный (беседа)
Характеристика звуков [т, [т’].
IV. Подготовка руки к письму.
(2 мин.) - А кто сможет дать характеристику звуков [т], [т’]? ([т]- согласный, твердый; [т’]- согласный, мягкий)
- Молодцы!
- Чем мы будем заниматься на уроке?
1. Познакомимся с заглавной и строчной письменной буквой «Т».
2. Научимся писать заглавную и строчную букву «Т», соединять её с другими буквами в словах.
- А перед тем как начать знакомиться с элементами букв, давайте с вами проведём пальчиковую гимнастику.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
- Положите прописи перед собой.
. Открытие нового знания
(11 мин.)
Словесный (объяснение, беседа)
1. Графический анализ буквы
2. Показ написания буквы
3. Письмо буквы - Откройте прописи на странице 15. Что изображено на странице прописи рядом с образцом печатной буквы «т»? (образец письменной буквы «т»)
- Из скольких элементов состоит буква? (3)
- Какие это элементы? (1) короткая наклонная линия; 2) короткая наклонная линия с закруглением сверху; 3) короткая наклонная линия с двумя закруглениями: сверху и снизу.)
- Давайте ещё раз внимательно посмотрим на строчную букву «т». Мы уже сказали, что она состоит из трех элементов, какой первый элемент? (короткая наклонная линия)
- Откуда начинаем? (с верхней линии рабочей строки)
- Посмотрите, как пишется буква т:
1. Пишем первый элемент. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём наклонную вниз до нижней линии рабочей строки; возвращаемся по написанному элементу вверх до середины;
2. Пишем второй элемент. Начинаем писать от середины рабочей строки: введём вверх и вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз короткую наклонную палочку до нижней линии рабочей строки; возвращаемся по написанному элементу вверх до середины;
3. Пишем третий элемент. Начинаем писать от середины рабочей строки: введём вверх и вправо, закругляя, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз короткую наклонную палочку, немного не доходя до нижней линии рабочей строки;
4. Закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки; ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки.
- Попробуем повторить движения при письме в воздухе. Повторяйте за мной.
- Посмотрите на первую строчку, сколько клеток занимает буква? (три)
- Сколько клеток между буквами? (две)
- Обведите букву «т» по контуру и пропишите до конца строки.
- Пропишите первую строчку букв.
- Не забывайте о правилах посадки.
- Выберите на строчке самую красивую букву, которая больше всего похожа на образец. Обведите её.
- Молодцы! У вас получились очень красивые буквы.
Физминутка
Давайте разомнёмся. Вставайте со своих мест.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь!
. Закрепление
(14 мин.)
Словесный (беседа, объяснение)
Практический (анализ слогов, слов)
1. Анализ и письмо слогов
2. Анализ и письмо слов
3. Графический анализ буквы
4. Показ написания буквы
5. Письмо буквы
Физкультминутка
Анализ и письмо предложения.
- Прочитайте первый слог. (та)
Какой звук обозначает буква с в этом слоге? (согласный, твёрдый)
- Какое соединение букв в слоге та? (нижнее)
- Напишите этот слог два раза.
- Прочитайте слог на следующей строчке. (ти)
- Какой звук обозначает буква т в этом слоге? (согласный, мягкий)
- Какое соединение букв в слоге ти? (нижнее)
Показываю написание соединения на доске.
- Напишите этот слог два раза.
- Прочитайте следующий слог. (ту)
- Какой звук обозначает буква т в этом слоге? (согласный, твердый)
- Какое соединение букв в слоге ту? (верхнее)
Показываю написание соединения на доске.
- Напишите этот слог два раза.
- Прочитайте следующий слог. (ты)
- Какой звук обозначает буква т в этом слоге? (согласный, твердый)
- Какое соединение букв в слоге ты? (верхнее)
Показываю написание соединения на доске.
- Напишите этот слог два раза.
- Посмотрите на следующую строчку.
- Читаем слово хором. (аист)
- Сколько букв в этом слове? (4)
- Сколько слогов? (2)
Показываю написание слова на доске.
- Напишите слово два раза.
- Переворачиваем страницу. Открываем страницу 16.
- Почему рядом напечатано изображение стола?
- Ребята, на что похожа буква т?
- Из скольких элементов состоит буква? (4)
- Какие это элементы? (1)длинная наклонная линия с закруглением влево; 2)длинная наклонная линия; 3)длинная наклонная линия с крючком вправо; 4)«шапочка» заглавной буквы Т)
- Посмотрите, как пишется заглавная буква т:
- Показываю:
1. Первый элемент: Первый элемент заглавной буквы Т начинаем писать чуть ниже пунктирной линии. Ведем длинную прямую линию вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево вверх до середины рабочей строки
2. Второй элемент: Второй элемент начинаем писать чуть ниже пунктирной линии. Ведем длинную прямую линию вниз, касаемся нижней линии рабочей строки.
3. Третий элемент: Третий элемент заглавной буквы начинаем писать чуть ниже пунктирной линии. Ведем длинную прямую линию вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вверх до середины линии рабочей строки.
4. Четвертый элемент «Шапочка»: Четвертый элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.
- Обратите внимание на то, что расстояние между элементами и наклон должны быть одинаковыми.
- Сколько клеток между буквами? (две)
- Пропишите первую строчку букв.
- Не забывайте о правилах посадки.
- Выберите на строчке самую красивую букву, которая больше всего похожа на образец.
Пропишите заглавную букву Т в своих тетрадях до конца строки.
Переходим на следующую строку. Пропишите букву «Т» до конца строки.
Раз, два - выше голова!
Три, четыре - руки шире!
Пять, шесть - тихо сесть.
- Посмотрите на следующую строчку.
- Читаем предложение хорошо. (Кто тут)
- Какое это предложение? (вопросительное)
- Сколько здесь слов? Давайте посчитаем хлопками.
Кто (хлопок) тут? (хлопок)
- С какой буквы будем писать первое слово?
(заглавной). Почему? (Начало предложения)
- Напишите это предложение.
- Пишем второе предложение.
- Тут кот.
- С какой буквы будем писать первое слово?
(Заглавной).
- Напишите это предложение.
- Не забываем, начинаем писать предложение с заглавной буквы. Не забываем ставить точку в конце.
- Ребята, посмотрите на последнюю строку. Что здесь написано? (кот)
- Почему над словом написаны цифры? Что нам нужно сделать? (поменять местами буквы)
- Какое слово получится? (ток)
- Напишите его до конца строки.
. Подведение итогов, рефлексия.
(2 минуты)
Подходит к концу наш урок.
- Итак, ребята! С написанием какой буквы мы сегодня с вами познакомились? (заглавной и строчной буквы Т)
- Сейчас я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке. Поднимите зеленый карандаш если, вы были активны и у вас всё получилось, красный карандаш, если вы плохо усвоили написание буквы.