татьяна харина
Обучение грамоте. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
период тема фонетика грамота
Сентябрь
III неделя
1. Формирование представлений о звуках
2. Звук и буква А
1. развитие фонематического восприятия в д/и «Угадай, что звучит»
2. выделение (а) из звукового ряда
д/и «Поймай звук». Гласные
1. знакомство с органами артикуляции: зубы, губы, нёбо, язык, голосовые складки;
2. знакомство со словом и его графическим изображением (полоской); звуком и его графическим изображением (кружочком)
IV неделя 1. звук и буква У
Публикация «Обучение грамоте, Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. звук и буква О 1. выделение первого ударного звука (У) в слове «утка»
2. определение наличия (о) в звуковом ряду 1. чтение сочетаний АУ, УА, их звуковой анализ. Слова – предметы
2. определение места (о) в слове, выкладывание на звуковой линейке позиции (О) в слове. Слова - действия
Октябрь
I неделя
1. звуки (А – У – О)
2. звук и буква М
1. дифференциация изученных звуков на
слух; д/и «Будь внимательным»
2. определение наличия (М) в звуковом
ряду. Согласные звуки
1. чтение буквосочетаний А – О – У, У – А – О, О – У – А. Слова – признаки
2. чтение обратных слогов ам, ум, ом
II неделя 1. звуки (М – М)
2. звук и буква Х 1. дифференциация (М – М) изолирован-но в слогах и словах. Звуковой анализ обратных слогов (АМ, (АМ)
2. автоматизация (Х) в слогах по типу игры «Раз, два, три за мной повтори» 1. чтение прямых слогов ма, му, мо; слово мама
2. чтение обратных слогов ах, ух, ох (междометий – зву-коподражаний); чтение прямых слогов ха, хо, ху
III неделя 1. звуки (Х – Х)
2. звук и буква И 1. дифференциация (Х – Х) в словах, слогах. Звуковой анализ слова «ухо»
2. определение места звука в слове: начало, середина, конец. Звуковой анализ слогов их, хи 1. чтение слов уха, ухо, муха, мох
2. чтение слогов обратных их, им; прямых хи, ми
IV неделя 1. звук и буква П
2. звуки (П – П) 1. определение наличия звука (П) в сло-вах; д/и «Будь внимателен»
2. дифференциация (П – П) в словах.
Звуковой анализ слова «пух» 1. чтение прямых слогов па, пу, по, пи; обратных ап, оп,
уп, ип.
2. чтение слов пума, пух, поп, пуп, папа.
Ноябрь
I неделя
1. звук и буква Ы
2. звук и буква К
1. определение наличия звука (Ы) в словах; нет слов, начинающихся со (Ы). Звуковой анализ слова «пых»
2. определение места звука (К) в словах. Звуковой анализ слова «мак»
1. чтение прямых слогов пы, мы; слов пимы, пых
2. чтение слогов ка, ку, кы, ко, ки; слов как, кок, ком, паук, мука
II неделя 1. звуки (К – К)
2. звук и буква Т 1. дифференциация (К – К) в словах, сло-
гах. Звуковой анализ слова «ким»
3. определение наличия звука (Т) в сло-
вах; звуковой анализ слова «кот»
1. чтение слов кум, ким, кома, Кама, пик
2. чтение слогов та, ту, то, ты, ти; слов тук, так, ток, кот, Тома
III неделя 1. звуки (Т – Т)
2. звук и буква Н 1. дифференциация (Т – Т) в словах, сло-гах. Звуковой анализ слова «тик»
2. определение места звука (Н) в словах; звуковой анализ слова «ком»
1. чтение слов кит, тик, Тима, Ухта, тахта, пихта, тихо
2. чтение слогов на, ну, но, ны, ни; слов нота, она, окно, ноты
IV неделя 1. звуки (Н – Н)
2. звук и буква Б 1. дифференциация (Н – Н) в словах, слогах. Звуковой анализ слова «Коми»
2. определение наличия звука (Б) в словах; звуковой анализ слова «бык»
1. чтение слов кони, нитка, Нина, минута, кино, мина
2. чтение слогов ба, бо, бу, би; слов бобы, бык, бок, бак, бук
Декабрь
I неделя
1. звуки (Б – Б)
2. звук и буква Л
1. дифференциация (Б – Б) в словах, сло-
гах. Звуковой анализ слова «бим»
2. определение наличия звука (Л) в сло-
вах; звуковой анализ слова «лук»
1. чтение слов бом, бим, банк, банка, бинт, бант, банан.
2. чтение слогов ла, лу, лы, ло, ли; слов лак, лук, луна, пи-ла, лупа, была, лапа, палка
II неделя 1. звуки (Л – Л)
2. звук и буква Д 1. дифференциация (Л – Л) в словах.
Звуковой анализ слова «липа»
2. определение наличия звука (Д) в словах; звуковой анализ слова «дом»
1. чтение слов липа, лимон, малина, Полина, калина
2. чтение слогов да, до, ды, ду; слов дом, дым, Лида, Ла-да, мода
III неделя 1. звуки (Д – Д)
2. звук и буква В 1. дифференциация (Д – Д) в словах, слогах. Звуковой анализ слова «Дима»
2. определение наличия звука (В) в словах; звуковой анализ слова «ива»
1. чтение слов Дима, Дина
2. чтение слов ива, вода, вата, волк, халва, волны, кана-ва
IV неделя 1. звуки (В – В)
2. предложение из двух слов 1. дифференциация (В – В) в словах, слогах. Звуковой анализ слова «Вика»
2. определение количества слов в предложении. Составление предложений с опорой на схему
1. чтение слов Вика, вилка, винт, видит, ловит
2. чтение предложений:
• Вика ходит
• Паук ловит
• Полина пила
Январь
III неделя
1. предложение их трёх слов
2. звук и буква С
1. составление предложений по схеме, по заданному слову – предмету; слову – действию
2. определение места звука (С) в словах; звуковой анализ слова СОМ
1. чтение предложений:
• Нина купила лимон
• Кот лакал молоко
• Мама мыла вилку
2. чтение слов сом, сода, лиса, сокол, стол; чтение пред-
ложений
IV неделя 1. звуки (С – С)
2. звук и буква Р 1. дифференциация (С – С) в словах.
Звуковой анализ слова «сила»
2. определение места звука (Р) в словах;
звуковой анализ слова «рак»
1. чтение слов сила, висит, сито, Максим; чтение предложения
• Сима укусила сливу
2. чтение слов рак, рука, радио, урок, рана, парта; чте-ние предложения:
• Рома налил сок
Февраль
I неделя
1. звуки (Р – Р)
2. звук и буква Э
1. дифференциация (Р– Р) в словах, слогах. Звуковой анализ слова «рис»
2. определение наличия звука (Э) в словах; звуковой анализ «эра», «эхо»
1. чтение слов Рита, парик, крик, мир, Карина, сироп;
чтение предложения:
• Марина варила рис
2. чтение слов эму, каноэ, эра; чтение предложения:
• Эдик купил эскимо
II неделя 1. звук и буква Й
2. буква Е 1. определение места звука (Й) в словах; звуковой анализ слова «майка».
«Й» - всегда мягкий звук
2. чтение слов лай, лайка, май, мойка, мой, йод, рай.
3. чтение слоговой таблицы с гласной Е; чтение слов мех, нет, лес, сено, лето, небо; чтение предложения:
• Лена видела петуха
III неделя 1. звук и буква Ш
2. звук и буква Ш 1. определение места звука (Ш) в словах; звуковой анализ слова «шар».
(Ш) – всегда твёрдый
2. звуковой анализ слова «машина» 1. чтение слов: шуба, шапка, камыш, шайба, шахматы; чтение предложения:
• Кошка ловит мышку
2. чтение предложений:
• Шура надела шубу
• Малыш кушает кашу
IV неделя 1. звук и буква Г
2. звуки (Г – Г) 1. определение наличия звука (Г) в сло-
вах; звуковой анализ слова «гном»
2. дифференциация (Г – Г) в словах Звуковой анализ слова «гитара»
1. чтение слов гуси, губа, гром, гриб, грабли; чтение предложения:
• Тигр ловит кенгуру
2. Чтение слов гид, Гена, герб, гимн; чтение предложения:
• Гена вымыл ноги.
Март
I неделя
1. звук и буква З
2. звуки (З – З)
1. определение места звука (З) в словах; звуковой анализ слова «зонт»
2. дифференциация (З – З) в словах, сло-
гах. Звуковой анализ слова «зима»
1. чтение слов зубы, ваза, коза, Лиза, замок, забава; чте-ние предложения:
• Захар моет вазу
2. чтение слов Зина, корзина, газета, магазин; чтение предложения:
• Зина видела зебру
II неделя 1. предлоги
2. предлоги 1. учить выделять предлоги из предложения
2. правильное употребление предлогов в предложении 1. Чтение предложений:
• Белка сидит в дупле
• Саша сел на стул
2. Чтение предложений
III неделя 1. звук и буква Ф
2. звуки (Ф – Ф) 1. определение наличия звука (Ф) в словах; звуковой анализ слова «фокус»
2. дифференциация (Ф – Ф) в словах. Звуковой анализ слова «фиалка»
1. чтение слов: фазан, фата, фонтан, кофта, факел, фото; чтение предложения:
• У фонтана три фазана
2. чтение слов: финик, фишка, конфета, кофе; чтение предложения:
• Филипп пил кефир
IV неделя 1. деление слов на слоги
2. звук и буква Ж 1. различные способы деления слов на слоги; хлопками, шагами, рукой и подбородком
2. определение наличия звука (Ж) в словах; звуковой анализ слова «жаба»
1. чтение слов и предложений с изученными буквами.
2. чтение слов: жук, лужа, кожа, лыжи, жадина; чтение предложения:
• У Жоры болит живот
Апрель
I неделя
1. звук и буква Ж
2. звук и буква Ч
1. звуковой анализ слова «жир».
2. определение наличия звука (Ч) в словах; звуковой анализ слова «часы»
1. «ЖИ» всегда пишем с буквой «И»
2. чтение слов: час, чудо, чашка, качели, Чебурашка («ЧА» пишем с «А», «ЧУ» пишем с «У». Чтение предложения:
• Бабочка села на бочку
II неделя 1. звук и буква Ч
2. звук и буква Ц 1. звуковой анализ слова «кирпич»
2. определение наличия звука (Ц) в словах; звуковой анализ слова «цирк»
1. чтение слов: плач, мяч, ученик, чтение предложения:
• Человек чинит часы
2. чтение слов: палец, конец, царица, цех; чтение предложения:
• Курица бегает по улице
III неделя 1. звук и буква Ц
2. звук и буква Щ 1. (Ц) - всегда твёрдый
2. определение наличия звука (Щ) в словах; звуковой анализ слова «щука»
1. чтение слов: колодец, молодец, цена;
чтение предложения:
• Зиме конец – прилетел скворец
2. чтение слов: щенок, щи, щепка, плащ, кащей;
чтение предложения:
• Щука укусила за палец
IV неделя 1. звук и буква Щ
2. Буква Я 1. (Щ) – всегда мягкий
2. знакомство с йотированной буквой Я,
её графическим профилем 1. чтение слов и предложений с изученными звуками.
2. чтение слоговой таблицы с буквой Я; чтение слов,
предложений. Фонетическая сказка «Как гласные
звуки спасли звук «Й»
Май
I неделя
1. буква Ю
2. буква Ё
1. знакомство с йотированной буквой Ю,
её графическим профилем
2. знакомство с йотированной буквой Ё,
её графическим профилем
1. чтение слоговой таблицы с буквой Ю; чтение слов,
предложений
2. чтение слоговой таблицы с буквой Ё, слов, предло-
жений
II неделя 1. буква Ь
2. итоговое занятие 1. учить слышать мягкость последнего
согласного в слове 1. чтение слов: конь, уголь, мать, карась, календарь