Боженова Инна
Консультация для родителей «Обучение грамоте дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать, и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Бывает, что читающий, считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, напряжённо выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение грамоте дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Всё говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у него внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Дорогие родители! Для вашего ребёнка – вы первые и самые главные учителя, именно вы учите его сначала произносить первые слова, а потом и многому другому, что ещё необходимо знать и уметь. Огромное место в жизни ребёнка занимает игра. Играя, он знакомится с окружающим миром легче и охотнее учится по-новому. И что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень хорошо, если родители поощряют и воспитывают эту привычку, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. К причинам затруднений относятся микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание, память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явление – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоя из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в
слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребёнка понятия «звук», и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.
То, есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также, избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются :
сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.
Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей. Занятия, с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
трудности слияния звуков в слоги и слова;
взаимные замены фонетически и артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
побуквенное чтение;
искажение слоговой структуры слов
слишком медленный темп чтения;
нарушение понимания прочитанного.
То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А,О,У,Ы. Э. В названии каждой из четырёх следующих букв (Я. Ё. Ю, Е). Слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счёт мягких согласных (НЬ, ПЬ и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, наряду с парными твёрдыми звуками обозначаются общей буквой. ( Сравните: ныть – нить, мал – мял. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твёрдые). Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака, буквы И. и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я. Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребёнок ещё не различает согласные звуки по твёрдости – мягкости.
В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся. В упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится сих написанием. Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками, взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребёнку дополнительных трудностей.
Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать, и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Бывает, что читающий, считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, напряжённо выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление.
Всё говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у него внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Дорогие родители! Для вашего ребёнка – вы первые и самые главные учителя, именно вы учите его сначала произносить первые слова, а потом и многому другому, что ещё необходимо знать и уметь. Огромное место в жизни ребёнка занимает игра. Играя, он знакомится с окружающим миром легче и охотнее учится по-новому. И что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень хорошо, если родители поощряют и воспитывают эту привычку, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. К причинам затруднений относятся микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная
усидчивость, сниженное внимание, память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явление – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоя из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребёнка понятия «звук», и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.
То, есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также, избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются :
сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.
Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей. Занятия, с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
трудности слияния звуков в слоги и слова;
взаимные замены фонетически и артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
побуквенное чтение;
искажение слоговой структуры слов
слишком медленный темп чтения;
нарушение понимания прочитанного.
То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А,О,У,Ы. Э. В названии каждой из четырёх следующих букв (Я. Ё. Ю, Е). Слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счёт мягких согласных (НЬ, ПЬ и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, наряду с парными твёрдыми звуками обозначаются общей буквой. ( Сравните: ныть – нить, мал – мял. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твёрдые). Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака, буквы И. и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я. Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребёнок ещё не различает согласные звуки по твёрдости – мягкости.
В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся. В упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится сих написанием. Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками, взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребёнку дополнительных трудностей.
Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.