Боженова Инна
Консультация для родителей «Обучение грамоте дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать, и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Бывает, что читающий, считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, напряжённо выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Всё говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у него внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Дорогие родители! Для вашего ребёнка – вы первые и самые главные учителя, именно вы учите его сначала произносить первые слова, а потом и многому другому, что ещё необходимо знать и уметь. Огромное место в жизни ребёнка занимает игра. Играя, он знакомится с окружающим миром легче и охотнее учится по-новому. И что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень хорошо, если родители поощряют и воспитывают эту привычку, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. К причинам затруднений относятся микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание, память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явление – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоя из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в
слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребёнка понятия «звук», и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.
То, есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также, избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются :
сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.
Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей. Занятия, с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
трудности слияния звуков в слоги и слова;
взаимные замены фонетически и артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
побуквенное чтение;
искажение слоговой структуры слов
слишком медленный темп чтения;
нарушение понимания прочитанного.
То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А,О,У,Ы. Э. В названии каждой из четырёх следующих букв (Я. Ё. Ю, Е). Слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счёт мягких согласных (НЬ, ПЬ и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, наряду с парными твёрдыми звуками обозначаются общей буквой. ( Сравните: ныть – нить, мал – мял. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твёрдые). Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака, буквы И. и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я. Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребёнок ещё не различает согласные звуки по твёрдости – мягкости.
В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся. В упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится сих написанием. Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками, взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребёнку дополнительных трудностей.
Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать, и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Бывает, что читающий, считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, напряжённо выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление.
Всё говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у него внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Дорогие родители! Для вашего ребёнка – вы первые и самые главные учителя, именно вы учите его сначала произносить первые слова, а потом и многому другому, что ещё необходимо знать и уметь. Огромное место в жизни ребёнка занимает игра. Играя, он знакомится с окружающим миром легче и охотнее учится по-новому. И что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень хорошо, если родители поощряют и воспитывают эту привычку, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. К причинам затруднений относятся микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная
усидчивость, сниженное внимание, память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явление – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоя из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребёнка понятия «звук», и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.
То, есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также, избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются :
сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.
Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
При чтении у детей. Занятия, с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки:
трудности слияния звуков в слоги и слова;
взаимные замены фонетически и артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
побуквенное чтение;
искажение слоговой структуры слов
слишком медленный темп чтения;
нарушение понимания прочитанного.
То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А,О,У,Ы. Э. В названии каждой из четырёх следующих букв (Я. Ё. Ю, Е). Слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счёт мягких согласных (НЬ, ПЬ и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, наряду с парными твёрдыми звуками обозначаются общей буквой. ( Сравните: ныть – нить, мал – мял. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твёрдые). Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака, буквы И. и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я. Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребёнок ещё не различает согласные звуки по твёрдости – мягкости.
В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся. В упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится сих написанием. Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками, взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребёнку дополнительных трудностей.
Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.
В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.