МААМ-картинки

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Наталья Прусакова
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Детям дошкольного возраста с ФФНР трудно осознать, что такое звук, слог, слово, предложение. При объяснении детям-логопатам этих абстрактных понятий требуется подкрепление иллюстративным материалом. Применение занимательной наглядности в работе учителя-логопеда по обучению грамоте дошкольников с ФФНР это залог успешности процесса. Главенствующей задачей в процессе обучения грамоте становится формирование у дошкольников общего ориентирования в звуковой системе языка, обучение детей звуковому анализу слова, т. е. определению последовательности звуков в слове, пониманию различительной функции звука, его основных характеристик.

Темочки:

Детям с ФФНР трудно овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому целесообразно использование разнообразных средств, позволяющих воспринимать информацию зрительно, визуально.

Знакомство со звуками речи начинаем с наблюдений за положением органов артикуляции в момент произнесения звука, с соотнесения кинестетических ощущений детей с речевыми профилями укладов звуков. И только потом можно вводить символы, характеризующие данный звук. Девочка в красном платье –картинка- символ гласного звука, девочка в синем платье-картинка- символ твердого согласного звука, девочка в зеленом платье-картинка-символ мягкого согласного звука, картинка «ушко» – глухой согласный звук, картинка «колокольчик»– звонкий согласный звук. Такие общепринятые обозначения звуков цветными кружочками можно подкрепить и дополнительной опорой на артикуляцию звука. В красном кружочке, символе гласного звука, можно разместить

«улыбку» для звука А, «трубочку» – для звука У, «кружок» – для звука О и т. д. Использование такого наглядного материала применимо на всех этапах работы по изучению звуков речи : в изолированном произношении звуков, в составлении звуковых схем и слогов, в определении позиции того или иного звука в слове, в подборе картинок к зашифрованным словам. В данном виде работы мы идем от простого к сложному. Сначала ребенку предлагается выбрать картинку, подходящую к схеме. В дальнейшем суть задания усложняется: добавляются картинки и схемы. В процессе обучения воспитанников звуковому анализу и синтезу слов оптимально использование игр, в ходе которых выделяется начальный звук из слов -названий картинок, из этих звуков в указанной очередности составляется слово.

Создание игровых ситуаций как нельзя лучше поможет успешному выполнению заданий. Например, детям предлагается картинка «Пароход». На бортах судна есть схемы слов, в которых звуки обозначены цветными фишками. В корзинке находятся картинки с изображением фруктов. Ребенок определяет, какие фрукты «доставил» пароход (по соответствию названий имеющимся звуковым схемам). Можно предложить воспитанникам назвать (используя игровой наглядный материал, что они увидели на лесной полянке (по зрительной опоре на картинный материал «Лес», какие вещи мама «купила в магазине», какие «животные проживают» в вольерах зоопарка.

Хорошо использовать пособие «Поезд» с целью определения позиции указанного звука в слове. Слова размещаем «в вагонах» :в первом вагоне звук находится в начале слова, во втором вагоне- звук на второй позиции и т. д. В интерактивном комплексе «Лого-7» в разделе «Логострана» - «Горы звукопроизношения» размещены игровые материалы :«Звуки», «Анализ», «Слова», «Синтез», способствующие усвоению навыков звукового анализа состава слов. Применение мультимедийных пособий занимательно, интересно детям, что в свою очередь способствует быстрейшему осознанию и усвоению учебного материала.

Для выделения заданного звука детям можно предложить и задания с использованием приема накладывания карточек- картинок. Ребенок находит картинку с заданным звуком, определяет его позицию в слове, дублирует выполненное задание на звуко-аналитической линейке с помощью фишек-символов.

В заданиях на дифференциацию звуков дети выделяют предметы и группируют звуки по определенным признакам: по твердости-мягкости, глухости- звонкости, заменяемости или смешиванию. Для этой работы хорошо применимы карточки «Мерсибо»

Важная роль отводится наглядному материалу и в процессе работы с детьми над слогоделением. При делении слов на слоги желательно использовать слуховые, зрительные, кинестетические анализаторы. Так в упражнении «Грузовик» слово «отхлопываем» по слогам, опираясь на наличие гласного звука в слоге, в «грузовик» «загружаем» столько «мешков», сколько слогов в слове. Так к условиям настольно-печатной игры «Мы шагаем в магазин» добавляем,к примеру, еще и такое. Название каждого «товара» делим на слоги. Сколько слогов, столько «монет» стоит «товар». Широко используем и игровые упражнения интерактивного комплекса «Лого-7» разделов «Океан лексики», «Джунгли фонематики» (игры «Валентность», «Слоги», «Расставь слоги», «Конструктор», «Составь слово из слогов»).

Переходя к знакомству с графическим обозначением звуков, как нельзя лучше связать его фонетический образ со зрительным. Детям нравится лепить буквы из пластилина, рисовать кинестетическим песком, макаронами, семенами растений, цветными камушками, ракушками, конструировать буквы с помощью изографа, работать по заданиям прописей.

Проводя активную работу по обогащению лексического запаса посредством ознакомления детей с понятиями «слова-предметы», «слова-признаки», «слова-действия», не забываем о предлогах. Используем настольно-печатные игры «Первые предложения», игры на флешносителе «Мерсибо» : «Бежит-лежит», «Дискотека», «Кто за кем», «Кто что делает на рынке», «Рюкзак туриста», «Невнимательный художник». Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений слов в предложении ведем работу по составлению схем с использованием счетных палочек, линеек, цветных ленточек и т. д. Весь учебный материал включаем в игровые ситуации. Ведь в дошкольном возрасте игра дает ребенку возможность самовыразиться, проверить себя. Игровая ситуация требует коммуникативности, способствует сенсорному и умственному развитию, предполагает практическое использование ранее изученного материала. А для обучающего детей с ФФНР является одним из основных требований в работе.

Фонетическая ритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Использование здоровьесберегающих технологий – одно из перспективных средств коррекционно- развивающей работы с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)обучающихся этой категории имеют место проблемы в развитии общей и мелкой моторики, внимания, обьема памяти,в проявлении различных речевых расстройств. Естественным образом возникает необходимость проведения комплексной коррекционно-оздоровительной работы, включающей в себя и фонетическую ритмику. Это общеразвивающие упражнения, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз, пальчиковый тренинг.

Система двигательных упражнений, сочетающих в себе различные движения корпуса, рук, ног, головы, сопровождающихся произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) называется фонетической ритмикой.

Наукой давно доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произносительной стороны речи. А соединение движений тела с движениями речевых органов как нельзя лучше способствует снятию напряжения и однотонности речи, свойственных детям с ОВЗ. Раскованность и непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений телом, благоприятно влияют и на двигательные свойства артикуляционного аппарата.

Цели, определяемые основными направлениями в занятиях фонетической ритмикой, заключаются в следующем:

в соединении работы речедвигательного аппарата и слуховых анализаторов с развитием общей моторики;

в способствовании формированию у детей с ОВЗ естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода от общей моторики к речедвигательной;

в развитии слухового восприятия воспитанников и использовании его в ходе формирования и коррекции произношения.

Упражнения фонетической ритмики направлены н

на урегулирование речевого дыхания и связанной с ним слитного потока речи;

на формирование умений изменять силу и высоту голоса с сохранением нормального тембра без отклонений от нормы;

на правильное воспроизведение звуков во всех позициях;

на умение воспроизводить материал в указанном темпе;

на восприятие и воспроизведение различных ритмов;

на формирование способности выражать свои эмоции различными интонационными средствами.

Слитное произнесение слогов в слове, слов в предложении является важным и нелегким аспектом в формировании речи. Работа над слитностью связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Комплексы упражнений, направленные на развитие речевого дыхания, способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, длительности выдоха, его силы и постепенности. Работу над голосом следует начинать с произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков. Упражнения для развития голоса, речевого дыхания, ритма и темпа проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержательную часть занятий включаются упражнения, содержащие только движения без проговариваний, служащие для музыкально-ритмической стимуляции. Цель этих упражнений заключается в нормализации дыхания, развитии чувства ритма, развитии координации движений. Такого типа упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться речевым аппаратом. Кроме этого движения под музыку являются одним из эффективных методов формирования общей моторики детей.

В каждое занятие целесообразно включать пальчиковые тренинги. Для этого можно использовать природные материалы, массажные мячики, прищепки, шнуры.

Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала следует подбирать упражнения без фиксации взгляда на каких-либо предметах, так как детям сложно выполнять манипуляцию с предметами, прослеживать их движение взглядом, не поворачивая при этом головы.

Таким образом, использование на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ элементов разнообразных здоровьесберегающих технологий может не только повысить эффективность коррекционно- педагогического воздействия, но и позволить детям раскрыть свой потенциал. Это позволит нам надеяться, что будущее поколение будет более здоровым развитым как духовно, так и физически.

Список литературы

Т. М. Власова. : Фонематическая ритмика. М. :Владос, 1996.

Е. А. Мазурова. :Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул,2007

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 13:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Прусакова (УИ 1339271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД