Лучший педагог года

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Мария Маршалко
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Чтение и письмо – это вид речевой деятельности, а навыки чтения и письма – речевые навыки. Речевая деятельность человека теряет всякий смысл без потребности следовательно, и обучение элементарному чтению и письму, и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям. Начало школьной учёбы знаменует собой наступление качественного нового периода в развитии и воспитании ребёнка. У ребёнка, приступившего к школьному обучению, происходит интенсивное формирование важнейших новообразований – произвольности психических процессов, саморегуляции поведения, ускорение социализации всех личностных качеств и, главное, коренного изменения взгляда на отношения к языку и речи.

Темочки:

Период обучения грамоте характеризуется следующими задачами:

1. Изучение родного языка, как новой и обширной области познаний и развития.

2. Развитие устных видов речевой деятельности и осознанное пользование им.

3. Введение ученика в систематическое изучение русского языка.

4. Развитие фонематического слуха, т. е. способности выделять в своей и чужой речи звуки-фонемы, звуки-смыслоразличители, устанавливать порядок следования.

5. Уточнение и развитие словарного запаса детей.

К. Д. Ушинский говорил:

«Главная задача учителей – это научить детей учиться»

Вывод: Итак, в период обучения грамоте представляет собой чрезвычайно ответственный, стартовый этап, в начавшейся школьной жизни ребёнка, этап, призванный решить много задач, фундаментальных по своей значимости, решение которых существенно облегчает последующую школьную учёбу ученика.

Обучение грамоте – самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтёров и многие другие.

Родоначальником современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте был К. Д. Ушинский.

Современный метод – является наиболее пригодным для обслуживания современного общества, отвечает целям и задачам обучения на современном участке.

Звуковой – обучение грамоте начинается с выработки у детей умения выделять звуки из речи, поэтому появилась аналитико-синтетическая деятельность учащихся.

Принципы аналитико-синтетического метода обучения грамоте :

Традиционные принципы

а) с точки зрения формирования личности:

- обучение грамоте носит воспитательный и развивающий характер, обеспечивает умственное развитие, опирается на жизненный опыт учащихся;

б) с точки зрения психолого-лингвистической:

- обучение грамоте опирается на живую речь, на речевой навык, на образцовые тексты;

- за основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним);

- в качестве единицы чтения берется слог (отсюда слоговый или позиционный принцип чтения);

в) с точки зрения организационной:

- устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв – принцип частотности;

- выделяются периоды обучения грамоте (подготовительный и основной);

- обучение чтению и письму ведётся раздельно, но параллельно (письмо следует за чтением).

Современные принципы

а) с точки зрения организации учебной практики:

- дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе обучения грамоте;

б) с точки зрения перспектив обучения :

- системное введение элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений – на практической основе;

в) с точки зрения психолого-лингвистической:

- вводится слого-звуковой анализ слова;

г) с точки зрения методов обучения :

- введение элементов моделирования – модели слогов, слов, предложений и т. д.

Методы обучения грамоте (исторический аспект)

Слово метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. С давних пор в методике начального обучения все, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод. Самым древним методом обучения грамоте был буквослагательный метод. Все обучение грамоте по буквослагательному методу предполагало прохождение ученика по четырем ступеням :

Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита. Для этого в учебниках - букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных букв кирилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательности. Каждая буква кирилловской азбуки имела свое название. Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, вразбивку.

Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов : сначала двухбуквенных, потом трехбуквенных и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «аз». После этого произносился весь слог сразу, целиком - «ба».

Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу - обучением чтению отдельных слов. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в выбранном для чтения, слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов.

Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т. е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т. е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения. Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года. Другой наиболее существенный недостаток этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов грамоты - от заучивания букв до складывания слогов и слов. Заметной попыткой усовершенствовать буквослогательный метод обучения грамоте стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате выделилась отдельная, особая слоговая система обучения грамоте. Чтение и запоминание слогов.

Метод целых слов - чтение и запоминание целых слов. В недрах буквослагательного метода зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре картинок к каждой букве неизбежно подтолкнуло учителей на понимание того, что первая буква в слове – название картинки обозначает соответствующий начальный звук этого слова. Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания.

В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т. д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой. Разновидности звукового метода: - звуковой аналитический метод (от слова к звуку);

- звуковой синтетический метод (от звука к слову).

При обучении грамоте сочетается аналитическая работа и синтетическая, что ведет к использованию аналитико-синтетического метода.

Тематика, задачи, содержание и структура занятий по подготовке к обучению грамоте

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.

Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:

1) развитие слуховых функций; у детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии уда-ров, предъявляемые последовательно, таким образом, развивается и речевое и неречевое слуховое восприятие ребенка;

2) развитие фонематического восприятия;

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;

4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;

5) развитие артикуляционной моторики;

6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу; развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками; подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и т. п. ;

7)формирование осознанного отношения к языковой действительности; необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении, произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам;

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;

9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению.

Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте :

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

• освоение чистого произношения сложных звуков;

• упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;

• использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения;

• автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте :

В старшей группе дети осваивают умения :

• делить на слоги двух-трехслоговые слова;

• осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов;

• интонационно выделять звуки в слове;

• различать гласные и согласные звуки;

• определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;

• составлять предложения по живой модели;

• определять количество и последовательность слов в предложении;

развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.

В подготовительной к школе группе дети осваивают умения :

• определять количество и последовательность слов в предложении;

• составлять предложения с заданным количеством слов;

• ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов;

• выполнения штриховки в разных направлениях, обводки;

чтения простых слов и фраз;

• разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;

• освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа);

• интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков;

• составление схемы звукового состава слова;

• выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Обучение грамоте»Дидактическое пособие «Обучение грамоте» «Дидактическое пособие «Обучение грамоте» Наглядное пособие было разработано мною, для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…»Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…» «Письма, письма лично на почту ношу….», - пела некогда знаменитая группа «Песняры». Вот и я спешу в почтовое отделение, чтобы отправить.

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
Опубликовано: 15 января 2025 в 11:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения» (включая файлы) размещена пользователем Мария Маршалко (УИ 3343819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД