МААМ-картинки

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Мария Маршалко
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения

Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Чтение и письмо – это вид речевой деятельности, а навыки чтения и письма – речевые навыки. Речевая деятельность человека теряет всякий смысл без потребности следовательно, и обучение элементарному чтению и письму, и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям. Начало школьной учёбы знаменует собой наступление качественного нового периода в развитии и воспитании ребёнка. У ребёнка, приступившего к школьному обучению, происходит интенсивное формирование важнейших новообразований – произвольности психических процессов, саморегуляции поведения, ускорение социализации всех личностных качеств и, главное, коренного изменения взгляда на отношения к языку и речи.

Период обучения грамоте характеризуется следующими задачами:

1. Изучение родного языка, как новой и обширной области познаний и развития.

2. Развитие устных видов речевой деятельности и осознанное пользование им.

3. Введение ученика в систематическое изучение русского языка.

4. Развитие фонематического слуха, т. е. способности выделять в своей и чужой речи звуки-фонемы, звуки-смыслоразличители, устанавливать порядок следования.

5. Уточнение и развитие словарного запаса детей.

К. Д. Ушинский говорил:

«Главная задача учителей – это научить детей учиться»

Вывод: Итак, в период обучения грамоте представляет собой чрезвычайно ответственный, стартовый этап, в начавшейся школьной жизни ребёнка, этап, призванный решить много задач, фундаментальных по своей значимости, решение которых существенно облегчает последующую школьную учёбу ученика.

Обучение грамоте – самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтёров и многие другие.

Родоначальником современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте был К. Д. Ушинский.

Современный метод – является наиболее пригодным для обслуживания современного общества, отвечает целям и задачам обучения на современном участке.

Звуковой – обучение грамоте начинается с выработки у детей умения выделять звуки из речи, поэтому появилась аналитико-синтетическая деятельность учащихся.

Принципы аналитико-синтетического метода обучения грамоте:

Традиционные принципы

а) с точки зрения формирования личности:

- обучение грамоте носит воспитательный и развивающий характер, обеспечивает умственное развитие, опирается на жизненный опыт учащихся;

б) с точки зрения психолого-лингвистической:

- обучение грамоте опирается на живую речь, на речевой навык, на образцовые тексты;

- за основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним);

- в качестве единицы чтения берется слог (отсюда слоговый или позиционный принцип чтения);

в) с точки зрения организационной:

- устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв – принцип частотности;

- выделяются периоды обучения грамоте (подготовительный и основной);

- обучение чтению и письму ведётся раздельно, но параллельно (письмо следует за чтением).

Современные принципы

а) с точки зрения организации учебной практики:

- дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе обучения грамоте;

б) с точки зрения перспектив обучения:

- системное введение элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений – на практической основе;

в) с точки зрения психолого-лингвистической:

- вводится слого-звуковой анализ слова;

г) с точки зрения методов обучения:

- введение элементов моделирования – модели слогов, слов, предложений и т. д.

Методы обучения грамоте (исторический аспект)

Слово метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. С давних пор в методике начального обучения все, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод. Самым древним методом обучения грамоте был буквослагательный метод. Все обучение грамоте по буквослагательному методу предполагало прохождение ученика по четырем ступеням:

Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита. Для этого в учебниках - букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных букв кирилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательности. Каждая буква кирилловской азбуки имела свое название. Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, вразбивку.

Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных, потом трехбуквенных и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «аз». После этого произносился весь слог сразу, целиком - «ба».

Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу - обучением чтению отдельных слов. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в выбранном для чтения, слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов.

Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т. е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т. е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения. Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года. Другой наиболее существенный недостаток этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов грамоты - от заучивания букв до складывания слогов и слов. Заметной попыткой усовершенствовать буквослогательный метод обучения грамоте стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате выделилась отдельная, особая слоговая система обучения грамоте. Чтение и запоминание слогов.

Метод целых слов - чтение и запоминание целых слов. В недрах буквослагательного метода зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре картинок к каждой букве неизбежно подтолкнуло учителей на понимание того, что первая буква в слове – название картинки обозначает соответствующий начальный звук этого слова. Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания.

В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т. д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой. Разновидности звукового метода: - звуковой аналитический метод (от слова к звуку);

- звуковой синтетический метод (от звука к слову).

При обучении грамоте сочетается аналитическая работа и синтетическая, что ведет к использованию аналитико-синтетического метода.

Тематика, задачи, содержание и структура занятий по подготовке к обучению грамоте

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.

Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:

1) развитие слуховых функций; у детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии уда-ров, предъявляемые последовательно, таким образом, развивается и речевое и неречевое слуховое восприятие ребенка;

2) развитие фонематического восприятия;

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;

4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;

5) развитие артикуляционной моторики;

6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу; развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками; подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и т. п. ;

7)формирование осознанного отношения к языковой действительности; необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении, произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам;

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;

9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению.

Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

• освоение чистого произношения сложных звуков;

• упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;

• использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения;

• автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

В старшей группе дети осваивают умения:

• делить на слоги двух-трехслоговые слова;

• осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов;

• интонационно выделять звуки в слове;

• различать гласные и согласные звуки;

• определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;

• составлять предложения по живой модели;

• определять количество и последовательность слов в предложении;

• развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.

В подготовительной к школе группе дети осваивают умения:

• определять количество и последовательность слов в предложении;

• составлять предложения с заданным количеством слов;

• ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов;

• выполнения штриховки в разных направлениях, обводки;

• чтения простых слов и фраз;

• разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;

• освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа);

• интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков;

• составление схемы звукового состава слова;

• выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Обучение грамоте»Дидактическое пособие «Обучение грамоте» «Дидактическое пособие «Обучение грамоте» Наглядное пособие было разработано мною, для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…»Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…» «Письма, письма лично на почту ношу….», - пела некогда знаменитая группа «Песняры». Вот и я спешу в почтовое отделение, чтобы отправить.

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
Опубликовано: 15 января 2025 в 11:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения» (включая файлы) размещена пользователем Мария Маршалко (УИ 3343819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД