Мария Маршалко
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения
Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Чтение и письмо – это вид речевой деятельности, а навыки чтения и письма – речевые навыки. Речевая деятельность человека теряет всякий смысл без потребности следовательно, и обучение элементарному чтению и письму, и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям. Начало школьной учёбы знаменует собой наступление качественного нового периода в развитии и воспитании ребёнка. У ребёнка, приступившего к школьному обучению, происходит интенсивное формирование важнейших новообразований – произвольности психических процессов, саморегуляции поведения, ускорение социализации всех личностных качеств и, главное, коренного изменения взгляда на отношения к языку и речи.
Период обучения грамоте характеризуется следующими задачами:
1. Изучение родного языка, как новой и обширной области познаний и развития.
2. Развитие устных видов речевой деятельности и осознанное пользование им.
3. Введение ученика в систематическое изучение русского языка.
4. Развитие фонематического слуха, т. е. способности выделять в своей и чужой речи звуки-фонемы, звуки-смыслоразличители, устанавливать порядок следования.
5. Уточнение и развитие словарного запаса детей.
К. Д. Ушинский говорил:
«Главная задача учителей – это научить детей учиться»
Вывод: Итак, в период обучения грамоте представляет собой чрезвычайно ответственный, стартовый этап, в начавшейся школьной жизни ребёнка, этап, призванный решить много задач, фундаментальных по своей значимости, решение которых существенно облегчает последующую школьную учёбу ученика.
Обучение грамоте – самая древняя отрасль методики родного языка. Самые выдающиеся педагоги прошлого: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. П. Вахтёров и многие другие.
Родоначальником современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте был К. Д. Ушинский.
Современный метод – является наиболее пригодным для обслуживания современного общества, отвечает целям и задачам обучения на современном участке.
Звуковой – обучение грамоте начинается с выработки у детей умения выделять звуки из речи, поэтому появилась аналитико-синтетическая деятельность учащихся.
Принципы аналитико-синтетического метода обучения грамоте:
Традиционные принципы
а) с точки зрения формирования личности:
- обучение грамоте носит воспитательный и развивающий характер, обеспечивает умственное развитие, опирается на жизненный опыт учащихся;
б) с точки зрения психолого-лингвистической:
- обучение грамоте опирается на живую речь, на речевой навык, на образцовые тексты;
- за основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним);
- в качестве единицы чтения берется слог (отсюда слоговый или позиционный принцип чтения);
в) с точки зрения организационной:
- устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв – принцип частотности;
- выделяются периоды обучения грамоте (подготовительный и основной);
- обучение чтению и письму ведётся раздельно, но параллельно (письмо следует за чтением).
Современные принципы
а) с точки зрения организации учебной практики:
- дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся в процессе обучения грамоте;
б) с точки зрения перспектив обучения:
- системное введение элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений – на практической основе;
в) с точки зрения психолого-лингвистической:
- вводится слого-звуковой анализ слова;
г) с точки зрения методов обучения:
- введение элементов моделирования – модели слогов, слов, предложений и т. д.
Методы обучения грамоте (исторический аспект)
Слово метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. С давних пор в методике начального обучения все, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод. Самым древним методом обучения грамоте был буквослагательный метод. Все обучение грамоте по буквослагательному методу предполагало прохождение ученика по четырем ступеням:
Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита. Для этого в учебниках - букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных букв кирилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательности. Каждая буква кирилловской азбуки имела свое название. Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, вразбивку.
Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных, потом трехбуквенных и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «аз». После этого произносился весь слог сразу, целиком - «ба».
Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу - обучением чтению отдельных слов. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в выбранном для чтения, слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов.
Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т. е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т. е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения. Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года. Другой наиболее существенный недостаток этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов грамоты - от заучивания букв до складывания слогов и слов. Заметной попыткой усовершенствовать буквослогательный метод обучения грамоте стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате выделилась отдельная, особая слоговая система обучения грамоте. Чтение и запоминание слогов.
Метод целых слов - чтение и запоминание целых слов. В недрах буквослагательного метода зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре картинок к каждой букве неизбежно подтолкнуло учителей на понимание того, что первая буква в слове – название картинки обозначает соответствующий начальный звук этого слова. Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания.
В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т. д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой. Разновидности звукового метода: - звуковой аналитический метод (от слова к звуку);
- звуковой синтетический метод (от звука к слову).
При обучении грамоте сочетается аналитическая работа и синтетическая, что ведет к использованию аналитико-синтетического метода.
Тематика, задачи, содержание и структура занятий по подготовке к обучению грамоте
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.
Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:
1) развитие слуховых функций; у детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии уда-ров, предъявляемые последовательно, таким образом, развивается и речевое и неречевое слуховое восприятие ребенка;
2) развитие фонематического восприятия;
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;
5) развитие артикуляционной моторики;
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу; развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками; подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и т. п. ;
7)формирование осознанного отношения к языковой действительности; необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении, произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам;
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;
9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению.
Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• освоение чистого произношения сложных звуков;
• упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;
• использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения;
• автоматизация сложных для произношения звуков в речи.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:
В старшей группе дети осваивают умения:
• делить на слоги двух-трехслоговые слова;
• осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов;
• интонационно выделять звуки в слове;
• различать гласные и согласные звуки;
• определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;
• составлять предложения по живой модели;
• определять количество и последовательность слов в предложении;
• развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
В подготовительной к школе группе дети осваивают умения:
• определять количество и последовательность слов в предложении;
• составлять предложения с заданным количеством слов;
• ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов;
• выполнения штриховки в разных направлениях, обводки;
• чтения простых слов и фраз;
• разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;
• освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа);
• интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков;
• составление схемы звукового состава слова;
• выделение ударного гласного звука в слове.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!