Татьяна Малых
Обучение дошкольников современному этикету
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет является частью общечеловеческой культуры. Знание этикета расширяет внутренний мир человека, создаёт возможности успешного общения. Обучение правилам и нормам этикета заложено в программах дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности человека.
Этикет- это установленный в обществе порядок поведения, который включает в себя правила, регулирующие взаимоотношения в обхождении с окружающими, в обращениях и приветствиях,в поведении в общественных местах, в манерах и внешнем облике человека.
Публикация «Обучение дошкольников современному этикету» размещена в разделах
Этике проявляется в 2-х формах: речевой и неречевой. К речевому этикету относятся словесные выражения,обозначающие уважительное отношение к людям. Неречевой этикет- это поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.
Среди этикетных правил есть основные, пронизывающие всё поведение человека:
1. Старайтесь не ставить человека в неудобное положение!
2. Поступайте с другими так,как хочешь. чтобы поступали с тобой!
Формирование основ современного этикета осуществляется через следующие циклы:
1. Даём детям знание этикетного правила.
(Приходя утром в детский сад, нужно говорить детям и взрослым "здравствуйте" или "доброе утро".
2. Помогаем детям понять разумность и необходимость этого правила.
(Слова " здравствуйте и доброе утро" настраивают на добрые отношения, я желаю вам здоровья, добра, я настроен с вами общаться. играть, дружить).
3. Формируем умение применять его практически.
(Ребёнок самостоятельно. без напоминания выбирает слово для приветствия, оно становится привычкой.)
4. Поддерживаем положительное эмоциональное переживание от выполнения правила.
(Замечаем. какой ребёнок приветливый. как нам приятно от его приветствия и. т. д.)
Этикетное поведение формируется постоянно ежеминутно. Это приветствие во время прихода в детский сад,прощание в конце дня, и поведение за столом,и прогулка по улице, и встреча с артистами кукольного театра, и праздничное веселье,и режимные моменты,и специальные занятия.
Чтобы работа была успешной необходимо создать определё нные условия:
1. Положительный настрой. Нельзя никого обидеть. Для этого используем ласковые обращения к детям по имени, похвалу, призы и др.
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Действия воспитателя направлены на создание творческой, доброжелательной, дружеской обстановки в группе. даём образец разрешение конфликтов, сочувствия и переживания, взаимопомощи. радости за своего товарища.
3. Связь с семьёй- необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность в воспитании культурного и образованного человека. В работе с родителями ставим цель- помочь осознать важность формирования этикетного поведения у детей, добиться, чтобы им самим захотелось участвовать в этой работе, расширять знания об этикете.
(рекомендации читать такие журналы как "Няня", "Кроха", "Наш малыш" и. т. д. Проведение гостевых дней, совместных праздников, мастер- классы,деловые игры и. т. д.)
4. Словарная работа. Ребёнок должен овладеть такими понятиями, как уважение, вежливость,общение, этикет, слова приветствия, комплимент и др. Составляем словарь вежливых слов. изготовление игр, помогающих освоить новые слова, например: "Цветик- семи-цветик","Шкатулка комплиментов", "Я приглашаю гостей", "Расскажи какой?"."Подскажи словечко" и др.
Мы предусмотрели специальные занятия по правилам этикета. Главное содержание этих занятий- поведенческие правила. этикетные и этические нормы. Включаются в занятия беседы. игры, экскурсии, посещение кинотеатра,библиотеки. музея. Все это создаёт условия для наилучшего усвоения принятого в обществе поведения. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык: поблагодарить за подарок, произнести комплимент и. т. д. Итоговые приёмы дают возможность интересно и показательно обучить детей, они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.
Для усилия эмоций применяем художественные, музыкальные и живописные произведения. Активно вводим детское творчество: придумывание рассказов и сказок, в которых важен позитивный конец. когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, нарушители исправились.
Наиболее эффективным средством формирования этикетного поведения детей является игр. Она наиболее доступно даёт ребёнку представление о том, как себя вести в определённой ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра имеет и дисциплинирующее значение. а дисциплина является важным условием этикетного поведения.
Так в сюжетно-ролевых играх мы закрепляем речевой этикет и правила поведения в общественных местах: больнице, аптеке, магазине, в кафе, транспорте. Игра "Дочки-матери" упражняет детей а разных видах этикета : семейном,гостевом, подарочном, столовом. в этикете телефонного разговора. Широко используем театрализованные игры. Например при подготовке постановки сказки "Репка" уделяем внимание семейному этикету : вся семья поднялась на общее дело- помочь вытащить репку. Зрители упражняются в правилах поведения в театре. На спектакль приглашает родителей - затронут гостевой этикет : гостей надо принять,развлечь.
Используются и подвижные игры, соревнования. Например, дети соревнуются, кто быстрее добежит, но вмешивается стихия: кто-то упал, кто-то спешит всех победить, а кто-то тоже хочет быть первым, но останавливается, чтобы помочь упавшему. Вот важнейший этикетный аспект в поведении ребёнка, на котором обязательно нужно сделать акцент.
В результате работы постепенно у детей формируется интерес к правилам поведения, желание их выполнять. Появляются продвижения в освоении личностных взаимоотношений: дети более доброжелательно относятся к сверстникам, оказывают помощь, делятся игрушками, радуются за товарища.