Марина Сланова
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Основы музыкальной культуры закладываются еще в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, духовность, приобретаются знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
Темочки:
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Музыкальные инструменты
- Темочки
Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен. И не всегда в домашних условиях у детей есть возможность услышать их звучание «вживую». Чаще они слышат музыку в аудиозаписи. Поэтому перед музыкальным руководителем детского сада стоит задача по ознакомлению дошкольников с музыкальным искусством, музыкальными инструментами, и поиску новых путей, современных методов.
Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах перед детьми открывается новый удивительный мир звуков, проявляется интерес к инструментальной музыке, идет усвоение первичных представлений об элементарной музыкальной грамоте, обогащается активный словарь.
Музыкальное творчество способствует зрительной, слуховой активности, развивает музыкальную память, расширяет восприятие в целом.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, учится понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности. Развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, проявлению фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Этот вид деятельности оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Таким образом, проблема обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в рамках реализации ФГОС ДО является очень актуальной.
2. Цели и задачи в соответствии с содержанием ФГОС ДО
Цель обучения детей игре на детских музыкальных инструментах :
расширение и обобщение представления дошкольников о разнообразии музыкальных и шумовых инструментов в соответствии с содержанием ФГОС ДО, создание благоприятных условий для развития музыкального исполнительского творчества детей.
Задачи обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в условиях ФГОС ДО :
- познакомить с простейшими приемами игры на музыкальных инструментах;
- приобщать к игре на детских музыкальных и шумовых инструментах;
- разучивать с детьми простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
- исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая общую динамику и темп;
- формировать первичные представления об элементарной музыкальной грамоте;
- побуждать детей к самостоятельной импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах;
- воспитывать у детей веру в свои творческие способности;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
3. Музыкальные способности детей и их развитие посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах
Музыкальные способности – это, прежде всего, индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.
Нет детей неспособных. Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.
Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах является одним из видов деятельности, способствующей развитию музыкальных способностей детей, таких как:
- чувство ритма,
- звуковысотный слух,
- тембровый слух,
- диатонический слух,
- восприятие музыки и эмоциональная отзывчивость,
- музыкальная память.
.
Разучивание разнохарактерных пьес в детском оркестре способствует восприятию музыки и эмоциональной отзывчивости на нее.
Благодаря тому, что дети обучаются приемам игры на детских музыкальных инструментах, разучивают и исполняют простейшие мелодии, песенки, получают первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, получают много новых знаний,тренируется музыкальная память.
Чем активнее общение ребенка с музыкальными инструментами, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.
4. Создание условий для обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Богатство и красота звучания инструментов в исполнении различных оркестров побуждает у дошкольников желание самостоятельно извлекать звуки из доступных музыкальных инструментов, подражая взрослым профессиональным исполнителям.
Музыкальные руководители должны использовать те возможности, которые доступны в дошкольном учреждении :слушание в аудиозаписи классической и народной музыки в исполнении разных инструментов в НОД и свободное время, просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки, видеопрезентаций, игра в детском оркестре, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп : ударных, клавишных, духовых, струнных.
Для успешного обучения игре на детских музыкальных инструментах и развития музыкальных способностей необходимо, прежде всего, создать необходимые условия.
В первую очередь, должна быть создана благоприятная музыкальная среда, то есть, наличие детских инструментов в музыкальном зале и в группах, музыкально-дидактических игр, музыкальных пособий, аудио- и видеозаписей, соответствующих возрасту детей.
Во-вторых, очень важным является поддержание интереса к музыкальной деятельности, в частности, к музыкальным инструментам и игре на них.
Такая деятельность всегда связана с открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.
Успешное овладение игрой на детских музыкальных инструментах укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
В наше время музыкальному руководителю не обойтись без активного использования в своей работе современных информационных технологий. Это является еще одним из условий успешного обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Также музыкальные руководители активно используют в своей работе печатные источники информации в электронных СМИ и звуковые файлы, в частности, коллекции плюсовок и минусовок песен для детей дошкольного возраста.
Одним из обязательных условий обучения является использование в работе доступного возрасту и понятного музыкального материала.
Совместная работа с воспитателями, с детьми и их родителями оказывает большую помощь в работе.
Организация детского оркестра из наиболее способных дошкольников является результатом знакомства с шумовыми и музыкальными инструментами.
Одним из условий положительной динамики обучения игре на инструментах являются открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление детского оркестра на утренниках и развлечениях.
5. Формы, методы и приемы обучения игре на детских шумовых и музыкальных инструментах
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки, игра на шумовых инструментах, игра в оркестре, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Наиболее действенны следующие методы и приемы – это демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа, а так же применять метод презентационного показа.
Наглядные методы применяются в совокупности со словесными и практическими методами обучения.
Метод обучения складывается из совокупности приемов.
Приемом обучения принято называть составные части метода, которые ведут к достижению частных задач.
На каждом виде музыкальных инструментов играют по-разному. Нужны специальные приемы, без которых просто невозможно будет сыграть красиво и правильно. Поэтому, подавляющее большинство музыкальных руководителей, использует индивидуальный подход к каждому дошкольнику, особенно, если впоследствии этот ребенок будет играть в оркестре.
Специальные приемы используются для извлечения звука и для овладения игрой на ударных инструментах : бубне, барабане,
колокольчике, деревянных ложках, палочках, маракасах, треугольнике, кастаньетах, трещотках, тарелках. Звук на ударных инструментах извлекается ударами палочками или рукой по звучащему телу инструмента. Эти приемы музыкальный руководитель показывает наглядно и отрабатывает с каждым ребенком. Также при игре на инструментах, имеющих звукоряд, таких как: металлофон, ксилофон, аккордеон, детский синтезатор, применяются приемы показа, как правильно держать инструмент, музыкальный молоточек, сжимать и разжимать мех на аккордеоне, извлекать чистый и красивый звук и т. д.
6. Этапы обучения игре на детских музыкальных инструментах
Обучение игре на детских музыкальных инструментах требует времени, терпения и поэтапной работы:
1 – слушание, запоминание мелодии;
2 - пропевание мелодии (попевки);
3 - прохлопывание ритмического рисунка попевки;
4– разучивание мелодии (попевки).
5 – исполнение попевки индивидуально на каждом инструменте;
6 - исполнение попевки в оркестре;
7 - исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.
Обучение игре на музыкальных инструментах начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки. Уже во 2-й младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчиках, знакомятся с металлофоном.
Игра на музыкальных инструментах может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.
7. Мониторинг знаний, умений и навыков игры на музыкальных инструментах
Мониторинг знаний, умений и навыков по практическому освоению приемов игры на детских музыкальных инструментах проводится в начале и конце учебного года по следующим критериям:
1. Имеет сформированную потребность к игре на инструментах;
2. Может контролировать качество исполнения музыки на инструментах;
3. Может самостоятельно озвучить небольшие стихи и сказки, выбирать для этого инструменты (в рамках ФГОС);
4. владеет простейшими приемами игры на музыкальных инструментах;
5. умеет играть простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
6. имеет первичные представления об элементарной музыкальной грамоте.
Критерии диагностики:
Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.
Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.
Низкий уровень: нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемах игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.
8. Практическая значимость методической разработки для реализации целей и задач ФГОС ДО
Таким образом, использование музыкальным руководителем детского сада методической разработки позволяет:
- достичь результата с помощью различных методов, приемов и форм музыкальной деятельности на каждом этапе обучения игре на детских музыкальных инструментах, а также провести системный анализ.
- развивать творчество детей через игру на детских музыкальных и шумовых инструментах, используя ряд мероприятий, позволяющие углубить и обобщить представления дошкольников о разнообразии музыкальных и шумовых инструментов.
Поработав над темой, можно сделать вывод, что важно поддерживать проявляющуюся склонность к инструментальному исполнительству и создавать соответствующие условия для развития музыкальных способностей.
Проведение каждого занятия по обучению игре на инструментах требует от музыкального руководителя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь дошкольников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей навстречу.