Рыбалко Надежда Николаевна
Обучение дошкольников грамоте «Буква Я» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №4
Слайд 1.
Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Занятие № 4, с. 114.
Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017.
Публикация «Обучение дошкольников грамоте „Буква Я“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Составитель презентации: Рыбалко Надежда Николаевна.
Слайд 2.
Программное содержание : продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук; познакомить с гласной буквой я, Я (маленькой и большой) и правилам написания буквы я после мягких согласных звуков; развивать умение составлять предложения о действиях игрушки (из двух слов); воспитывать желание называть слова с заданными звуками.
Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с гласными буквами а А, я Я; указка; фишки- игрушки; игрушка лиса.
Раздаточный материал: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с гласными буквами а А, я Я; указка- палочка; тетради «Первые шаги…», «От слова к звуку», «От звука к букве».
Слайд 3.
Улыбнитесь друг другу!
Слайд 4.
Работа над предложением.
Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет с ней различные упражнения. Дети составляют предложения из двух слов о действиях лисы. (Лиса бегает. Лиса танцует) Затем к доске вызываются двое детей. Один ребенок обозначает слово «ЛИСА», другой - слово «БЕГАЕТ». Воспитатель предлагает им построить предложение: Бегает лиса, а остальные дети группы называют 1-е, 2-е слово. Далее по команде воспитателя играющие меняются местами, и один - двое детей группы говорят, какое новое предложение получилось. (Лиса бегает.) Игра продолжается, по «живой модели» составляются предложения о трех - четырех действиях лисы.
Слайд 5.
Звуковой анализ слов.
Воспитатель даёт каждому ребёнку (в зависимости от степени его подготовленности) индивидуальное задание выложить слово в свое тетради «Первые шаги по ступенькам грамоты». Предлагаемые слова: ШАР, ЛУНА, РЫБА, ШАПКА, САНКИ, ЛИПА, БАНКА, ШАЛАШ, КНИГА, РАБОТА, МАШИНА. Звук [а] дети по заданию воспитателя обозначают буквой а, все остальные звуки – соответствующими фишками. После того, как воспитатель проверит правильность выполненного задания, дети выложенные слова не убирают.
Слайд 6.
Загадки.
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
Его пинают, а он не плачет!
Его бросают – назад скачет.
Упадёт – подскачет, ударишь – не плачет.
Круглый, гладкий и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Слайд 7.
Звуковой анализ слова.
Воспитатель предлагает детям выложить в тетрадях «Первые шаги по ступенькам грамоты» слово «МЯЧ» из фишек, напоминая, что звук [ч’] – всегда мягкий согласный.
Первый звук [м’] – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёной фишкой с колокольчиком, обозначающим звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 8.
Звуковой анализ слова.
Второй звук [а] – гласный, обозначается красной фишкой.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 9.
Звуковой анализ слова.
Третий звук [ч’] – согласный, мягкий, глухой, обозначается зелёной фишкой без колокольчика, обозначающего звонкость звука.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 10.
Звуковой анализ слова.
Затем педагог произносит слово с ударением (МЯЯЯЯЧ, обозначает ударный гласный чёрной фишкой и ставит её за красную фишку.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 11.
Вопросы к детям:
«Какие мягкие согласные в слове? ([м’], [ч’].) Какой гласный звук в слове? ([а]). После каких согласных звуков в ваших словах из задания II стоит буква а? (После твердых согласных)».
Воспитатель вводит правило, что после мягких согласных звуков звук [а] обозначается буквой я. Читают слово и заменяют красную фишку, обозначающую гласный звук, буквой я.
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 12.
На что похожа буква Я.
Слайд 13.
Слайд 14.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад).
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давай и ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Слайд 15.
Игра «Исправь ошибку».
Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней букву а, под ними выкладывает зелёную фишку и букву я. Напоминает детям, что после твёрдого согласного звука ставится буква а, а после мягкого согласного – буква я. Затем предлагает им закрыть глаза и переставляет буквы. Дети должны исправить ошибку и объяснить её. Далее дети снова закрывают глаза, и воспитатель меняет местами фишки. Ребёнок, объяснивший ошибку, исправляет её на доске.
Слайд 16.
Игра «Назови слова».
Воспитатель предлагает детям называть сначала слова, которые начинаются с мягкого согласного звука [м’] или другого мягкого согласного звука, затем со звуком [м] (или парного заданному звуку твердого согласного). В конце игры определяется победитель.
Слайд 17.
Упражнения на закрепление: тетради «От слова к звуку», с. 16, «От звука к букве», с. 6.
Слайд 18.
Спасибо!
Слайд 19.
Источники:
Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая, подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017.
Слайд 20.
Данная разработка участвовала во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации «Презентация к уроку» сетевое издание «Педлидер». Конкурсная работа «Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Буква Я. Занятие № 4» заняла I место. Заявка № 2115784.
https://pedleader.ru/results/2113758/