Попова Юлия Ильинична
Обучение детей коми языку как средство приобщения к культуре коми народа
▼ Скачать + Заказать документы
«Давайте детям больше и больше созерцания
общего, человеческого, мирового.
Но преимущественно старайтесь знакомить
с этим через родные и национальные явления»
В. Г. Белинский.
«Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» - говорится в проекте «Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы». Сохранение и развитие коми традиционной культуры, обеспечение преемственности в передаче этнокультурных ценностей является сегодня приоритетным направлением государственной политики в Республике Коми. В рамках интеграции процессов воспитания и развития, где этнокультурная составляющая представлена в процессе социализации ребенка через приобщение его к национальной принадлежности, формирование толерантности, формирование потребности к изучению традиций и обычаев своего народа, в дошкольных образовательных организациях Республики Коми ведутся занятия и другие формы педагогической деятельности с детьми по приобщению детей к этнокультурным традициям, обучение детей коми языку.
Публикация «Обучение детей коми языку как средство приобщения к культуре коми народа» размещена в разделах
Через язык ребёнку передаются культурные, моральные, религиозные, другие общественные представления. В речевом общении происходит овладение социальной идентичностью и внутри ее – индивидуальной идентичностью. Чем больше языков изучит подрастающий человек, тем больше форм описания действительности, типов суждений о ней, структур мышления он усвоит, тем шире будет спектр его собственных возможностей.
Значимость национальных культур, родных языков, традиций воспитания подрастающих поколений в духе уважения и любви к ближнему особенно велика. Именно в этих традициях и содержится, по существу, общечеловеческий опыт добрососедства и взаимодействия, терпимости и межнационального согласия. Надо только научиться использовать этот поистине бесценный источник духовности и опыта на пользу Человеку Обществу в современных условиях, когда все больший размах приобретает унификация и потеря национальной сущности культуры. По сути дела, только в национальной культуре проявляется истинная духовность, нравственность и общечеловеческие принципы добра, справедливости справедливости и любви к человеку.
Обучение коми языку русскоязычных детей, живущих в Коми Республике необходимо, так как появляется интерес, уважение к традициям коми народа, углубляются знания о республике, в которой они живут.
В требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, «должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс».
Таким образом, этнокультурное содержание становится значимым в проектирование образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому задачи по приобщению к культуре, традициям, фольклору, языку и искусству своего народа включены во все образовательные области развития ребенка:
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает ознакомление с особенностями культуры коми народа (национальными праздниками, традициями и обычаями); формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей; развитие чувства гордости за достижения уроженцев Республики Коми, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков-героев, а также предусматривает ознакомление с коми пословицами и поговорками о жизни, труде, быте, моральных представлениях коми народа;
образовательная область «Познавательное развитие» направлена на знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с городом Сыктывкар – столицей Республики Коми, с другими городами и районами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Республики Коми; с картой Республики Коми; с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками; с видами природных месторождений, чем богата Республика Коми; с видами производства, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родной республике;
образовательная область «Речевое развитие» предполагает обучение коми языку в разных вариантах в зависимости от местоположения детского сада.
Коми языковой материал интегрируется в содержание всех образовательных областей согласно ФГОС ДО.
В системе дошкольного образования существует проблема, усугубляющая решение задач развития этнокультурного образования - сокращение количества детей, владеющих коми языком, а также увеличение количества русскоязычного населения. Демографическая тенденция такова, что количество носителей коми языка уменьшается, и чтобы повернуть ее обратно, нужно создавать условия для овладения языком с детства в естественных условиях.
Поэтому важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей сохранению и развитию коми языка и культуры. В современных условиях модернизации системы образования эта задача решена через дополнительные образовательные программы по обучению детей коми языку.
Система дополнительного образования обеспечивает развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора деятельности, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов. При этом они обладают высокой степенью свободы, вариативностью и пластичностью, и максимально открыты для формирования этнокультурной воспитанности обучающихся на основе национальных традиций.
Большое значение придаётся соблюдению дидактических принципов, доступность прилагаемого материала, взаимосвязь и последовательность в планировании, дифференцированный подход к детям, наглядность материала. Определены задачи и содержание приобщения дошкольников к важным сферам жизни – социальному, предметному, природному миру.
Ввиду особенностей детской психики, лёгкого восприятия и усвоения языкового материала рекомендуется начинать изучать коми язык в дошкольном возрасте, поскольку у дошкольников формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала второго языка. Обучение коми языку имеет коммуникативно-культурологическую направленность и проводится с 4-х лет. В этом возрасте ребенок еще не имеет предубеждений и суеверий, он вступает в общение с взрослым, которому доверяет, с которым он оказывается рядом. Для более эффективного обучения коми языку используются технологии языкового погружения, то есть вступление в общение происходит естественным путем.
Детский возраст (от 4 до 7) наиболее благоприятен для изучения языка. В это время дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Возрастные особенности детей
Средняя группа
Усиливается речевая активность детей.
Речь приобретает правильное фонетическое звучание, интонационную выразительность, становится грамматически более правильной, что позволяет легко общаться между собой и с взрослыми.
Складывается стойкая потребность в общении с взрослым.
Игры приобретают совместный характер. Ребенок переживает радость от игр, от общения с товарищами.
Усложнение деятельности, обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов и качеств личности ребенка.
Любознательность становится устойчивым качеством ребенка этого возраста.
Старшая группа
Это возраст фактического складывания психологических механизмов личности, характеризующийся освоением новых знаний, появлением новых качеств, интересов и потребностей.
У детей появляется огромная потребность в общении с людьми в различных ее формах.
На первый план выступает личностный тип общения, в основе которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям, его эмоциональному состоянию.
Дети этого возраста приветливы, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их.
На поведение 6-летнего ребенка оказывает влияние мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослым, мотивы самолюбия, самоутверждения.
Активно развивается самооценка, на которую оказывает влияние оценка взрослых.
Подготовительная группа
Расширяется круг взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Ребенком усвоены нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности.
Отношения между детьми определяются совместной деятельностью.
Большое место в совместной деятельности продолжает занимать личное общение (стремление услышать и понять обращения, способность замечать настроение, понять огорченного сверстника, взрослого).
Навыки общения со сверстником позволяют адекватно действовать в любой коллективной деятельности (слушать товарища, помогать ему при затруднениях, согласовывать действия, соотносить свои действия с действиями партнера, совместно планировать, предвидеть свой результат и результат партнера). Эти навыки помогут ребенку в учебной деятельности.
Обучение коми языку русскоязычных детей в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте.
Раннее обучение коми языку отвечает потребностям, идущим от взрослых, ответственных за образование подрастающего поколения.
Раннее обучение языку играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных особенностей ребенка, но и дает возможность приобщения к национальному языку и культуре, с целью воспитания у них уважения к носителям любой другой культуры.
Большое внимание уделяется:
Формированию элементарных навыков речевой деятельности в разных её видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и её понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой
Овладению звуковой стороной коми языка – формированию произносительных навыков (в частности, специфических коми звуков);
Овладению определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише, необходимых для общения на коми языке.
Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, развитие элементарной устной разговорной речи, ознакомление с коми языком как средством общения и знакомства с культурой коми народа. В ходе усвоения коми языка в детском саду дети проходят подготовку к дальнейшему изучению коми языка в школе.
Требования к развитию устной речи детей :
1. Развивать фонематический слух: дети должны уметь различать на слух, из каких последовательно расположенных звуков состоит слово, и уметь произносить эти звуки, как в отдельности, так и в составе слога и слова.
2. Научить правильному произношению коми слов, правильной интонации вопроса и ответа, побуждения и просьбы и добиться усвоения лексического значения новых слов.
3. Развивать элементарные представления разговорной речи (диалогической) на занятиях и в повседневной жизни.
4. Формировать первоначальные умения и навыки монологической (повествовательной) речи, то есть умение слушать и понимать маленькие связные рассказы воспитателя и пересказывать их, составлять связный рассказ на знакомые темы, по сюжетным картинам, по диафильму и т. д.
5. Добиваться осознания детьми основных, наиболее употребительных явлений грамматического строя коми языка, умения строить предложения разных типов по аналогии с ранее усвоенными речевыми образцами.
Задачи обучения коми языку на основе русского направлены на общее развитие детей, расширение у них представлений о мире, совершенствование разнообразных способностей, связанных с речевым и общеинтеллектуальным ростом, а также воспитание дружеских чувств по отношению к коми народу, его культуре.
В плане практического овладения коми языком, задачи направлены на формирование артикуляционного аппарата ребенка и навыков общения на коми языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников.
Обучение дошкольников коми языку, предназначенное для воспитанников, для которых коми язык не является родным, обеспечено дополнительной образовательной программой на основе программы «Парма».
Программа «Парма» в своем содержании достаточно глубоко отражает и духовно-нравственную составляющую дошкольного образования. Воспитание толерантности в условиях поликультурного состава населения Республики Коми, воспитание гражданина своей малой Родины, приобщение детей дошкольного возраста к позиции гражданина России, все это находит свое отражение в содержании программы «Парма».
Через приобщение детей к истории, традициям, быту, языку коми народа, через осознание детьми сопричастности к своей земле, своему народу закладываются основы нравственных ценностей общечеловеческой культуры.
Исходя из основной цели раннего обучения коми языку в раздел «Обучение коми языку (государственному)» в программе «Парма» включены задачи, направленные на развитие дошкольника как субъекта детской деятельности и на практическое овладение коми языком : формирование артикуляционного аппарата ребёнка и навыков общения на языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников (умение понимать и выражать свои мысли и чувства, предавать и принимать информацию, выбирать в каждой определённой ситуации подходящую речевую конструкцию).
Методика обучения детей коми языку строится с учетом возрастных особенностей детей. В зависимости от этого формируются возрастные подгруппы по изучению коми языка. По каждой группе описывается вся лексика, все конструкции, которые подлежат обязательному усвоению в данном возрасте. Они служат основой для проверки речевого развития в конце учебного года. Подбирается интересная тематика для детей, которая близка по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются со второго года обучения. В каждой новой теме изученный материал повторяется, закрепляется, активизируется, переносится в новые контексты, на новые ситуации. Это обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения на коми языке.
Благодаря постоянной смене видов деятельности и игровым моментам в ходе занятия, усвоение языкового материала проходит легко. Среди многих видов деятельности, которые осваиваются ребенком в дошкольном возрасте, основными является игра. Игра является основным компонентом воспитания и развития культуры дошкольника. В игре ребенок отражает все свои знания, полученные от взрослых, собственного опыта.
Начиная со средней группы, овладение русскоязычными детьми коми языком идёт через организацию занятий 2 раза в неделю с закреплением языкового и речевого материала в повседневной жизни (при приёме пищи, одевании, на прогулке и т. д., во время разных видов детской деятельности (игры, труда, рисования, лепки, пения и т. д.).
Отдельные приемы обучения коми языку :
Устраиваются презентации детьми поделок, показы слайд-шоу, выставки, на которых каждый рассказывает о том, что сделал, что принес из дома, что подготовил в группе или вместе с родителями, демонстрируя одновременно способность описывать и рассказывать на коми языке. В режимные моменты используются рутинные формулы и рифмовки, и тогда дети быстро собираются, реагируют на коми язык. Одинаковые рифмовки используются в течение месяца, а затем заменяются новыми. В группе создана обстановка для изучения коми языка и культуры. Например, в группе звучит национальная музыка, детей встречают национальные персонажи, игрушки, герои фольклора, сказок.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники приобретают навыки :
самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на коми языке в рамках тематики.
У воспитанников формируются представления:
о культуре и быте народа коми.
У воспитанников развиваются умения:
умения слушать собеседника;
реагировать на его вопросы;
начинать, поддерживать и завершать разговор.