Людмила Нестерович
Картотека коми народных хороводных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека коми народных хороводных игр
1. Белый шаман (Еджыд шаман)
Звучит коми народная музыка.
Играющие ходят по кругу, выполняют разные коми движения. В центре водящий - белый шаман – добрый человек.
Публикация «Картотека коми народных хороводных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Республика Коми
- Русские народные игры
- Хороводные игры
- Темочки
По окончании музыки он становится на колено и бьёт в бубен определённый ритмический рисунок. Затем, подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить заданный ритм.
2. Кытшэн ворсам «В хороводе мы играем».
Дети выбирают водящего считалкой, он встает в круг. Дети идут по кругу и поют песенку:
В хороводе мы играем, ля-ля-ля.
Песню весело поём, ля-ля-ля.
Ну-ка, Маша, попляши, ля-ля-ля.
Что нам делать покажи, ля-ля-ля.
Маша показывает танцевальное движение, дети повторяют за ней.
3. Дудочка (Пэлян).
Музыкальный руководитель играет на инструменте и поёт песенку:
Приготовлю дудочку, позову детей
Поиграй-ка, дудочка, деткам веселей
Поиграй нам, дудочка, вверх, вверх!
Поиграй нам, дудочка, вниз, вниз!
Далее музыкальный руководитель играет мелодию на инструменте вверх ил вниз, а дети должны угадать направление мелодии. Так же музыкальный руководитель может дать задание ребёнку, спеть высоко или низко как «дудочка поёт» - ту-ту-ту.
4. Зайчик пляшет (Кэч йоктэ).
Дети стоят в кругу. Выбирается зайчик. Он становится в круг. Все дети выполняют движения по тексту песни.
Зайчик пляшет, пляшет,
Красивыми ножками (выставляют ноги на пятку)
Масляной головушкой (качают головой)
Беленьким хвостиком (виляют хвостиком)
Заинька, выходи, (хлопки в ладоши)
Беленький, попляши.
Заяц прыгает и выбирает пару
Исполняется пляска.
5. Ищем игрушку (Корсям чача).
Дети стоят в кругу, выбирают считалкой водящего, он выходит из круга и встаёт спиной к детям. Воспитатель ходит по кругу, в это время дети поют песенку:
Мы ногами топаем
Мы руками хлопаем
Ищем игрушку
Вместе мы играем.
После окончания песни воспитатель останавливается и дает ребенку маленькую игрушку, он ее прячет в ладошке или ставит на пол за спиной. В круг входит водящий и начинает искать игрушку, в это время дети хлопают в ладоши. Если водящий подходит близко к игрушке, дети хлопают громче, если далеко от игрушки – тише. Игра продолжается с другим водящим.
6. Капуста.
Дети поют песню: на 1-ый куплет змейкой закручивают круг, на 2-ой куплет – змейкой раскручивают круг.
1-ый куплет: Капуста, закрутись,
Капуста, закрутись!
Расти, расти, большая,
Расти, расти, большая!
2-ой куплет: Капуста, раскрутись,
Капуста, раскрутись!
Сварим вкусную капусту,
Сварим вкусную капусту (Змейкой раскручивают круг)
7. Мышь и угол (Шырэн-пельсэсэн).
Игроки бросают жребий, или считалкой выбирают водящего – кота, остальные – мышки. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов мало, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек.) Водящий ходит посередине комнаты и повторяет:
Мышка, мышка, дай мне угол,
Мышка, мышка, дай мне угол!
Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из одного угла в другой.
А кот наблюдает за ними, и если останется какой-нибудь угол пустым, он занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь оставшаяся без угла, становится котом, начинает ходить по комнате, приговаривая:
Мышка, мышка, дай мне угол!