Elena Dedova
Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий как средства обеспечения
Дедова Елена Николаевна, учитель-логопед
МБДОУ д/с № 87 г. Ставрополь
«…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».
Д. А. Медведев
В эпоху быстрых изменений, глобализации и модернизации образовательной системы, современным педагогам необходимо уметь использовать преимущества интернета и постоянно развивать свои навыки в области дистанционных образовательных технологий, сетевых инструментов и их применения в учебном процессе. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто остаются оторванными от общества и проводят большую часть времени в семейной обстановке. Они нуждаются в помощи для своей социализации, чтобы чувствовать себя не одинокими и наслаждаться жизнью, играть и общаться с другими детьми. В таком контексте использование социально-педагогического потенциала дополнительного образования кажется наиболее целесообразным, так как здесь активизируются механизмы творческого развития, основанные на свободной воле и вдохновении. Самое важное, какой личностью станет ребенок и как будет развиваться его личностное становление, влияют люди, с которыми он взаимодействует в своей жизни: родители, братья и сестры, родственники, сверстники и педагоги.
Публикация «Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий как средства обеспечения» размещена в разделах
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
«Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого кроме нечеловека.»
Ян Амос Коменский.
Одной из актуальных форм взаимодействия в учебной деятельности является дистанционное обучение. Эта форма позволяет осуществлять учебную работу на расстоянии, включая детей с особыми образовательными потребностями. Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности является одним из востребованных методов обучения в настоящее время. Особенно важно правильно организовать занятость ребенка в ситуации вынужденной изоляции.
Дистанционное образование - это образовательная система, которая предоставляет образовательные услуги с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение - это взаимодействие логопеда и дошкольников, детей между собой, которое отражает все компоненты специального обучения и воспитания с использованием интернет-технологий.
Одним из ключевых аспектов в современной системе образования является изменение отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в пользу поддержки и помощи этой категории обучающихся. Важно создать благоприятные условия для получения такими детьми полноценного образования, в том числе, как по предметам школьного курса, так и в рамках дополнительного образования. Проблема дистанционного дополнительного образования актуальна, поскольку она способствует адаптации этих детей в современном обществе.
Так как обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок с ограниченными возможностями здоровья уже получает профессиональные навыки, которые могут стать основой для его будущей работы и независимой жизни.
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение представляет собой интерактивный процесс, который осуществляется взаимодействием логопеда и дошкольников, а также детей между собой. В отличие от других форм обучения, таких как автономное самообразование или работа с компьютерными программами, дистанционное обучение предполагает наличие общения между логопедом и детьми.
Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится с теми же целями и содержанием, что и обучение очное, но форма представления материала и взаимодействия педагога и детей в этой форме обучения имеет свои особенности. Дидактические принципы организации обучения всё равно являются основой, но их реализация осуществляется специфичными способами, связанными с информационной средой и сетью интернет.
Таким образом, дистанционное коррекционно-развивающее обучение является эффективным и актуальным методом образования, позволяющим дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья получить качественное образование и развитие.
Дидактические принципы организации обучения в дистанционной форме также должны быть такими же, как и в традиционном обучении, но они реализуются специфическими способами, учитывая особенности новой формы коррекционно-развивающего обучения, а также возможности информационной среды и сети Интернет.
Принципы дистанционного коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи включают:
1. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного образования (СДО).
2. Принцип обеспечения безопасности информации, передвигающейся в СДО.
3. Принцип стартового уровня образования.
4. Принцип соответствия технологий обучения.
5. Принцип мобильности обучения.
6. Принцип ненавязчивости по отношению к существующим формам образования.
В настоящее время для дистанционного обучения дошкольников можно использовать специальные электронные ресурсы, которые позволяют эффективно решать задачи образовательной деятельности с использованием дистанционной формы обучения.
Рекомендуемые ресурсы для создания специальных образовательных условий включают в себя социальные сети и мобильные мессенджеры (Viber, Skype, WhatsApp, ВКонтакте, официальные сайты образовательных организаций и личные сайты (блоги) учителей-логопедов и воспитателей, которые предоставляют возможность обратной связи и размещения материалов.
Для проведения онлайн занятий и видеоконференций можно использовать ресурсы, такие как webinar.ru, videomost.com, Zoom, Skype и ВКонтакте.
Для разработки материалов для дистанционных занятий логопеда в дошкольных учреждениях можно использовать инструментальные средства, такие как Microsoft PowerPoint, для создания дидактических пособий и мультимедийных занятий.
Такие занятия предоставляют речевой материал программы, адаптированный для коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи.
При организации работы с ребенком по различным направлениям работы необходимо учитывать длительность занятий, сочетание различных форматов занятий (видеотрансляции, видеоконференции, задания с представлением результатов для проверки, чередование зрительной и двигательной нагрузки, а также организацию видеосвязи с учителем-логопедом для коррекционных задач.
В целом, дистанционное обучение требует разграничения коррекционных и развивающих целей, а также поддержки ребенка через различные платформы обучения и виды связи.
Структура онлайн-занятия по автоматизации звука включает следующие этапы.
1. Организационный момент, который начинается с разговора ребенка с родителем о том, все ли получилось и все ли понятно. Это важно, чтобы убедиться, что ребенок готов к занятию.
2. Дыхательная гимнастика, где ребенку объясняется правильный тип дыхания и речевого выдоха. Это помогает создать правильную основу для работы со звуками.
3. Артикуляционная гимнастика, которую можно проводить по показу, под музыку или с использованием видеороликов. Это помогает развить точность движений речевого аппарата.
4. Постановка звука по подражанию или показу с механической помощью. Здесь занимаются автоматизацией звука. Автоматизация происходит через слуховую разминку, звуковую гимнастику и слоговую разминку.
5. Физминутка, которая включает пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие межполушарных связей и гимнастику для глаз. Это помогает разносторонне развить ребенка и создать паузу между учебными блоками.
6. Фонематическое восприятие, где ребенку предлагается работа с различными звуками для развития их различения и распознавания.
7. Итог занятия и дз, где проводится разговор с мамой о проделанной работе и домашнем задании.
Кроме того, на занятиях используются различные ресурсы, такие как интерактивные игры "Мерсибо", программа "Учимся говорить правильно", "Игры для тигры", "Баба Яга учится читать" и другие. Также педагог может использовать сайты, такие как https://www.igraemsa.ru и LearningApps, чтобы создавать интерактивные тесты, игры и пазлы.
При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия, проводятся индивидуальные дистанционные консультации, а также предоставляются письменные рекомендации. Важно донести до родителей необходимость контроля ребенка в ходе дистанционного обучения.
Таким образом, дистанционное обучение открывает перед нами широкие возможности:
- Позволяет получить полноценное дополнительное образование, соответствующее государственным стандартам, независимо от места проживания и финансовой ситуации.
- Позволяет обучаться в удобных для себя условиях, с плавающим графиком занятий.
- Способствует развитию творческих навыков и участию в проектной и исследовательской деятельности.
- Помогает развить навыки коллективной работы.
- Предоставляет возможность получить дополнительное образование.
- Способствует повышению уровня образовательного потенциала общества и качества образования.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное обучение становится уникальной возможностью для успешной интеграции в общество сверстников через развитие, коррекцию и реабилитацию.
Список используемой литературы :
1 Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение : Учебно-методическое пособие. – М. : ВУ, 2009
2 Дистанционное обучение/ Учебное пособие под ред. Е. С. Полат. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
3 Интерактивное образование, электронная газета, https://io.nios.ru/articles2/57/3/ispolzovanie-distancionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-detey-s-ovz-v-nachalnom-obshchem
3 Модели дистанционного образования детей-инвалидов в России, Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-detey-invalidov-v-rossii-vozmozhnosti-i-problemy/viewer